Литва не сумела втянуть ЕС в разборки с Китаем




Страна не первая, кто вступает в конфликт с Пекином, но это диковинно, поскольку Вильнюсу мало что терять от ссоры.


Дипломатическая схватка между Литвой и второй по величине экономикой мира началась с одного слова.


В августе Вильнюс удовлетворил просьбу Тайваня об открытии в стране «тайваньского» представительства. Использование этого имени оскорбило Пекин, который настаивает на том, что остров является частью Китая, и предпочитает использовать вместо него слово «Тайбэй».


Ссора быстро накалилась. Хотя Вильнюс подчеркнул, что этот шаг не является вызовом политике Пекина «Единый Китай», это решение — первое в своем роде в Европе — было расценено многими как потенциальный первый шаг к тому, чтобы в конечном итоге признать Тайвань отдельной страной.


Китай отозвал своего посла — использовав дипломатическую форму протеста, которую он не применял в течение многих лет, и настоял на том, чтобы Литва отозвала своего посланника. В рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» было приостановлено движение грузовых поездов, соединяющих Вильнюс; так же были заморожены и новые лицензии, на которые претендовали литовские экспортеры продуктов питания. Первоначальные ожидания, что Литва может стать важным направлением в ЕС для китайских инвесторов в финтех, почти развеялись.


«Это похоже на классическую китайскую поговорку: «Убить курицу, чтобы напугать обезьяну», — сказал высокопоставленный дипломат ЕС в Китае, попросив сохранить анонимность, поскольку он не уполномочен давать публичные комментарии. — Пекин посылает сигнал, что всякий, кто последует примеру Литвы и осмелится противостоять ему, столкнётся с серьезными последствиями. И такое послание лучше всего проверить на небольшой стране».


Пекин сейчас наблюдает, встанет ли «обезьяна» — Европейский Союз — на сторону курицы или её мясника.


На повестке дня


Соединенные Штаты уже поддержали Вильнюс: в прошлом месяце госсекретарь Энтони Блинкен после встречи в Вашингтоне со своим литовским коллегой подчеркнул «твердую поддержку Литвы со стороны США перед лицом попытки принуждения со стороны Китайской Народной Республики».




ЕС до сих пор вёл себя более двусмысленно. В своем недавнем стратегическом диалоге с министром иностранных дел Китая Ван И глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель защищал Литву, но также приложил все усилия, чтобы заверить Пекин, что ЕС не ставит под сомнение его политику «единого Китая». «ЕС и его государства-члены заинтересованы в развитии сотрудничества с Тайванем, единомышленником и важным экономическим партнером в регионе, без какого-либо признания его государственности», — сказал он Вану.


Во минувший вторник 27 лидеров стран-членов ЕС собрались на обед, который включал обсуждение отношений между ЕС и Китаем, на котором президент Литвы Гитанас Науседа призвал своих коллег направить послание «единства» перед лицом Китая. Обед закончился тем, что Боррель назвал «очень интересными дебатами». «С одной стороны, между Китаем и США существует большая биполярность, а с другой — многополярность участников, — сказал он. — И европейцы должны действовать; европейцы должны создать общую стратегическую культуру, чтобы сообща решать проблемы, с которыми они сталкиваются».


В то время как стратегический компас ЕС всё еще находится в стадии разработки, ясно одно: в противостоянии с Пекином Литва с населением 2,8 миллиона человек выдвинула вопрос о Тайване и отношениях с Китаем на более заметное место в повестке дня ЕС в таком качестве, в каком лидеры Китая и многих европейских столиц избегали годами.


И, по крайней мере, на данный момент, Вильнюс не собирается отступать.


Литва настаивает, что не собиралась расстраивать Пекин, и несколько высокопоставленных литовских чиновников заявили, что хотели бы уменьшить размолвку, но, похоже, никаких признаков сближения пока нет. Напротив, торговая делегация под руководством правительства Тайваня скоро посетит Литву, а также Чехию и Словакию.


«Решение этой ситуации зависит от обеих сторон. Мы готовы к переговорам, но мы не готовы пересматривать… наше решение, — сказала Науседа в интервью американским журналистам. — В Европейском Союзе есть много представительств, которые были созданы [Тайванем] за последние 20-25 лет. И Литва не сделала ничего особенного в этом отношении».


Нечего терять


Литва — не первая страна ЕС, вступившая в дипломатический конфликт с Пекином, но этот необычен тем, что ей нечего терять от ссоры.

Все кто ждет победы переходим на сайт