Принуждение к отставке последует от тех, кто привел Пашиняна к власти - «Политика»
Видеообращение бывшего посла РА в государстве Ватикан Микаела Минасяна, посвященное возможной отставке Пашиняна при участии
парламентского большинства, вызвало большой общественный резонанс.

МИНАСЯН УКАЗАЛ НА ТО, ЧТО СРЕДИ ДЕПУТАТОВ ФРАКЦИИ «МОЙ ШАГ» есть 1-2 человека, которые могли бы сменить Пашиняна на посту премьер-министра. Согласно пункту 4 статьи 115 Конституции РА, проект постановления о выражении недоверия премьер-министру не может быть представлен во время чрезвычайного или военного положения.
В другое время такой проект может быть представлен не менее чем одной третью от общего числа депутатов, и только в том случае, если проектом этого постановления одновременно предлагается кандидатура нового премьера. Пашинян уже объявил, что «к 12 июня будем иметь 20 тыс., а в конце июня, - примерно, 30 тыс. случаев с сотнями смертей». Нынешний срок чрезвычайного положения истекает 13 июня, Пашинян уже подготовил почву для продления чрезвычайного положения.
Читающей публике известно о разногласиях, которые возникли во фракции большинства вокруг эксплуатации месторождения Амулсар и по вопросу ратификации Стамбульской конвенции, в основе этих разногласий были общественные настроения. Известно, что во фракции есть представители бывшей аодовской власти, есть адресаты фондов Сороса, зачастую, эта публика вступает в конфликты с членами партии «Гражданский договор», в основе конфликтов, как правило, тоже общественные настроения.
По закону стаи
О расколе парламентского большинства говорится давно, однако, надо признать, что в дни обострения отношений с «Лусавор Айастан» фракция «Мой шаг» повела себя по закону стаи.
ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЭДМОНА МАРУКЯНА И НАНЕСТИ ЕМУ в присутствии Никола свой удар пытались почти все (речь, разумеется, о мужской половине фракции), мало, кто предпочел остаться в стороне, а потому предложение Минасяна исполнимо только под мощным давлением общественности. Люди, которых привел в парламент Никол, будут держаться за свои мандаты до конца, никто из них не станет плевать против ветра из соображений собственного благополучия.
Вопрос отставки Пашиняна в стенах парламента актуализируется только на фоне всенародного требования. Разочарование некомпетентными действиями правительства в условиях кризиса носит повсеместный характер, нынешним летом локальные акции протеста могут захлестнуть все марзы, власть уверена, что сумеет подавить эти акции в зародыше, не допустив их разрастания до масштабов массовых политических выступлений с требованием отставки Пашиняна.
Не исключено, что после окончательной дискредитации правительства парламентское большинство, чтобы не допустить роспуск парламента, может частично перебежать во фракцию ППА и создать новое парламентское большинство. Это большинство, в соответствии с требованиями статьи 149 Основного закона, делегирует на пост главы правительства не тех 1-2 кандидатов от фракции «Мой шаг», о которых говорит Минасян, а Гагика Царукяна…
ППА может претендовать на роль партии власти?
Произойдет это в том случае, если массы за стенами парламента не пожелают видеть в кресле следующего премьер-министра соратников Пашиняна: спикера Арарата Мирзояна, вице-премьера Тиграна Авиняна или кого-то еще. В этом случае ППА непременно попытается протащить своего лидера посредством переговоров с фракцией «Мой шаг».
СОГЛАСНО ПУНКТУ 3 СТАТЬИ 149 КОНСТИТУЦИИ, в случае не избрания премьер-министра большинством голосов от общего числа депутатов, через 7 дней после голосования проводятся новые выборы, право на участие в них имеют кандидаты, выдвинутые не менее чем одной третью от общего числа депутатов. Если премьер не избирается большинством голосов от общего числа депутатов, то парламент распускается силой права.
Для абсолютного большинства депутатов это будет означать возвращение на улицу без каких-либо шансов на повторное избрание. Именно поэтому после отставки Пашиняна может сформироваться новое парламентское большинство, которое и станет политической опорой нового премьер-министра. Нечто подобное произошло с парламентским большинством после отставки Тер-Петросяна (знаменитые «крысиные бега»). Тогда, напомню, от имени нового большинства выступила депгруппа «Еркрапа».
Передислокация внутри парламента, скорее всего, произойдет после отставки Никола под давлением улиц. Парламент будет вынужден принять волю народа и отречься от премьера во имя сохранения мандатов. Некоторые депутаты от фракции «Мой шаг» уже ведут закулисные переговоры с депутатами от фракции ППА. Если заявление Эдмона Марукяна о том, что «Лусавор Айастан» может стать следующей властью, вызвало только недоумение, то аналогичное заявление из уст Гагика Царукяна удостоилось бы совсем иной оценки. В последние месяцы Царукян воспринимается как деятель, готовый прийти на помощь нуждающимся в непростой для народа ситуации. Если Царукян молчит о своих политических амбициях, это не значит, что у него этих амбиций нет…
Взрыв неизбежен!
О том, что отставка Пашиняна неизбежна, знают во всех политических кругах, однако вряд ли кто-то способен точно предсказать сценарий, по которому произойдет отлучение премьера от власти.
МЫ УКАЗАЛИ ЛИШЬ ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ СЦЕНАРИЕВ развития ситуации на основе создания нового парламентского большинства, на практике их может быть больше. Пока очевидно лишь одно: отлучение Пашиняна от власти может произойти только в результате давления «снизу». Иными словами, принуждение к отставке последует от тех, кто привел Никола к власти.
Как заявил, прогнозируя ближайшее будущее, политолог Ерванд Бозоян: «Взрыв предсказуем! Люди выйдут на улицу даже с риском заразиться, необходимо избежать подобного сценария, нельзя идти на большие жертвы ради одного человека». Увы, ставка на сознательность Никола и добровольную отставку вряд ли сыграет. Премьеру ежедневно со всех сторон доказывают, что он не умеет управлять государством, а он на днях объявил, что не станет опровергать сведения о причастности к контрабандным авиарейсам и экспорту индийских бриллиантов, дескать, хотите, верьте, хотите, - нет, а он не станет доказывать, что не верблюд. А жаль, от верблюда хоть какая-то польза…
Марина Мкртчян, "Голос Армении"
