Как Иван Иванович Благодёр заманивал юные голоса Приморья в РГИСИ. Мастер-класс вербовки

Получился настоящий спектакль, в котором неожиданно для себя принял участие и обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов



Как Иван Иванович Благодёр заманивал юные голоса Приморья в РГИСИ. Мастер-класс вербовки

Иван Ивановчи Благодёр (за инструментом) и артисты Театра молодежи. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Предыстория:
Человек из параллельного мира Сергей Полывянный открыл свой портал в ЦСИ “Артэтаж”

Заслуженный артист РФ, профессор, завкафедрой вокала и музыкального воспитания Российского государственного института сценических искусств, руководитель творческой части и музыкальный руководитель Александрийского театра Иван Иванович Благодёр вновь прибыл во Владивосток за рекрутами для российской музыкально-драматической сцены. В рамках программы по целевому набору на обучение в старейшем театральном вузе страны — Российском государственном институте сценических искусств в Санкт-Петербурге (совместный проект правительства Приморского края, Министерства культуры РФ и РГИСИ) известный театральный педагог, как и год назад, встретился с юношами и девушками из Приморья, жаждущими посвятить свою жизнь служению великому русскому театру.


На творческой встрече с Иваном Ивановичем, подлинным “дядей Ваней” русской театральной школы, в Приморской краевой филармонии побывал обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов.


Содержание

  1. Комиссаржевскую в РГИСИ не приняли бы. Потому что ЕГЭ не сдавала 
  2. “Всем лучшим во мне я обязан Интернету”  
  3. Волшебная сила искусства  
  4. И всем стало хорошо 

Комиссаржевскую в РГИСИ не приняли бы. Потому что ЕГЭ не сдавала 


Скажу не кривя душой, хорошую историю придумали в правительстве Приморского края, подписав соглашение о сотрудничестве с РГИСИ (ранее — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, еще ранее — Санкт-Петербургский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова и далее — вглубь времен — до Санкт-Петербургского Императорского театрального училища и еще глубже — вплоть до Петербургской Театральной школы разных специальностей, созданной в 1779 году на базе Танцевальной школы).


Начиная с 2022 года в один из самых престижных театральных вузов страны по целевому набору на бюджетной основе поступает 16 приморских студентов, которые, пройдя трехлетнее обучение, должны вернуться к родным пенатам и в течение 5 лет отработать в одном из приморских театров. Восемь абитуриентов принимается по специальности “Артист музыкального театра (артист мюзикла)”, еще восемь — по специальностям “Актер театра кукол” и “Режиссер театра кукол”. В этом году подать анкету на участие в приемной кампании можно до 20 июня. 


С 15 по 19 мая в Приморском театре кукол преподаватели РГИСИ доценты кафедры режиссуры и актерского мастерства театра кукол Александр и Тамара Стависские проводили лабораторию “Пластические возможности марионетки”, завершив ее открытой репетицией и творческой встречей, на которую пригласили всех желающих.


С 20 по 24 мая за дело взялся Иван Иванович, который вместе со своим коллегой заместителем декана факультета актерского искусства и режиссуры, профессором кафедры пластического воспитания РГИСИ Игорем Качаевым проводил лабораторию актерского мастерства “Вокальное искусство в драматическом театре”. Роль “молодцов-новобранцев” предложили сыграть актерам и актрисам Приморского краевого театра молодежи, присовокупив к ним двух рекрутов прошлогоднего целевого набора (одного мальчика и одну девочку). С тем, чего достигли — одни за 2 дня, а другие — за 8 месяцев — Иван Иванович и познакомил гостей на творческой встречи 22 мая в намоленном многими поколениями владивостокских театралов зале краевой филармонии.




Иван Ивановчи Благодёр, подлинный "дядя Ваня" русской театральной школы. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia


В этот вечер в зале находились воспитанники театральных студий, колледжей искусств и музыкальных колледжей из Владивостока и других городов Приморья, то есть публика, в определенном смысле профессиональная.


— Спасибо, ребята, за то, что вы любите театр, за то, что увлечены музыкальным театром и театром в целом, — обратилась к ним заместитель министра культуры и архивного дела Приморского края Ольга Максимчук и выразила уверенность, что творческая встреча в филармонии поможет кому-то из них сделать главный выбор в своей жизни, тем более что обучение в одном из лучших театральных вузов страны для тех, кто пройдет целевой набор, будет совершенно бесплатным — средства на обучение выделяются из краевого бюджета по линии министерства культуры и архивного дела.


