Будет ли экстрадирован Ваагн Арутюнян? - «Общество»

15 марта стало известно о задержании в Москве бывшего замначальника Следственного комитета РА, являвшегося руководителем следственной группы по делу "1 марта", Ваагна Арутюняна. Задержание, насколько известно, имело место 14 марта, но новость стала достоянием общественности только на следующий день.
.
ЭТО СОБЫТИЕ ПО ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ вызвало широкий интерес в обществе и дало пищу для размышлений. Напомним, что Ваагну Арутюняну предъявлено обвинение по статьям 38-349, 308 и 309 УК РА (соучастие в фальсификации доказательств, злоупотребление должностными полномочиями, повлекшими по неосторожности тяжкие последствия, и превышение должностных полномочий, соединенное с применением насилия, оружия или специальных средств).
Важное обстоятельство: В. Арутюнян был объявлен в розыск несмотря на то, что в отношении него нет абсолютно никакой судебной санкции. Так, в октябре 2018 года Ваагна Арутюняна в Армении объявили в розыск, хотя суд отклонил ходатайство о его аресте. Вернее, суд первой инстанции удовлетворил ходатайство следователя Специальной следственной службы об аресте, но Апелляционный суд 6 февраля прошлого года отменил это решение. В данный момент избранной в отношении него меры пресечения не существует.
В итоге мы имеем очередной правовой абсурд, который давно уже не смущает ни нашу прокуратуру, ни следственные органы. Адвокат Мигран Погосян не раз обращал внимание на этот принципиальный факт. Более того, адвокат заявлял, что его подзащитный, который находится в Москве для прохождения длительного лечения, никогда не скрывал от следствия своего местонахождения. Кстати, В. Арутюнян, находясь в Москве, дважды в течение 5 месяцев давал интервью по скайпу отечественным СМИ. То есть те, кто хотел его найти, имели возможность без проблем это сделать.
ПОМНИТСЯ, ПРОКУРОР ПЕТРОС ПЕТРОСЯН на одном из судебных заседаний, связанных с мерой пресечения В. Арутюняну, недовольно заявил, что, как бы то ни было, экс-замглавы Следственного комитета никогда не давал ответа на вопрос, когда же конкретно он вернется в Армению. По словам прокурора, то обстоятельство, что лицо по сей день не выполнило свое уголовно-процессуальное обязательство, объективно дает основание утверждать, что оно скрывается.
Адвокат же считает розыск в отношении В. Арутюняна незаконным, а аргументы прокуратуры - надуманными. Более того, сам В. Арутюнян отмечал, что лечение не зависит от его желания и он пробудет в Москве столько, сколько потребуется. То есть точной даты - по указанным объективным причинам - он назвать не может. В то же время В. Арутюнян заявлял посредством своего адвоката, что может представить следствию все необходимые контакты и сведения, информацию о лечении и дальнейших планах. Однако следственный орган никак на это не откликнулся.
Так как меры пресечения в отношении Ваагна Арутюняна нет, долго задерживать его московские правоохранители не смогут. Либо будет принято решение о его немедленной депортации в Армению (что кажется маловероятным), либо будет рассматриваться вопрос его дальнейшей экстрадиции. Согласно нашей прокуратуре, похоже, будет иметь место второй вариант. По словам пресс-секретаря ведомства, этот вопрос будет рассмотрен в ближайшие дни.
Между тем вопрос экстрадиции между странами решается долго и достаточно сложно. На это, как правило, уходит несколько месяцев, а то и больше. Наша прокуратура, в соответствии с процедурой, выдвигая требование о выдаче своего гражданина, должна представить материалы уголовного дела, пакет документов, обосновывающих позицию по выдаче В. Арутюняна. А российские коллеги, тщательно изучив документы и выдвинутые обоснования, примут решение: да или нет.
С УЧЕТОМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ НЮАНСОВ, ИМЕЮЩИХСЯ в деле В. Арутюняна, думается, защита последнего сделает акцент не только на факторе политического преследования, но и на сроке давности предъявленных ему уголовных статей. Кстати, заметим, что В. Арутюнян - четвертый высокопоставленный чиновник, чьей выдачи за последние 11 месяцев Армения требует у России. Так, в конце апреля прошлого года требовали экстрадиции бывшего начальника Службы принудительного исполнения судебных актов 45-летнего Миграна Погосяна, обвиняемого по статьям 179 и 308 УК РА (присвоение или растрата в особо крупных размерах и злоупотребление должностными полномочиями, повлекшими по неосторожности тяжкие последствия). В конце ноября речь шла об экс-депутате и бизнесмене Левона Саргсяне, который был изначально подвергнут аресту на 40 дней.
А 4 декабря в розыск объявили экс-генпрокурора Геворга Костаняна, также обвиняемого по делу "1 марта". Последний, кстати, совершенно "открыт", преподает в Академии Генпрокуратуры РФ, опять же периодически общается с местными СМИ и даже публично обещает вернуться, если ему обеспечат возможность прозрачных допросов и следственных действий по делу "1 марта". Ни одного из вышеперечисленных трех бывших чиновников Россия в Армению не экстрадировала. Во всяком случае на данный момент.
Не будем предугадывать дальнейшее развитие событий в деле Ваагна Арутюняна, хотя, думается, и его вопрос будет решаться долго и неоднозначно. Посмотрим, чем все обернется.
Лана Мшецян, "Голос Армении"