Китай просыпается от пандемийной “спячки” – чего ждут дальневосточные губернаторы

Последствия масштабного выезда российского бизнеса в Шанхай в Поднебесном бизнес-обзоре ИА PrimaMedia



Китай просыпается от пандемийной “спячки” – чего ждут дальневосточные губернаторы

Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Предыстория:
Дальневосточный бизнес готовит миллиарды для разового взноса

Очнувшийся от пандемии Китай понемногу восстанавливает деловую активность в отношении российского Дальнего Востока. Да, не столь активно, как хочется губернаторам местных регионов, для которых это направление является одним из ключевых в нынешних координатах KPI, но здесь нужно учитывать тот фактор, что дальневосточникам пока нечего особо предложить бизнесу из Поднебесной. Вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты на нашей территории Китай пока (или уже) не видит смысла, а ниша сельского хозяйства не бездонна, как этот хотят представить регионы.


Вот и Российско-Китайский бизнес-форум (18+) в Шанхае, несмотря на присутствие Михаила Мишустина (для него, кстати, этого первый визит в Китай в качестве председателя правительства РФ), показал, что готовых кейсов для сотрудничества сегодня катастрофически мало, а “хотелки” с нашей стороны умеющим просчитывать выгоду китайским бизнесменам уже давно неинтересны. Если не прикажет Партия (ведь там это ещё работает).


С другой стороны, есть шансы что активизируется проект “Один пояс — один путь”, а это значит, что ключевые порты Приморья будут заполнены контейнерами под завязку.


Содержание

  1. Нефть, газ и уголь, конечно, хорошо…
  2. … но хотелось бы проторить дорогу свинине из Приморья
  3. Посыл ясен — больше ТОР, больше мостов
  4. И ещё нотка для оптимизма

Нефть, газ и уголь, конечно, хорошо…


Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе переговоров в Пекине с премьером Госсовета КНР Ли Цяном оптимистично заявил, что товарооборот России и Китая в 2023 году может превысить рубеж в $200 млрд (в 2022 году было почти $190 млрд, за первые четыре месяца этого года объём двустороннего товарооборота составляет $73,14 млрд). Правда, большая часть при этом приходится на долю энергетического сектора — Россия занимает первое место по поставкам нефти в Китай, растет экспорт природного газа, угля и электроэнергии.


В новых геополитических условиях особое значение приобретает развитие транспортно-логистических маршрутов, проходящих через российско-китайскую границу. В прошлом году запущено движение по автомобильному и железнодорожному мостовым переходам через реку Амур. Ускоряем развитие приграничной инфраструктуры. Синхронизируем её расширение. Это необходимо для увеличения грузоперевозок и дальнейшего роста торговли между Россией и Китаем”,


— сказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе российско-китайских переговоров в Пекине.




Российско-китайские переговоры. Фото: пресс-служба правительства РФ


По оптимистичному раскладу, Китай и Россия сегодня сотрудничают по 79 совместным проектам на общую сумму более $165 млрд.


Попытка увеличить это направление была предпринята на Российско-Китайском форуме в Шанхае, для участия в котором из России прилетела делегация в составе более 1,2 тысячи человек.


“Вместе со мной из России приехали руководители целого ряда государственных ведомств, регионов, а также первые лица многих крупнейших компаний. И все они открыты для диалога, для развития двусторонних контактов по своим направлениям, расширения областей приложения совместных усилий”, — подчеркнул председатель правительства РФ.


При этом, в составе делегации не было замечено дальневосточных губернаторов, что отнюдь не свидетельствует о их безразличии к этому событию. Просто уровень “не тот”. К примеру, делегация Хабаровского края во главе с главой региона Михаилом Дегтяревым на этой неделе отправилась в Харбин.


