Высший Судебный Совет в свои дела не вмешивается - «Политика»
Последнее, несостоявшееся заседание по делу "1 марта", как известно, оказалось чревато разного рода последствиями. К примеру, председатель Высшего судебного совета Рубен Вардазарян обратился к председателю Палаты адвокатов Ара Зограбяну с ходатайством о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов Миграна Погосяна, Айка Алумяна и Ованеса Худояна за отношение к суду, которое Р. Вардазарян расценивает как неуважительное.

СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 17 МАРТА не состоялось из-за отсутствия судьи Анны Данибекян. Как стало известно на днях, задним числом, судью прооперировали, не сообщив об этом адвокатам, которые узнали об отмене заседания утром того же дня посредством звонка из суда буквально за пару часов до начала слушания. Они тем не менее поспешили в суд для уточнения некоторых вопросов. Дело в том, что заседание по самому резонансному процессу отечественного судопроизводства, предполагалось особенным: на нем собирались присутствовать трое бывших премьер-министров Армении: Вазген Манукян, Хосров Арутюнян, Карен Карапетян и бывший премьер-министр Арцаха Анушаван Даниелян, чтобы представить личное поручительство для изменения меры пресечения - арест - второму президенту Армении Роберту Кочаряну на подписку о невыезде. Вполне понятно, что всем им собраться в Ереване для посещения суда не так-то просто, потому последовавшее в последний момент сообщение о том, что заседание не состоится, причем без должного указания причины, вызвало негодование адвокатов.
Оказавшиеся в зале суда адвокаты слегка пошутили. Так, М. Погосян сел в кресло отсутствующей судьи, О. Худоян - на место прокурора, а А. Алумян сопроводил свои слова ударами кулака по столу. Вот и весь "криминал", который почему-то настолько возмутил главу ВСС, кстати, бывшего адвоката Р. Вардазаряна, что он разразился ходатайством в Палату адвокатов, требуя наказать своих бывших коллег.
Ходатайство Вардазаряна вызвало возмущение юристов. В выходные дни в Фейсбуке развернулся своеобразный флешмоб: адвокаты и правозащитники выставляли свои фотографии, где они преспокойно сидят на месте судей как отечественных, так и зарубежных, с удовольствием позируя при этом. И все, включая представителей судебной системы, довольны.
ТАК, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ХЕЛЬСИНКСКОГО комитета Армении Аветик Ишханян на своей странице в Фейсбуке сделал следующую запись: "К сведению ВСС. Ровно 17 лет назад, в 2003 году, в США в суде города Канзас-сити штата Миссури в присутствии председателя суда я сфотографировался, сев на стул судьи. Удивительно: судебные власти США не сочли мое поведение проявлением неуважительного отношения к суду".
Адвокат Тигран Атанесян выставил фотографию, которую подписал так: "Уважаемый ВСС! А это я несколько лет назад на стуле председателя уголовной палаты Кассационного суда. Мало того, так я еще и в мантии судьи".
В свою очередь Айк Алумян заявляет, что следует отличать суд и здание суда. "Если что-то происходит в здании суда, это не то же самое, что происходит в суде, то есть суд как таковой в тот день там не собрался, там не было суда, судья не пришел. Суда как такового не было. Следовательно, это нельзя назвать отношением к суду", - вполне резонно считает Алумян.
Хотелось бы обратить внимание на еще одно обстоятельство. Ни в одном законе или юридическом документе нашей страны, ни в Судебном кодексе РА, ни в Кодексе правил поведения адвокатов, обновленном, кстати, совсем недавно, нет нормы, которая бы запрещала то, что имело место со стороны троих адвокатов. И это при том, что даже в своей новой редакции Кодекс правил поведения адвокатов остается весьма размытым и нечетким. Однако там нет и намека на что-либо подобное. А что не запрещено законом, то, как известно, не может считаться нарушением.
ИНТЕРЕСНО, ЧТО РЕАКЦИЯ АДВОКАТОВ ПО ДЕЛУ "1 МАРТА" вызвала острое возмущение у председателя ВСС. Этот орган, призванный защищать интересы судей, не раз демонстрировал нерешительность и отстраненность от реальных проблем системы. Так, ВСС молчал, словно набрав в рот воды, когда по команде премьера были заблокированы входы-выходы в суды, не требовал возбуждения уголовных дел, когда судью Давида Балаяна, пытавшегося в тот день попасть в свой кабинет, бросили на землю или когда митингующие перед зданием Конституционного суда позволили себе крайне агрессивные действия по отношению к судье КС Альвине Гюлумян. А сколько нелестных выражений было озвучено всенародным премьером в адрес судебной системы! Взять хотя бы оскорбительную формулировку "скулящие под стенами судьи". Но Р. Вардазарян, помнится, тогда ни капельки не обиделся за вверенную ему ветвь власти. Более того, он публично повторил слова премьера и, видимо, пытаясь найти им оправдание и объяснение, сам подтвердил, что да, в системе таковые действительно имеются.
А вот бывших коллег, имевших 17 марта полное право на возмущение, глава ВСС требует наказать, да пожестче. Но думается, он вряд ли этого добьется. Во всяком случае для принятия решения у председателя Палаты адвокатов есть месяц (со дня получения ходатайства). А адвокаты, если потребуются, представят свои обоснования имевшей место ситуации. И они, безусловно, будут убедительными.
Между тем есть все основания предположить, что следующее заседание по делу "1 марта" опять не состоится. Адвокаты подсудимых обратились в ереванский суд общей юрисдикции с ходатайством о передаче дела другому судье в связи с операцией А. Данибекян и послеоперационным периодом. Но думается, что ходатайство вряд ли будет удовлетворено, хотя судье Данибекян, скорее всего, потребуется достаточно долгий период для восстановления. Так что переносов заседания и затягивания процесса, скорее всего, не избежать.
СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ ЗАМЕТИМ, что сегодня в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной коронавирусом, многие судьи переносят заседания на неопределенное время. Очень принципиальный в вопросе поведения троих адвокатов Высший судебный совет не счел необходимым выполнить свои прямые обязанности. А именно: четко и однозначно разрулить вопрос, издав соответствующие правила функционирования судебной системы на данный период. Ситуацию оставили на усмотрение самих судей, и каждый из них действует самостоятельно. По большей части судьи предпочитают переждать, отложить слушания. Даже в громких и резонансных делах. К примеру, Административный суд заявил о переносе в связи с ситуацией заседания по делу фаворита властей Гагика Джангиряна, который оспаривает решение Роберта Кочаряна об отстранении его от должности замгенпрокурора в 2008 году.
А в некоторых случаях адвокаты по собственной инициативе обращаются к судьям с ходатайством о переносе процесса до лучших времен. Решение вопроса - под личную ответственность судьи.
Понятно, что закрепленный в Европейской конвенции по правам человека принцип справедливого судебного разбирательства в разумные сроки никто не отменял, но чрезвычайная ситуация, с которой прежде обществу не доводилось сталкиваться, вносит свои коррективы. И игнорирование этого может иметь самые печальные последствия. Вот чем стоило бы озаботиться нашему нерешительному Высшему судебному совету во главе с Рубеном Вардазаряном, а не отвлекаться на выдуманные "обиды" на адвокатов. Совсем уже забаррикадировались от реалий.
Лана Мшецян, "Голос Армении"