Эксперт предлагает внести в законодательство поправки в сфере закупок
Сложившаяся экономическая ситуация требует принятие мер по оптимизации и стабилизации отечественной экономической сферы. Для обеспечения ее устойчивого развития в условиях внешнего санкционного давления, принят ряд антикризисных мер, заключающийся во внесении дополнений и изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц.
Несмотря на вышеизложенное, в целях дальнейшей оптимизации и стабилизации процесса осуществления закупок государственными, муниципальными заказчиками и отдельными видами юридических лиц, министр ЖКХ Ростовской области, эксперт Сергей Сизиков, предлагает рассмотреть дополнительное внесение следующих изменений в федеральное законодательство о закупках.
В Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) внести в пункт 2 части 3 статьи 42 изменения, сокращающие сроки размещения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона:
- сокращение с 15 дней до даты окончания срока подачи заявки до 7 дней, при условии начальной (максимальной) цены контракта не превышающей 300 млн руб., либо начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышающей 2 млрд. руб.;
- сокращение с 7 дней до даты окончания срока подачи заявок до 3 дней, при условии начальной (максимальной) цены контракта не превышающей 300 млн руб., либо начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышающей 2 млрд руб.
В Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) внести изменения в подпункты «а» и «б» пунктов 1 и 2 части 3 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, устанавливающие единый сокращенный срок подачи заявок при осуществлении закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения электронного аукциона и электронного конкурса – 7 календарных дней.
В целях оптимизации процедуры заключения контрактов и договоров, а также для обеспечения возможности у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в кротчайшие сроки начинать исполнение контрактов, предлагаю сократить сроки заключения последних с 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов до 5 дней по результатам осуществления конкурентных процедур, посредством внесения изменений в часть 1 статьи 51 Закона № 44-ФЗ и в часть части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Следует отметить, что обозначенные выше временные рамки не выходят за законодательно установленные сроки обжалования в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействий) субъекта (субъектов) контроля, то есть предложенные изменения не препятствуют функционированию и реализации контроля и надзора в обозначенной сфере.
Для упрощения процедуры проведения заказчиком общественного обсуждения закупок при проведении конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей 2 млрд руб. и более, видится необходимым соответствующее изменение статьи 20 Закона № 44-ФЗ, например, посредством сокращения сроков проведения процедуры общественного обсуждения или проведения такой процедуры специально созданной экспертной комиссией.
Учитывая, что в существующей системе государственных закупок, электронный запрос котировок является самой упрощенной процедурой, позволяющей провести ее в кратчайшие сроки, предлагаю исключить ограничения по начальной (максимальной) цене контракта для всех категорий закупок, а также по увеличить годовой объема закупок с 20% совокупного годового объема закупок заказчика до 50%, путем внесения соответствующих изменения в пункт 1 части 10 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.
По аналогичным причинам видится необходимым внести изменения в пункт 1 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, заключающиеся в увеличении суммы «малых закупок» со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. и с 500 тыс. руб., в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., до 1-1,5 млн руб.
В продолжение вышесказанного, видится допустимым предусмотреть возможность осуществления закупки у единственного поставщика работ по рекультивации свалок и внесения изменений в соответствующий перечень пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 223-ФЗ.
Па аналогии с внесенным в Закон № 44-ФЗ изменениями, необходимо внесение изменений предусматривающих возможность изменения по соглашению сторон существенных условий договоров, заключенных до 1 января 2023 года, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения и в статью 2 Закона № 223-ФЗ.
Не стоит оставить без внимания Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ), в который, в целях обеспечения финансовой устойчивости ресурсоснабжающих организаций, также видится целесообразным внести изменения.
Абзацем 5 пункта 2 статьи 26 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что потребители услуг по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
При этом, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона № 35-ФЗ, потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной
в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. С учетом действующей на настоящий момент времени ключевой ставки (20 %), размер неустойки составляет порядка 56 % годовых.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право урегулирования жилищных отношений, в том числе в части начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая баланс, сложившийся между применяемой к нарушителю меры ответственности и отрицательными последствиям, наступающими для кредитора, а также с учетом ст. 9
Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предлагается предоставить аналогичное полномочие, то есть освобождение от уплаты штрафных санкций при неполной или частичной оплате коммунальных услуг ресурс ресурсоснабжающих организаций, Правительству Российской Федерации, то есть в части применения положений абзаца 5 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и абзаца 8 стать 37 Закона № 35-ФЗ.
Кроме того, в период пандемии COVID-19 на территории Российской Федерации статьей 9.1 и абзацем 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников, согласно которому организации, включенные в вышеуказанный перечень были освобождены от уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств.