Возьмём на вооружение ведущие практики наших соседей и при определении подходов к формированию первой международной территории опережающего развития на острове Большой Уссурийский. Мы пригласили китайских партнеров присоединиться к нашему “Клубу инвесторов” и инвестировать в Хабаровский край!”, 


— как всегда лихо отрапортовал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.




Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев в ходе рабочего визита в Харбин. Фото: телеграм-канал (18+) Михаила Дегтярева


Он уточнил (не без доли пафоса), что “нас, как инженерную столицу Дальнего Востока, интересуют различные технологические альянсы с Китаем в новых сферах, включая автомобилестроение”. Речь идёт о возможном сотрудничестве с Харбинской двигателестроительной корпорацией “Дунань”. В каком направлении — большой вопрос, ведь в отличие от Приморья, где к Восточному экономическому форуму (18+) готовятся перезапустить автозавод “Соллерс” с китайскими автомобилями на конвейере, у Хабаровска такого бизнеса ещё нет. Если не считать планов российского производителя пассажирских автобусов большого класса группы “Волгабас” откроет сборочное производство городских и междугородних автобусов на площадке “Ракитное” в ТОР “Хабаровск”.


… но хотелось бы проторить дорогу свинине из Приморья


Одним из ключевых направлений, которое пытался “продавить” российский бизнес в Шанхае, — возможность открытия границ для поставок в Поднебесную мясопродукции, что жизненно необходимо для развития свиноводческого проекта “Русагро” в Приморье. 31 млрд рублей в свинофермы уже вложены, продукция забила все местные прилавки, а соседи не торопятся открывать шлагбаум на границе. Что вполне логично, ведь Китай сам является крупнейшим мировым производителем свинины.


В 2022 году товарооборот продукции агропромышленного комплекса между РФ и Китаем вырос на 42% и достиг $7 млрд. По итогам первого квартала 2023 года отмечен рост на более чем на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $2,5 млрд.


По данным Национального союза свиноводов (18+), “Русагро” занимает 3–е место в рейтинге крупнейших производителей свинины в РФ в 2022 году — 336,1 тысячи тонн с долей в общем объеме в 6,4%.  


Глава Национальной мясной ассоциации (18+) Сергей Юшин по итогам Российско-Китайского бизнес-форума заявил в интервью “Интерфаксу” (18+), что отечественным производителям под силу в ближайшие два года может удвоить экспорт мясной продукции в Китай, доведя его до $1-1,2 млрд.


В 2022 году в Китай из РФ было поставлено более 20 тысяч тонн говядины и субпродуктов, 135 тысяч тонн мяса птицы и субпродуктов.


Российские бизнесмены в рамках круглого стола по аграрной тематике подняли, в частности, вопрос о расширении списка разрешенной к поставкам в КНР российской мясопродукции. Несмотря на многолетние переговоры, Россия до сих пор не получила доступ на рынок свинины КНР. И это на фоне успешного опыта экспорта этого вида мяса в 15 стран мира, включая Вьетнам и Гонконг.


В 2018-2021 годы ветеринарные власти РФ и КНР неоднократно обсуждали вопрос о снятии ограничений по африканской чуме свиней (АЧС), принятии принципов регионализации РФ и поставках свинины из благополучных по АЧС регионов. Однако, прогресс пока так и не достигнут.


Как считает Юшин, начать торговлю свининой можно с пилотного проекта, в рамках которого можно было бы разрешить поставки между одним из российских регионов — крупных производителей свинины (читай — Приморье) и какой-то из провинций Китая.


“При этом мы готовы дать дополнительные гарантии безопасности. Например, право поставок после аудита получат только предприятия высшего уровня биозащиты — четвертого компартмента. На российском предприятии-экспортере может находиться представитель китайской ветеринарной службы, который будет контролировать все этапы производства и подготовки к экспорту. Можно также организовать мониторинг на отсутствие вируса АЧС на упаковке, в транспорте и так далее”, — отметил глава Национальной мясной ассоциации.

Все кто ждет победы переходим на сайт