И для «рестарта» нужна программа - «Экономика»
Еще с прошлой пятницы глава правительства Армении периодически заявляет о том, что мировой экономический кризис, связанный с распространением коронавируса, не только чреват серьезными экономическими неприятностями для нас, но и открывает большие возможности.

ТОЧНО ТАК, ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ АРГУМЕНТОМ успокаивали себя и общественность представители правительства Армении в период предыдущего глобального финансово-экономического кризиса (2008-2009 годов). Однако опыт показал, что, даже если эти возможности действительно появлялись, армянская экономика не была готова ими воспользоваться. Скажем прямо: сегодняшняя экономика страны с ее структурой (туризм, игорный бизнес, горнорудная промышленность) обладает мизерными шансами воспользоваться образовавшимися нишами на мировых рынках, на что, собственно, и рассчитывает правительство. А вот радикальное изменение этой структуры пока в планах армянского правительства не значится. В принципе нет у армянской исполнительной власти и плана антикризисных мероприятий, которые могли бы, с одной стороны, смягчить последствия кризиса, с другой - помочь сделать шаг к тому, что премьер считает реалистичным (воспользоваться ситуацией).
Впрочем, судя по выступлению главы правительства в парламенте в рамках обсуждения ЧП, антикризисной программой в нашем правительстве считается то, что является нормальной практикой в обычное время и в подавляющем большинстве стран. Так, например, Никол Пашинян заявил о планах по увеличению капитальных расходов. На первый взгляд в этом антикризисного ничего нет. Но не будем забывать, что в прошлом году правительство резко и существенно сократило капитальные расходы.
ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЗАЯВИЛ, что Армения не сможет выполнить запланированный на 2019 год бюджет полностью. По его словам, политическое руководство Армении считает своей принципиальной задачей эффективное использование бюджетных средств, устранение коррупции и других злоупотреблений. "Нам нужно принимать институциональные решения, чтобы деньги не просто тратились и вычитались из бюджета, но и влияли на реальную жизнь наших граждан, на экономический рост, общую ситуацию в стране", - сказал Пашинян.
Он также отметил, что неэффективность бюджета в основном обусловлена плановыми капитальными тратами. Премьер-министр прокомментировал эту ситуацию, сказав, что у государства деньги есть, но нет инструментов для их эффективного расходования. Учитывая это, правительство решило воздержаться от ряда капитальных затрат. То есть, учитывая коррупционные риски в сфере капитальных расходов, зачастую - их неэффективность, правительство в прошлом году решило от них отказаться.
Однако с наступлением 2020-го взгляды премьера на капрасходы фундаментально изменились. В частности, в январе этого года Пашинян говорил о том, что в 2020-м планируется довести уровень капрасходов до рекордного уровня. Что заставило премьера так резко изменить отношение, сказать сложно. И вряд ли были основания для того, чтобы отныне капрасходы считались более эффективными, нежели прежде. Что, коррупционные риски в этой области минимизированы? Но вопрос даже не в этом.
Вопрос в том, что буквально 2 месяца назад глава правительства заявлял о планах рекордного увеличения капитальных расходов. Однако теперь он те же самые планы представляет в качестве антикризисной программы. С тем же успехом можно назвать, допустим, бюджет 2020-го антикризисным. Но вряд ли в реальности он будет таковым…
Никол Пашинян заявляет, что экономическое положение страны сегодня стабильно, что кризис позволит произвести экономический рестарт и с нуля начать экономическую революцию. Однако даже для "рестарта" необходима соответствующая программа.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"