Мыльная опера про экономику - «Экономика»
Спад армянской экономики из-за коронавирусной пандемии закончится во втором квартале, а экономика страны начнет восстанавливаться уже начиная с третьего квартала этого года, ускоряя темпы роста к концу года. Такое мнение в беседе с Радио Азатутюн высказала представитель Международного валютного фонда (МВФ) в Армении Юлия Устюгова.

«СИТУАЦИЯ КРАЙНЕ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ, и кризис действительно уникальный. Согласно нашему прогнозу, экономический спад в Армении в 2020 году составит 1,5 процента. Это в целом соответствует прогнозу властей Армении, которые ожидают 2-процентный спад в экономике. Мы видим, что пандемия оказывает довольно резкое, но очень краткосрочное воздействие на Армению, и мы считаем, что пик экономического шока проходится на текущий второй квартал. Затем мы ожидаем постепенного восстановления экономики в третьем квартале этого года и ускорения экономической активности в четвертом квартале и в следующем году.
Мы надеемся, что меры, предпринятые властями Армении для поддержки экономики, будут способствовать экономическому развитию. В результате мы ожидаем, что в этом году в Армении экономический спад составит 1,5 процента, но в следующем году экономика вырастет на 4,8 процента. Тем не менее, существует множество рисков для этого прогноза, которые могут уменьшить цифры», - заявила представитель МВФ.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: конечно, кризис уникальный, конечно, прогнозы делаются с огромной погрешностью. Однако складывается впечатление, что власти Армении решили подогнать ситуацию в стране под эти, вызывающие сомнения даже у их авторов, прогнозы. Впрочем, об этом чуть позже. А пока обратим внимание на одну деталь, с учетом которой вообще говорить о прогнозах просто смешно.
Вот, представитель МВФ заявляет, что, по мнению экспертов организации, пик экономического шока в Армении приходится на второй квартал этого года, а потом, уже с третьего квартала, дескать, ожидается восстановление экономики. Казалось бы, ничего странного в этом нет. Ну прогноз, как прогноз. На самом же деле более чем странно то, что рассчитывается пик экономического шока без малейших представлений о пике самого коронавируса в Армении. О том, что этих представлений (относительно пика заболевания) нет, в интервью тому же Радио «Свобода» завил министр здравоохранения страны Арсен Торосян.
По его словам, «сложно сказать, когда будет пик и будет ли он вообще». То есть, о пике заболевания предположений нет вообще, зато есть версия о преодолении пика экономического спада. Бред какой-то, рассуждения о последствиях при отсутствии малейших представлений о том, как себя поведет сама причина. Прогнозируется экономическое положение страны без привязки к ситуации на коронавирусном фронте – к самому источнику экономических проблем. На том, насколько убедительными могут считаться такие прогнозы, пожалуй, особо останавливаться не имеет смысла. Они, мягко говоря, формальны, да и вряд ли могут вообще называться прогнозами. Скорее, это - пожелания или ЦУ, что более вероятно с учетом степени влияния данной организации.
В версии ЦУ еще больше убеждаешься с учетом той же формальности в действиях отечественной власти. Здесь тоже связь экономической ситуации с коронавирусной весьма слабая, если она вообще имеется. И вот почему. Как известно, на днях КРОУ выступила с заявлением, что форс-мажор исчерпан. В правительстве обсуждался вопрос ослабления ограничений в передвижении граждан и экономической деятельности, до этого премьер, в Фейсбук подробно перечислил сферы, в которых снимаются ограничения. Словом, очевидно, что правительство идет на серьезные послабления, пытаясь, как «спрогнозировал» МВФ, социально-экономический спад завершить во втором квартале. Однако, вся курьезность ситуации в том, что тенденции распространения вируса отнюдь не позитивные.
Согласно статданным, в третьей декаде апреля ежедневно заражается больше людей, чем, скажем, две недели назад, когда режим ЧП был более жёстким, когда действовало практически тотальное ограничение (за некоторым исключением) экономической деятельности. То есть, с одной стороны, правительство идет на смягчение ограничений, с другой – представляется коронавирусная статистика, с учетом которой режем ЧП должен и вовсе ужесточиться. Не говоря уже о том, что заявлений о том, что пик заболеваемости пройден, не делает никто. Ни министр, ни комендант, ни премьер.
По сути, все это означает лишь формальность и действия режима ЧП, и заявлений власти о том, что здоровье населения – главный приоритет. Судя по всему, приоритетом для армянского правительства является «прогноз» МВФ, согласно которому уже в третьем квартале экономика должна начать восстанавливаться. И не важно, в том же третьем квартале население перестанет заражаться или, наоборот, будет бить рекорды коронавирусной заболеваемости…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"
