Нет слушаний – нет проблемы - «Политика»
Твердить, что "все будет очень-очень хорошо", призывая не говорить, например, о голоде или о наличии денег в казне для финансовой помощи гражданам, конечно, легче. Легче, чем набраться храбрости и посмотреть, наконец, правде в глаза. А уж куда сложнее попытаться решить проблему. Решить реально, а не формально. Посему нынешняя фракция власти предпочитает обвинять оппозиционеров в стремлении принести улицу в парламент. Прямо как прежняя фракция власти. Не только стиль работы с оппозицией, но даже используемые выражения те же. Дежавю какое-то…

СТАРТ СЕГОДНЯШНЕГО ЗАСЕДАНИЯ ПАРЛАМЕНТА отчетливо продемонстрировал неспособность депутатов слушать и слышать друг друга. Фракция "Мой шаг" отказалась включить в повестку проект баргавачцев, касающийся возможности для фракций организовать парламентские слушания. Регламентом такая возможность предусматривается всего раз в ходе одной сессии, то есть дважды в год, да еще и только по запущенному в обращение ее депутатом законопроекту. Оппозиционные фракции своей возможностью уже воспользовались, а вопросов, требующих всестороннего обсуждения в виде слушаний в парламенте, сегодня немало, заметил автор документа Ваге Энфиаджян.
Со своей стороны отметим, что власть эти проблемы почему-то предпочитает не замечать. "Что ни день, перед правительством проходят акции протеста по разным вопросам, специалисты обсуждают разные проблемы в сети. Давайте в парламенте вместе с представителями правительства, экспертов, специалистов, заинтересованных сторон обсуждать волнующие людей, имеющие широкий резонанс вопросы. При этом никаких дополнительных расходов для этого не понадобится. Это станет проявлением прямой демократии", - заявил Энфиаджян.
За неимением веских контраргументов для отказа мойшаговцы увели обсуждение совсем в другую сторону, развернув спор о том, являются ли парламентские слушания проявлением прямой демократии. Еще одним контраргументом стало… отсутствие опыта. "У нас нет еще такого практического опыта, свидетельствующего, что имеющегося у парламента инструментария мало", - сказал руководитель комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян, отметив при этом, что "идею можно приветствовать".
Почему, признавая, что "идею можно приветствовать", тем не менее фракция власти не хочет поработать над ней? Ответ на этот вопрос как минимум странный, если не сказать неадекватный: дескать, все идеи депутатов хороши, но депкорпус ведь не должен работать над каждой из них.
Между тем руководитель фракции СА Эдмон Марукян не только приветствует идею баргавачцев. Он уверен, что следует устранить ограничение как в количественном плане, так и в содержательном, поскольку, согласно регламенту, фракция имеет возможность организовать слушания один раз в сессию только по запущенному в обращение ее депутатом законопроекту. По оценке Марукяна, это не что иное, как ограничение прав фракций. Кстати, он сообщил, что аналогичный проект, нацеленный на повышение роли фракций, имеется и у СА, и в случае отказа мойшаговцев "светлые" сразу же запустят его в обращение.
ЧЕГО БОИТСЯ ФРАКЦИЯ ВЛАСТИ? Прямых ответов на этот вопрос депутаты МШ хоть и не дают, однако, по словам Энфиаджяна, из их выступлений в профильной комиссии явствовало: власть опасается, что возможность проводить слушания станет инструментом политического бойкота. Что оппозиция перенесет уличные акции протестов в парламент.
Если цель инициативы решить проблему, то нет никакой разницы, организует слушания фракция или профильная комиссия, заметил руководитель комиссии по экономическим вопросам Бабкен Тунян. Он и В. Варданян заявили при этом, что не было еще ни одного отказа в предложении организовать слушания. "Не нужно валить вину на депутатов, если руководитель комиссии не реализовал в полной мере свои полномочия. Разве в комиссии не обсуждаются вопросы, которые получили широкий общественный резонанс? - возмутился Энфиаджян. - Фракция ПА уже реализовала свое право организовать слушания, но имеется множество обращений-вопросов от граждан, и мы хотим сделать эти вопросы предметом широкого обсуждения совместно с фракцией власти".
Кроме того, он обратил внимание на то, что фракция ПА предлагает не проводить слушания в неограниченном количестве, а всего лишь дать возможность фракциям проводить слушания три раза за сессию вместо нынешнего одного. Тщетно. Мойшаговцы его не услышали.
Во фракции власти уверены, что цель оппозиции в данном случае не столько решить какую-то проблему, сколько придать ей политический подтекст. А все ссылки оппозиции на стремление повысить роль парламента в парламентской стране – лишь разговоры в пользу бедных. Далеко не все вопросы должны обсуждаться на парламентских слушаниях и их смысл в том, чтобы подчеркнуть важность вопроса, сказал депутат из МШ Амазасп Даниелян. Его, впрочем, как и других мойшаговцев, раздражает, что оппозиция напоминает о недовольстве людей, о проводимых перед правительством акциях протеста. "Понимаю желание фракции перенести каждый митинг в парламент и представить с трибуны НС, но здесь должны быть только важные проблемы", - сказал Даниелян.
Подчеркнем, проект в повестку не включили, следовательно, фракции власти не придется заморачиваться в поисках ответа на вопросы типа - как выжить людям в условиях карантина? Есть ли в Армении голодающие? Как повысить адресность и размеры финансовой помощи? Как людям сделать выбор между коммунальными выплатами и покупкой еды? Что делать уже оставшимся без работы и тем 40 000 гражданам, которые, по прогнозам замминистра экономики, станут безработным в этом году?
И это лишь малая толика нарастающих день ото дня как снежный ком проблем…
И еще. В ходе стартовавшей во вторник сессии мойшаговцы не включили в повестку 5 законопроектов оппозиции, отказав даже в возможности обсудить вопросы на пленарном заседании. Вместо того, чтобы попытаться доработать, прийти к общему знаменателю и улучшить отечественное законодательство. Например, отменить срок давности для привлечения к уголовной ответственности за свержение конституционного строя или законодательно гарантировать защиту адвокатов от клеветы, оскорблений и угроз в ходе осуществления ими профессиональной деятельности, криминализировав эти деяния и предусмотрев наказание вплоть до лишения свободы…
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"