Ввиду наличия положительных результатов и аналогичных перспектив указанных выше мер, в целях сохранения действующих системообразующих организаций предлагаю реализовать аналогичные меры поддержки ресурсоснабжающих предприятий до 1 января 2023 года. - сообщил министр ЖКХ Ростовской области, эксперт Сергей Сизиков.
Несмотря на вышеизложенное, в целях дальнейшей оптимизации и стабилизации процесса осуществления закупок государственными, муниципальными заказчиками и отдельными видами юридических лиц, министр ЖКХ Ростовской области, эксперт Сергей Сизиков, предлагает рассмотреть дополнительное внесение следующих изменений в федеральное законодательство о закупках.
В Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) внести в пункт 2 части 3 статьи 42 изменения, сокращающие сроки размещения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона:
- сокращение с 15 дней до даты окончания срока подачи заявки до 7 дней, при условии начальной (максимальной) цены контракта не превышающей 300 млн руб., либо начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышающей 2 млрд. руб.;
- сокращение с 7 дней до даты окончания срока подачи заявок до 3 дней, при условии начальной (максимальной) цены контракта не превышающей 300 млн руб., либо начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышающей 2 млрд руб.
В Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) внести изменения в подпункты «а» и «б» пунктов 1 и 2 части 3 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, устанавливающие единый сокращенный срок подачи заявок при осуществлении закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения электронного аукциона и электронного конкурса – 7 календарных дней.
В целях оптимизации процедуры заключения контрактов и договоров, а также для обеспечения возможности у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в кротчайшие сроки начинать исполнение контрактов, предлагаю сократить сроки заключения последних с 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов до 5 дней по результатам осуществления конкурентных процедур, посредством внесения изменений в часть 1 статьи 51 Закона № 44-ФЗ и в часть части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Следует отметить, что обозначенные выше временные рамки не выходят за законодательно установленные сроки обжалования в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействий) субъекта (субъектов) контроля, то есть предложенные изменения не препятствуют функционированию и реализации контроля и надзора в обозначенной сфере.
Для упрощения процедуры проведения заказчиком общественного обсуждения закупок при проведении конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей 2 млрд руб. и более, видится необходимым соответствующее изменение статьи 20 Закона № 44-ФЗ, например, посредством сокращения сроков проведения процедуры общественного обсуждения или проведения такой процедуры специально созданной экспертной комиссией.
Учитывая, что в существующей системе государственных закупок, электронный запрос котировок является самой упрощенной процедурой, позволяющей провести ее в кратчайшие сроки, предлагаю исключить ограничения по начальной (максимальной) цене контракта для всех категорий закупок, а также по увеличить годовой объема закупок с 20% совокупного годового объема закупок заказчика до 50%, путем внесения соответствующих изменения в пункт 1 части 10 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.
По аналогичным причинам видится необходимым внести изменения в пункт 1 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, заключающиеся в увеличении суммы «малых закупок» со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. и с 500 тыс. руб., в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., до 1-1,5 млн руб.
В продолжение вышесказанного, видится допустимым предусмотреть возможность осуществления закупки у единственного поставщика работ по рекультивации свалок и внесения изменений в соответствующий перечень пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 223-ФЗ.
Па аналогии с внесенным в Закон № 44-ФЗ изменениями, необходимо внесение изменений предусматривающих возможность изменения по соглашению сторон существенных условий договоров, заключенных до 1 января 2023 года, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения и в статью 2 Закона № 223-ФЗ.
Не стоит оставить без внимания Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ), в который, в целях обеспечения финансовой устойчивости ресурсоснабжающих организаций, также видится целесообразным внести изменения.
Абзацем 5 пункта 2 статьи 26 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что потребители услуг по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
При этом, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона № 35-ФЗ, потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной
в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. С учетом действующей на настоящий момент времени ключевой ставки (20 %), размер неустойки составляет порядка 56 % годовых.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право урегулирования жилищных отношений, в том числе в части начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая баланс, сложившийся между применяемой к нарушителю меры ответственности и отрицательными последствиям, наступающими для кредитора, а также с учетом ст. 9
Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предлагается предоставить аналогичное полномочие, то есть освобождение от уплаты штрафных санкций при неполной или частичной оплате коммунальных услуг ресурс ресурсоснабжающих организаций, Правительству Российской Федерации, то есть в части применения положений абзаца 5 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и абзаца 8 стать 37 Закона № 35-ФЗ.
Кроме того, в период пандемии COVID-19 на территории Российской Федерации статьей 9.1 и абзацем 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников, согласно которому организации, включенные в вышеуказанный перечень были освобождены от уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств.
Ввиду наличия положительных результатов и аналогичных перспектив указанных выше мер, в целях сохранения действующих системообразующих организаций предлагаю реализовать аналогичные меры поддержки ресурсоснабжающих предприятий до 1 января 2023 года. - сообщил министр ЖКХ Ростовской области, эксперт Сергей Сизиков.