101-й факт или Предмет гордости для гордых - «Экономика»
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в субботу, 16 мая, провел онлайн пресс-конференцию, посвященную, по его словам, "второй годовщине революции". Свою 8-ю по счету пресс-конференцию премьер начал с представления очередной справки "100 фактов о новой Армении", передает Panorama.am. По его словам, с начала пандемии с целью нейтрализации последствий коронавируса правительством Армении осуществлено 18 антикризисных мероприятий –7 экономической направленности и 11 социальной направленности.

Как отметил Пашинян, по положению на 15 мая, выделенными в рамках этих программ 84,4 млрд драмами воспользовались 48 400 юридических лиц и 1,1 млн физических лиц. Премьер зачитал перечень предоставленной утвержденными программами экономической и социальной помощи, представив их как 100 фактов.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: о том, насколько верно вносить с список достижений бархата антикоронавирусные мероприятия, пожалуй, говорить бессмысленно. Это просто нонсенс. Согласитесь, иначе трудно назвать ситуацию, когда сам факт реакции власти на форс-мажор считается очередным ее достижением. Впрочем, в данном случае речь о другом.
Как известно, это далеко не первый и явно не последний случай, когда премьер представляет общественности свои 100 фактов. В то же время это далеко не первый и явно не последний случай, когда один ключевой факт бархатной жизни страны в списке не упоминается. Речь о том, сколько денег было потрачено и тратится на финансовую мотивацию представителей власти. Между тем, очевидно, что этот параметр очень гармонично вписался бы в список 100. Тем более, если учесть, что по последним данным общая сумма этой самой "мотивации" в виде премий высокопоставленным государственным служащим перевалила за отметку в 100 миллионов долларов в период пребывания революционной команды у руля власти.
Вот к примеру, глава правительства констатирует, что на 18 антикризисных программ было потрачено 84, 4 млрд драмов. Было бы очень уместно здесь упомянуть тот факт, что в тот же период пандемии (в апреле) распоряжением мэра Еревана на премии за проделанную в марте работу было выделено из городской казны 29 миллионов драмов.
Эти 29 миллионов, конечно лишь малая доля премиальных расходов подразделений государственного аппарата в период кризиса, когда по идее все, в том числе и чиновники должны затянуть пояса. Но и этой цифры достаточно для наглядности картины.
ВОТ ПАШИНЯН ГОВОРИТ, ЧТО В РАМКАХ ОДНОЙ ИЗ 18-ти антикризисных программ государство выделило 209 миллионов драмов (по 100 тысяч на каждого) потерявшим работу родителям детей до 14 лет. В общей сложности речь идет о 2093-х гражданах. Да, цифра впечатляет. Но не меньше впечатляет тот факт, что сумма премиальных поощрений сотрудников мэрии только за март (29 миллионов) составляет 290 единиц таких пособий.
Вот Пашинян говорит, что, по положению на 30 марта, получили по 100 тысяч драмов помощи беременные женщины, чьи мужья потеряли работу. И этой программой воспользовались 9475 женщин. И тут в качестве дополнительного штриха стоит обратить внимание на тот факт, что сумма премий сотрудников мэрии составляет, опять же, 290 единиц таких пособий.
Теперь перейдем к более внушительным масштабным параметрам. Как уже было отмечено, в период бархата общая сумма премий чиновникам перешла отметку в 100 миллионов долларов. По сути, это 10% от той суммы, на которую увеличился бюджет страны (по словам премьера) за последние 2 года. Недавно Пашинян заявил, что в период пребывания у власти действующей команды бюджет государства вырос на более чем на 1 миллиард драмов. Выходит, что 10 процентов от этого миллиарда получили чиновники в виде премий. Это что, комиссионные за участие в пополнении бюджета?
Глава правительства также заявил, что за 2 года по антикоррупционным уголовным делам возвращено в бюджет 40 миллиардов драмов (более 83 миллионов долларов – А.М.). Между тем, это меньше, чем было выдано премий государственным служащим в тот же период. Тут вообще можно поставить вопрос иначе: все, что было возвращено казне по антикоррупционным делам, пошло на премии госчиновникам. И этого даже не хватило.
Каждый раз, когда премьер начинает перечислять пресловутые 100 фактов, почему-то в списках не оказывается одного наиболее ключевого: показателя финансовой мотивации революционного энтузиазма. Зачем скрывать этот параметр? Можно же ведь и этим гордиться. Сказала же ведь недавно вице-спикер парламента Лена Назарян, что 500 тысяч драмов для бархатных госслужащих – вовсе не достойная зарплата. Вот и приплачивают им премиями, чтобы достичь достойного уровня. Ну чем не предмет гордости для гордых?
Ара Меликсетян, "Голос Армении"
