Шанс Никола Пашиняна - «Общество»

Интересные процессы наблюдаются в деле Роберта Кочаряна. Мы сейчас не о самом деле, о надуманности которого сказано не раз, повторяться не будем. Сейчас об одном конкретном обстоятельстве - пребывании Роберта Кочаряна в заключении.
Шанс Никола Пашиняна - «Общество»


НАПОМНИМ, ЧТО В МАЕ ПРОШЛОГО ГОДА первый президент Арцаха и второй президент Армении был отпущен под залог и поручительство президентов Бако Саакяна и Аркадия Гукасяна. Но это получило довольно странные последствия. Никол Пашинян блокировал суды, против принявшего такое решение судьи Давида Григоряна было возбуждено уголовное дело, которое, похоже, сегодня уже забыто, позже назначил себе врага в лице Грайра Товмасяна… Наконец, косвенным последствием всей этой чехарды стало создание парламентской комиссии по апрельской войне и т.д. и т.п.



Вскоре Роберт Кочарян снова был взят под стражу. И если в Армении еще оставались наивные, кто полагал, что дело Кочаряна находится в правовой плоскости, сегодня, полагаем, наивных уже нет. Все понимают, что все основные решения по Кочаряну принимались и принимаются не судьями сейчас и следователями раньше, а человеком, сидящим в премьерском кресле. А все остальные - судьи, прокуроры, следователи - только инструменты исполнения его желаний в этом вопросе. Кто "взбрыкнет", у тех появляются проблемы… А кто идет в фарватере премьера, те в фаворе: как недавно заметил глава Высшего судебного совета, премьер хотел бы, чтобы все судьи были, как Анна Данибекян…



Но пойдем дальше. Итак, Кочарян снова оказался под арестом. Однако, ходатайства не прекращались. Были собраны десятки тысяч подписей в поддержку Кочаряна. Десятки видных деятелей культуры и других сфер также обратились с просьбой об изменении меры пресечения. Наконец, подобное ходатайство намеревались представить трое бывших премьер-министра Армении (Вазген Манукян, Хосров Арутюнян, Карен Карапетян) и бывший премьер-министр Арцаха Анушаван Даниелян.



Конечно, это не означает, что ходатайство было бы удовлетворено, но с другой стороны, судье все труднее придумывать поводы для отказа, ведь она и сама признает, что все меньше оснований предполагать, что Роберт Кочарян в условиях пребывания на свободе может скрыться от следствия или повлиять на свидетелей… Заметим, таким было положение дел еще до введения режима ЧП и всеобщего карантина. Но, увы, до судебного рассмотрения, ходатайство не дошло. У судьи Данибекян возникли проблемы со здоровьем, и заседание отложено на неопределенный срок. А потом в стадию темповых развитий вошла ситуация заварушка с коронавирусом….



ЧТО ИМЕЕМ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ? Судья Данибекян, по официальной версии, на больничном. Более конкретной информации нет, поскольку, как утверждают адвокаты Кочаряна, с 13-го марта им не удается связаться с аппаратом судьи, председатель суда Еревана тоже не имеет никаких вестей и даже Высший судебный совет не имеет никаких вестей о судье. Адвокат Арам Вардеванян говорит, что, начиная с 17 марта, каждый день звонит в аппарат судьи Данибекян и в аппарат председателя суда Еревана и не получает никакой информации, а в последнее время аппарат Анны Данибекян вообще не отвечает на звонки адвокатов.



По-видимому, это означает, что Никол Пашинян пока не в состоянии заставить себя и решиться на изменение меры пресечения Роберту Кочаряну, а потому судья тянет время. Поскольку опять-таки трудно будет найти повод для отказа в ходатайстве, тем более в условиях ЧП и карантина. Тем более, что в места заключения также проник вирус. Тем более, что Роберта Кочаряна за последнее время дважды госпитализировали, недавно он проходил лечение и медики считают, что он должен быть под постоянным медицинским наблюдением.



… И тут пошли интересные события. 3 апреля Роберта Кочаряна переводят из медицинского центра "Наири" обратно в пенитенциарное учреждение "Ереван-Кентрон". Как-то параллельно министр юстиции Рустам Бадасян призывает руководителей силовых структур в условиях коронавируса воздерживаться от ходатайств меры пресечения арест в отношении подозреваемых в совершении преступлений. Эксперты отмечают, что это можно считать и реакцией на недавний отчет Совета Европы, в котором указано, что странам - членам СЕ следует принять меры по снижению числа наказаний, связанных с применением ареста, а в тех случаях, когда арест уже применен, заменить его на другие меры пресечения, такие, как освобождение под залог или личное поручительство, подписка о невыезде и так далее.



