Создать аккаунт
Главные новости » Украина » Налог для хижин: Правительство атакует владельцев не только дорогих особняков, но и самых захудалых квартир - «Экономика»
Украина

Налог для хижин: Правительство атакует владельцев не только дорогих особняков, но и самых захудалых квартир - «Экономика»

247


На последнем заседании правительства было одобрено внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РА, согласно которым, в нашей стране ожидается резкое, в разы, повышение налога не недвижимое имущество. Раньше базой для налогообложения служила кадастровая оценка недвижимости, которая сильно уступала рыночной цене, но в прошлом году парламент утвердил новую методику расчета кадастровых цен, которые максимально приближены к рыночным. И соответственно с принятием нового закона налоги на видимое имущество взметнутся вверх, увеличившись в десятки раз…

Налог для хижин: Правительство атакует владельцев не только дорогих особняков, но и самых захудалых квартир - «Экономика»


Надо сказать, о необходимости более справедливо облагать этим налогом виллы и дворцы, то есть дорогую недвижимость, говорили давно, придумав для этого случая специальное определение - «налог на роскошь». Более того, предыдущее правительство Карена Карапетяна практически завершило разработку новой концепции реформирования данного налога, после чего вот уже 2 года кабинет Пашиняна перманентно обсуждал этот вопрос. В результате от прежней концепции мало что осталось – в частности, замысливаемый как «налог для богатых» он мозговыми усилиями кабинета Пашиняна почему-то трансформировался во всеобщую, без всяких исключений, повинность. Образно говоря, под его действие подпали как дворцы, так и хижины, то есть уже с будущего года неналогооблагаемого недвижимого имущества в Армении вообще не будет.



В качестве обоснования повышения налогового бремени министр финансов Атом Джанджугазян привел международную статистику. Так, согласно статистике МВФ, соотношение налога на недвижимость к ВВП в Армении равно 0,2%, а в Грузии оно составляет 1,1%, в России – 1,2%, в США – 2,7%, в Великобритании – 1,4%, в Японии – 1,9%, в Израиле – 2%. Меньше, чем у нас, этот налог сохраняется в Молдове и Индонезии (по 0,1%). Кроме того, доля налога на имущество в общих налоговых доходах государства в Армении составляет 0,74%. Меньше опять же в Молдове – 0,49%, а вот в России этот показатель равен 5,96%, в Казахстане – 3,19%, в Грузии – 4,2%.



Таким образом, как приходит к выводу правительство, потенциал этого налога как важный источник доходов общинных бюджетов (он поступает не в госбюджет, а в бюджет той общины, где территориально располагается налогооблагаемая недвижимость) в Армении практически не используется. Правительство с 2018 года изучило свыше 1 млн единиц различной недвижимости, в результате чего решило, в частности, рассматривать в качестве налогооблагаемой базы не кадастровую стоимость земли и строений на ней (благоустройство земельного участка) по-отдельности, а приближенную к рыночной стоимость всей этой имущественной единицы в целом.



ПОВТОРИМСЯ: С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПОВЫСИТЬ НАЛОГИ на дорогую недвижимость никто и не спорит, но с какого, пардон, бодуна власти подвели под этот закон повально всех, в том числе владельцев самых скромных квартирок и крохотных садовых домиков где-нибудь на окраине. Для этого правительство смело ликвидировало действующие неналогооблагаемые пороги по части квартир в обычных многоквартирных домах и жилых домов (кадастровой стоимостью соответственно до 10 млн и до 7 млн драмов), которые прежде полностью освобождали хозяев неприметной и недорогой недвижимости от уплаты налога, и вместо этого ввело для них ставку налога в размере 0,05% от теперь уже близкой к рыночной цены недвижимости. Если стоимость владения выше, то собственник будет иметь дело со все возрастающей шкалой расчета налога. (Добавим, что для земель сельхозназначения ставка налога равняется 15%).



Правительство, в свое время выровняв шкалу подоходного налога, которая стала плоской, то есть одинаковой по ставке как для получающих зарплату в миллионы драмов, так и для имеющих минимальный доход, введением прогрессивной шкалы налога на недвижимость якобы восстанавливает социальную справедливость. Цинизм властей поистине не имеет пределов, когда навешивание даже на самых неимущих нового налогового бремени выдается за некую социальную справедливость.



