О чем свидетельствует рейтинг судей - «Общество»
Судья в силу занимаемой должности обладает обширными полномочиями, которые оказывают раздавливающее действие на личность, и вопрос о том, в какой мере личность способна сопротивляться раздавливанию, не является праздным. Отчасти ответ на этот непростой вопрос дает составляемый членами Палаты адвокатов по системе HelpCourt рейтинг судей.
ПО ПОСЛЕДНИМ ДАННЫМ, САМЫЙ ВЫСОКИЙ РЕЙТИНГ в настоящее время у набравшего 56 баллов судьи Апелляционного суда Александра Азаряна, против которого на днях Министерство юстиции возбудило дисциплинарное производство. Формальным поводом для возбуждения дисциплинарного производства стала озвученная в ходе закрытого заседания по делу о мере пресечения владельцу телеканала TV 5 Армена Тавадяна оценка. Но Александру Азаряну, который по праву считается одним из самых принципиальных и независимых судей, к давлению и преследованиям со стороны властей не привыкать. Вспомним хотя бы крайне агрессивную кампанию, развернутую против него после освобождения из-под стражи второго президента Роберта Кочаряна.
Второе место в рейтинге судей у Давида Арутюняна (52 балла), третье – у Давида Балаяна (49 баллов). В первой пятерке находятся также Вазген Рштуни (47 баллов) и Сергей Марабян (44 балла).
Именно благодаря подобным судьям в народе еще сохраняется вера в справедливость. Большинство граждан уверено, что суд призван творить справедливость. Формально они, конечно, не правы. Суд обязан поддерживать законность, которая не может быть тождественна справедливости хотя бы потому, что последнюю разные люди часто понимают совсем по-разному, тогда как законность есть понятие, существенно более объективное. Суд – это процедура и только процедура; приговор суда, вынесенный в полном и безоговорочном соответствии с законом, правосуден – даже если кто-то считает его несправедливым. Но по существу "мнение народное" не ошибается. Страна не может и не должна уважать свой суд, если его решения часто кажутся несправедливыми, если причины расхождения законности и справедливости решений не выявляются и не исправляются достаточно быстро.
Последние три места в рейтинге судей занимают Анна Данибекян, Ваге Григорян и Армен Даниелян. Отрицательные баллы у Рубена Вардазаряна, Артура Погосяна, Самвела Оганяна, Ерванда Хундкаряна. Интересно, знакомы ли перечисленные судьи с таким понятием, как "верховенство права"? Том Бингем сформулировал в свое время критерии оценки правовых систем, в число которых входят, например, и следующие: перед законом все равны; суд должен быть беспристрастным; в суде должна быть обеспечена надлежащая защита основных прав человека и т.д.
А КАК ПРОЯВИЛИ СЕБЯ СУДЬИ АРМЕН ДАНИЕЛЯН И АННА ДАНИБЕКЯН в деле второго президента Роберта Кочаряна? Не имеет смысла, конечно, снова перечислять все мизансцены издевательства над законом, разыгранные ими в ходе судебного процесса. Заметим только, что в их действиях мы увидели самые невероятные вещи, вплоть до лишения представителей стороны защиты возможности высказать свое мнение и невыполнения решений Конституционного суда, что, кстати, квалифицируется как уголовное деяние. Ну что ж, мечта Пашиняна иметь независимый суд сбывается прямо на глазах. Суд в "новой Армении" действительно становится совершенно независимым, и в первую очередь от закона. Понимаете, чем это пахнет – или Пашиняна позвать?
О входящим в тройку судей с наиболее низким рейтингом Ваге Григоряне, объявившим себя председателем КС, мы вообще не говорим. Акт, конечно, преглупый, но, видно, умнее у него не получается. Его претензии столь отчетливо ассоциируются с психическим нездоровьем, что ему в дальнейшем уже будет нелегко преодолеть пагубную для судейской репутации устойчивую ассоциативную связь.
"Если все так плохо, то почему посольства западных стран спокойны, словно Стена плача и Иерусалиме, почему молчат?" - интересуются некоторые наши сограждане. Ну что им сказать? Если бы послы вслух и честно говорили все, что они думают о происходящем в стране пребывания, внешняя политика, бесспорно, обрела бы чрезвычайную живость, но посольства проявляют или не проявляют свою позицию открыто только в случаях своей крайней политической заинтересованности.
Зато Министерство юстиции не собирается молчать и на днях в очередной раз заявило о своей решимости начать в ближайшее время процесс веттинга должностных лиц, в том числе и судей. Вообще-то рекомендация лечить насморк прививкой чумы- довольно нетрадиционный способ врачевания, но давайте-ка, с вашего позволения, расскажу министру юстиции Бадасяну для лучшего мозгового кровообращения про один старинный метод, способный полностью заменить веттинг. Подчеркиваю, я не в смысле рекомендации, а просто так, для общего развития.
Самая известная картина нидерландского живописца Герарда Давида, написанная в 1460 году, называется "Сдирание кожи с плохой судьи". Судья наг и привязан к столу, а нога его багровеет без кожи. На картине есть второй план – продолжение. Новый, юный и испуганный судья влезает в кресло, кожей обтянутое. Такое полотно бьет по мозгам как судьям, так и тем, кто властвует. Смотришь, как с зависимого судьи сдирают кожу, и проникаешься уважением к независимому. Если повесить копии этой картины во властных и судейских кабинетах, любой веттинг станет излишним.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"