Кстати, со временем учиться в РГИСИ можно будет, не покидая Владивосток. Как всем хорошо известно, в настоящее время на Аксаковской улице интенсивно возводится культурно-образовательный и музейно-театральный комплекс. Именно там предполагается открыть филиал РГИСИ во Владивостоке.


Правда, желающим “учиться на артиста” нужно иметь в виду один важный нюанс. Это во времена Веры Федоровны Комиссаржевской провинциальная барышня могла уйти из родительского дома и поступить на сцену. Если талант был, конечно. Сейчас одного таланта или хотя бы зачаточных способностей к лицедейству недостаточно. Надо еще ЕГЭ сдать. А то бывали случаи: проходили абитуриенты творческий конкурс в театральный вуз (тот же РГИСИ), а по ЕГЭ достаточного балла не набирали. И прости-прощай мечта всей жизни, иду учиться на Билл Гейтса.


Так, не все, кто был отобран по целевому набору в РГИСИ в прошлом году, смогли обучаться там. Потому что недобрали баллов по ЕГЭ, посетовал Иван Иванович.


“Всем лучшим во мне я обязан Интернету”  


— Это будет не концерт, это будет занятие. Мы работали в течение двух дней, и сейчас покажем вам результаты лабораторной работы в сольных номерах, подготовленных артистами Театра молодежи. Во второй части мы хотим познакомить вас со студентами, которые были отобраны в прошлом году на мой курс в институте. Сейчас они первокурсники, все очень молодые, им по 18-19 лет, и они готовятся к сессии, — предварил происходящее на сцене Благодёр.


Начали с комплекса упражнений для вокального ансамбля, часть из которых была стандартна, а часть представляла собой ноу-хау Благодёра, что, как вы уже, наверное, поняли, было самым интересным.


Но вначале было слово, “простое как мычание” (В. Маяковский), то есть распевка. И, знаете, очень интересно было следить за невозмутимыми лицами артистов, словно помимо задачи, поставленной Благодёром (размять голосовые связки), каждый решал какую-то свою индивидуальную актерскую задачу. Внутренний голос, размышления по поводу монолога Гамлета  и всё-такое прочее. Ну, вроде того, что “Штирлиц знал, сколько будет дважды два, но не знал, знает ли об этом Мюллер”. Невозмутимость и глубокомыслие. И вместе с тем демонстрация того, что в суете обыденной жизни всегда найдется место для отстраненных размышлений. Мол, весь мир — театр, а люди в нем — актеры. Мол, “что наша жизнь? — игра”, “ловите миг удачи”, “сегодня — ты (Гамлет), а завтра — я (2-й могильщик)”, “пусть неудачник плачет, кляня судьбу свою”, “сегодня — ты (Джульетта), а завтра — я (кормилица)”. Ну и так далее. 




Артисты Приморского краевого театра молодежи. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia


В минуты таких высоких прозрений современный человек обычно открывает смартфон, ибо, как правильно заметил классик, “всем лучшим во мне я обязан Интернету”.


И вот читаем на официальном сайте Александринского театра: Благодёр Иван Иванович, руководитель творческой части и музыкальный руководитель театра, вместе с труппой принимал участие в  работе над многими спектаклями, среди которых немало классики — “Вишневый сад” (12+), “Гамлет” (12+), “Женитьба” (12+), “Живой труп” (12+), “Маленькие трагедии” (12+), “Нора” (12+), но есть и необычные, экспериментальные вещи, такие, например, как “Муха” (12+) по одноименному стихотворению И. Бродского и сказке К. Чуковского “Муха-Цокотуха” (6+). Интересно, как они это соединили? Эх, можно было бы еще “Муху” Юрия Поликарповича Кузнецова добавить:


— Отпусти, — повторила она, —


Кровь отца твоего солона,


Но пьяней твоей бешеной славы.


Я пивала во все времена,


Залетала во все племена


И знавала столы и канавы.


Я сражалась с оконным стеклом,


Ты сражался с невидимым злом,


Что стоит между миром и Богом…


— Улетай, — говорю, — коли так. —


И разжал молодецкий кулак… —


Ты поведала слишком о многом.