Затем Бадасян радостно констатирует, что и прокуратура откликнулась. Отклик выразился в сообщении советника генерального прокурора Гора Абрамяна, который написал на своей странице в Facebook-е, что Генпрокуратура Армении в связи с распространением коронавируса рассматривает возможность освобождения из-под ареста лиц, которые находятся в группе риска и уголовные дела которых находятся на стадии предварительного или судебного расследования. Он сообщил, что, поскольку большая часть подобных дел находится на этапе судебного следствия, то прокуроры имеют возможность подать ходатайство и на заседании суда представить аргументы для изменения меры пресечения арест на другую, не предполагающую ограничение свободы меру. В целом, по словам Абрамяна, предварительно планируется, что подобные ходатайства будут поданы в ближайшее время, в первую очередь, по делам 11 лиц, которые в настоящее время проходят лечение в УИУ "Больница для осужденных", а также 9 лиц, находящихся в других пенитенциарных учреждениях. По двум лицам решение уже принято.



.. НУ ЧТО Ж, ЛОГИЧНЫЙ ПОДХОД, с учетом того, что до решения суда человек считается невиновным, и, как уже отмечалось, в условиях режима ЧП и карантина еще более минимизирована возможность уклониться от следствия или суда, или предпринять какие-то иные шаги, чтобы избежать ответственности.



Конечно же, вся эта логичность, если на кого и распространяется просто в полной мере, так это на Роберта Кочаряна. Ему в этом году исполняется 64, а лица старше 60 лет находятся в группе риска, согласно позиции ВОЗ. Как было сказано, у него есть проблемы со здоровьем, и его дело на стадии уже и не предварительного, а судебного следствия. Как констатируют эксперты правовой сферы, на этом этапе возможность рисков еще более уменьшается, поскольку уголовное дело давно завершено следственным производством, нет необходимости искать новых свидетелей и так далее... Плюс, в случае с Кочаряном еще и предполагаются ходатайства экс-премьеров.



Не думаем, что Гор Абрамян, а точнее Генпрокуратура, а также Минюст, а точнее Рустам Бадасян, не видят этой картины. Если в условиях коронавируса на Роберта Кочаряна не распространится подход, озвученный представителями двух ведомств, это лишит последних иллюзий тех, кто полагает, что дело Кочаряна не имеет отношения к фактору личной мести со стороны Пашиняна, которому Кочарян в 2008-ом не позволил взять власть путем раскручивания маховика массовых беспорядков… А лишение иллюзий - опасная вещь. К примеру, в социальных сетях люди, до недавнего прошлого активно поддерживающие Пашиняна, а сегодня раздосадованные тем, что премьер Армении не обеспечил победу в НКР Масису Маиляну, уже приводят ссылки на историка Роя Медведева, который вообще безапелляционно утверждает, что революционным вождям во все времена плевать на свою страну и народ, руководствуются они только жаждой личной мести.



… ПОЛАГАЕМ, ЧТО ИМЕННО СЕЙЧАС ПАШИНЯН принимает решение для судьи Данибекян. И, заметим, это шанс не для Роберта Кочаряна. Это шанс для Никола Пашиняна. Либо снова, наплевав на все факторы, держать Кочаряна в заключении на потеху себе и особенно больной прослойки общества, либо принять необходимое решение и вложить его в уста выздоровевшей судьи Данибекян.



Полагаем, Пашинян за два года своего лидерства в Армении многое увидел в другом свете. Признает он это публично или нет – вопрос, но он не может не понимать отрицательные последствия дела Кочаряна и вытекающих из этого последствий как внутри Армении, так и в плане международной репутации страны. Он не может не учитывать мнения международных структур, позицию других государственных лидеров, не говоря уже о том, что скоро ожидаются и заключения ЕСПЧ и Венецианской комиссии по запросам Конституционного суда Армении.



Полагаем, у премьера была возможность многое переоценить. А в последнее время даже приблизительно понять, как трудно принимать идеально выверенные решения в условиях чрезвычайных ситуаций, независимо от того, какими причинами вызваны эти ситуации: политическими или природными… И если сегодня Пашинян пытается взвалить ответственность за смерть 10 человек 1 марта 2008-го года исключительно на Роберта Кочаряна, не стоит ли ему задуматься над тем, что через 10 лет, а скорее и гораздо раньше, именно его обвинят в том количестве пострадавших от вируса, что имеем сейчас? Особенно с учетом того, что всего за несколько дней до введения режима ЧП в Армении шли митинги правящей силы в поддержку одной известной конституционной поправки, призванной "поставить на место странного судью" КС, имеющего наглость подарить премьеру дорогую ручку…



Полагаем, премьер также лучше понимает опасность марать историю своей страны в черном свете, кощунство манипуляций на проблемах и так далее. Ну что ж, у него есть выбор. Если будет принято решение изменить меру пресечения в отношении Кочаряна из-за коронавируса, это позволит не рассматривать очередное ходатайство, ослабит критику международных партнеров, наконец, будет способствовать некоторому ослаблению напряжения в обществе. Ход за Пашиняном: коронавирус дает ему шанс.



Рубен Маргарян, "Голос Армении"