При этом, как водится, не обошлось без пустопорожних и оторванных от реалий размышлений Пашиняна, который, разумеется, обозвал предлагаемую реформу «революционной», в том числе для изменения сознания людей в плане отношения к госбюджету (хотя, как было сказано, налог на недвижимое имущество уплачивается в бюджеты общин). «Мы должны относиться к госбюджету так же, как к своему семейному бюджету», - вещал в самозабвении оратор. То, что Пашинян давно считает государственную казну своей семейной и щедро расходует средства из нее на резко возросшие личные потребности и выдачу «революционных» премий неизвестно за какие заслуги, давно не секрет. Теперь же он предлагает и всем нам, включая самых социально незащищенных, так же относиться к госбюджету, что на практике выльется в ситуацию, когда граждане не щадя живота своего будут пополнять казну, а премьер, опять же не щадя живота своего, - облегчать ее.



ПРЕМЬЕР ПАШИНЯН СЧИТАЕТ ТАКЖЕ, что, по сути «наградив» всех без исключения новым налогом, способствует тем самым переосмыслению права собственности у населения и укреплению культуры уплаты налогов. И тут же, не моргнув глазом, в очередной раз лжет, сообщая, что каждые два года кадастровый комитет будет с учетом рыночных колебаний пересматривать стоимость недвижимости, «чего раньше никогда не было». Подскажем ему, что и раньше этот налог не был, по его же выражению, «окаменевшим», предусматривая пересмотр раз в три года. А если глава правительства хотел тем самым несколько успокоить людей, намекая на то, что с удешевлением жилья на рынке будет снижаться и налог на нее, то вообще-то, как показывает многолетняя практика, цены на недвижимость у нас либо неизменны, либо, напротив, дорожают, и соответственно и налог будет только увеличиваться.



Опять же с целью успокоения людей, владеющих по большей части единственным недвижимым имуществом в виде доставшихся еще от советских времен непритязательных квартир в многоквартирных домах, премьер то и дело оговаривал, что для них налог на недвижимость будет иметь «символический» характер, при этом в ходе обсуждения вопроса назвав 4 разных цифры – 100, 200, 300 или 1000 драмов в год. Министр финансов при этом подтвердил, что какого-то значимого фискального эффекта подобные платежи для госказны иметь не будут.



Но тогда зачем, спрашивается, весь сыр-бор? В нормальных странах, прежде чем вводить новый налог, скрупулезно рассчитывают затраты государства (так называемое налоговое администрирование) на его сборы, и если они превышают саму сумму налога, то отказываются от подобных идей. У нас же огромные ресурсы государства будут направлены на сбор тех самых 100 драмов (если Никол опять чего-либо не перепутал или не солгал) у миллионов собственников «хижин». Как говорится, «овчинка не стоит выделки», а «игра не стоит свеч».



И ПОСЛЕДНЕЕ. ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ РЕЗКОГО УВЕЛИЧЕНИЯ налогового бремени и соответственно роста социального недовольства, правительство пошло на небольшую уступку и намерено осуществить переход к новой системе налогообложения не сразу, а на протяжении 4-х лет. Так, уже в следующем году владельцы недвижимости будут выплачивать только 25% от исчисляемой по новой методике суммы налога, в 2022 году – 50%, в 2023 – 75%, и только с 2024 года налог будет взиматься в полном объеме.



Кстати, именно в силу последнего обстоятельства в 2021 году может сложиться любопытная ситуация, когда некоторая часть граждан должна будет выплатить за свою недвижимость меньше, чем прежде. Поясним на следующем примере. Давно, лет 10-15 назад, в качестве образца для подражания налоговики приводили в пример известного предпринимателя и благотворителя Ваагна Овнаняна, который за свой особняк в Ереване добросовестно выплачивал каждый год по линии налога на имущество $10 тысяч. Допустим, что по новой формуле он должен будет платить уже $30 тысяч. На 1-ом этапе реформы, то есть в будущем году, с него причитается 25% от суммы налога, а именно $7,5 тысяч, что меньше выплачиваемых до того $10 тысяч. Но уже с 2022 года платить придется уже половину рассчитанной суммы, то есть $15 тысяч. И так далее по нарастающей.



Ашот Арамян, "Голос Армении"

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт runews.su вы принимаете политику конфидициальности.
ОК