Зловонные «ягодки» апреля: Армянская экономика просидела дома и ушла в минус - «Экономика»
25 мая с.г. Статкомитет Армении представил свежие макроэкономические данные о том, как развивалась экономика страны в период с января по апрель 2020 года. В прошлых аналогичных обзорах мы констатировали, что страна быстро теряет темпы экономического развития.

ОДНАКО ЭТО БЫЛИ ЛИШЬ «ЦВЕТОЧКИ», ТАК КАК ИЗ 3-Х МЕСЯЦЕВ 1-ГО КВАРТАЛА только две недели можно назвать, так сказать, «коронавирусными», поскольку практически до введения в стране режима ЧП (16 марта) премьер Пашинян еще продолжал свои бессмысленные агитационные митинги в Сюнике, а его супруга безмятежно раздавала на ереванских улицах пропагандистские буклеты – соответственно безмятежно функционировала и вся экономика. А теперь ознакомимся уже с «ягодками», сравнивая январь-апрель этого года с январем-апрелем прошлого. Понятно, что на общую картину резко повлияли именно апрельские данные, которые в основном и обеспечили стране те самые зловонные «ягодки».
Наш предыдущий обзор за 3 месяца завершался следующим прогнозом: «Учитывая, что весь апрель экономика, так сказать, «просидела дома», можно с большой уверенностью прогнозировать, что по итогам 4-х месяцев этого года Армения потеряет последние положительные значения макроэкономики и отстанет даже от прошлогодних показателей». Посмотрим, что же мы имеем на деле по итогам 4-х месяцев…
Начнем с внешнеторгового оборота, который с включением марта уже деградировал до 96%, а вместе с апрелем сократился до 89,6%. Соответственно темпы роста объемов экспорта, спикировав за 1-й квартал до 100,2% и едва удержавшись в зоне положительных величин, по итогам 4-х месяцев решительно ушли в минус – 91,9%. Что же касается импорта, то его рост остановился уже по итогам 2-х месяцев (99,2%), еще более усугубившись по итогам 1-го квартала – 93,8%, а за 4 месяца и вовсе уйдя в глубокий минус – 88,5%, то есть он уже серьезно не дотягивает даже до аналогичных прошлогодних показателей.
По темпам роста объема промышленной продукции по итогам 1-го квартала мы имели 108,7%, а за 4 месяца – 104,2%. Рост производства электроэнергии за январь-март с.г. составил 114,8%, а с добавлением апреля снизился до 110,3%.
Что касается показателя экономической активности, то он в 1-ом квартале с достигнутых ранее 108,7% уменьшился до 104%, а за 4 месяца уже ушел в минус – 98,3%. Традиционные на протяжении последних 2-х лет «локомотивы» экономического роста также начали «сходить с рельсов». Так, сфера услуг после роста на 105,5% за январь-март заметно сбавила темпы, а за 4 месяца докатилась до 100,1%, остановившись буквально на грани падения. А вот внутренний торговый оборот, едва удержавшийся еще в 1-ом квартале в «зеленой» зоне (100,2%), по итогам 4-х месяцев рухнул до 91,4%.
В сфере строительства уже по итогам 1-го квартала было зарегистрировано резкое падение - 90,6%! За 4 месяца показатель еще хуже – всего 78,1%?! То есть, наметившиеся в начале года скромные позитивные тенденции в этой важной сфере сегодня обрушены до минусовых значений.
ДРУГОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ – инфляция фактически, так сказать, перестала существовать, составив незаметные 100,1%, что ниже даже самого нижнего порога целевого уровня правительства (102,5%), и это очень плохо с точки зрения макроэкономической стабильности. Такой же показатель и по промышленной инфляции, что, в свою очередь, губительно для промышленного производства. Фактически страна вступила в стагнацию – «болото»…
Через месяц мы узнаем, какой вклад в общую макроэкономическую картину внес май. Напомним, что в этом месяце экономические ограничения были постепенно сняты, благодаря чему, по словам премьера Пашиняна, «в Армении удалось сохранить самый низкий уровень инфляции среди многих стран и избежать колебаний валютных курсов». Заодно глава правительства, проспавшего начало пандемии, поведал еще об одном своем проколе: бенефициары 9-го антикризисного пакета правительства (безработные с несовершеннолетними детьми) должны были обратиться за господдержкой в банки, где вдобавок к матпомощи получили… инфекцию. Вспышка заражений произошла и на заработавших предприятиях.
Очевидно, что правительству Пашиняна никак не удается обеспечить разумный компромисс между здоровьем людей и экономическими соображениями. При этом премьер снова не принял на себя никакой ответственности за создавшуюся экстремальную ситуацию, взвалив всю вину на некие обстоятельства и индивидуальное поведение людей. Маску поправь…
P.S. Национальный статкомитет в своем сообщении приводит и такой красноречивый факт: в апреле с.г. около 31 тыс. работников из более чем 9 тысяч организаций находились в вынужденном неоплачиваемом простое, причем это в основном работники микро- и малых предприятий с зарплатой до 80 тысяч драмов.
Ашот Арамян, "Голос Армении"