“Мне кажется, что Иван Благодёр как очень талантливый и тонко чувствующий человек, работающий не в Консерватории, а в театре, осмысливает музыкальный ряд спектакля драматически — как внутреннюю жизнь персонажей. Он профессионально разбирается в анализе пьесы, игре актеров, ритме и стилистике каждой отдельной постановки. Я в процессе работы с ним стал разбираться в музыке, а он — в режиссуре. Его можно назвать музыкантом-режиссером”, — мнение художественного руководителя Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака


А это уже сам Иван Иванович говорит в интервью для журнала “Театральная жизнь”: “Сегодня в драматическом театре остро стоит проблема музыкального актера. Выигрывают и побеждают как раз там, где возникает синтез актерского мастерства, вокала, умения владеть музыкальными инструментами, хорошо двигаться. Выигрывают актеры, владеющие этими навыками. Если у человека есть провалы в музыкальном образовании, это сильно обедняет…”.


Золотые слова!


Волшебная сила искусства  


Но вот звук выровнен, артисты настроены друг на друга, и задача усложняется. Теперь необходимо настроить общий фон. Упражнение, очень важное, особенно в драматическом театре. Поскольку в драматическом театре на самом деле главное не демонстрация каких-то выдающихся вокальных качеств отдельного артиста, а умение артистов слушать друг друга, поясняет Иван Иванович.


Наконец, дело доходит до упражнения, которое, по словам Благодёра, очень нравится студентам, включая иностранных, приехавших в РГИСИ поднабраться уму-разуму. И, судя по всему, артистам нашей Молодежки, тоже. Суть проста — группа в разном темпе и с разной интонацией распевает самое любимое слово актеров всех стран и народов — “Я”.


— Вроде бы ничего особенного. Упражнение на свободную челюсть и работу языка. Но теперь мы его усложним. Девочки сделают запевку, как пони, а мальчики будут осликами, — говорит Иван Иванович, заставляя вспомнить рассказ Юри Ярвета о том, как работал с актерами на съемках фильма “Король Лир” (12+) Григорий Козинцев (ставил перед актерами определенную задачу, а, добившись ее, поднимал планочку немного вверх, и так до тех, пока не добивался нужного ему результата).




"Ва-па-пати-та?" — "Па-ба". Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia


И точно, планка поднимается, от живых существ группа, по заданию Благодёра, переходит к неживым предметам. Мальчики — большие толстые арбузы, девочки — маленькие сладкие дыньки. А далее — переход на более хáрактерные роли: мальчики — болельщики, возвращающиеся домой после чемпионата по футболу, девочки — строгие злые учительницы. Зал заметно оживляется — правда характеров, по определению одного умного полотера, здесь явно присутствует. В награду — аплодисменты и поощрительные возгласы. Учебное занятие явно начинает перерастать в спектакль, необычный, авангардный и… симпатичный.  


А планка поднимается еще выше. Иван Иванович предлагает придумать задание для артистов кому-нибудь из зрителей. И тут встаю я (“И не хочется, да нельзя упустить такой случай”, “Квадратура круга” (12+), О.Генри) и говорю:


— Девочки пусть поют мальчиков, а мальчики — девочек.


— Хорошо, — соглашается Благодёр. — Пусть мальчики поют за девочек, а девочки за мальчиков. Странное упражнение. Но ладно.


Могу поклясться, я во все глаза следил и за девушками, и за парнями, но так и не заметил никаких переговоров шепотом или тайных жестов. Тем не менее все девочки, как по команде, вдруг превратились в мальчиков, угловатых, развязанных и хулиганистых, а мальчики — в девочек, жеманных, слегка напуганных, жалующихся невидимым мамам и бабушкам. Ну, тут уже аплодисменты перешли в бурные овации и поощрительное молодежное улюлюканье, как на концерте Шамана. И, вправду, было очень похоже и смешно.


Нет, что ни говори, волшебная сила искусства существует, и ни в зуб ногой.


И всем стало хорошо 


Потом были и другие упражнения, джазовые, с синкопой и без. То есть планка поднялась еще выше. Дело дошло до упражнения “вопрос — ответ”. “Ва-па-пати-та?” — вопрошал партнер. “Па-ба”, — отвечала партнерша. А потом наоборот. И в этом коротком диалоге на языке полунинского Асисяя нужно было уместить разные интонации и оттенки смыслов, показывающие, кто, собственно говоря, разговаривает: робкие влюбленные, разочарованная семейной жизнью пара или еще кто-нибудь (мало ли как в жизни бывает).  



«Ва-па-пати-та?» — «Па-ба». Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia

Все кто ждет победы переходим на сайт