От спинорбитроники до палеонтологии: что будут изучать ученые ДВФУ на синхротроне РИФ

ДВФУ. Фото: ИА PrimaMedia

Эксперты обозначили четыре экспериментальные станции первой очереди строительства уникальной научной установки — синхротрона “Русский источник фотонов” (РИФ) на острове Русском во Владивостоке. Список объектов был озвучен в ходе встречи ученых университета и Дальневосточного отделения Российской академии наук с представителями Национального исследовательского центра “Курчатовский институт”. Экспериментальные станции позволят дальневосточным ученым проводить передовые исследования в самых востребованных в регионе областях — материаловедении, химии, медицине, биологии и археологии, сообщает ИА PrimaMedia.

Синхротронное излучение (СИ) было обнаружено в 1947 году физиками высоких энергий, которые изучали устройство ядра, разгоняя заряженные частицы. Ученые выяснили, что при повороте заряженных частиц (электронов) часть вложенной в ускорение энергии терялась, создавая излучение, которое изначально считалось “паразитным”.

Только спустя девять лет физики нашли ему полезное применение: оказалось, что СИ не только превосходит в яркости все лабораторные приборы, но и обладает уникальным спектром рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, что позволяет исследовать атомарную структуру самых разных объектов.

Открытие вызвало огромный интерес ученых, и сегодня в мире действуют около 70 источников СИ — синхротронов. Появление такой установки считается маркером не только научно-технологического, но и экономического развития страны. На Дальнем Востоке “Русский источник фотонов” станет первой машиной подобного класса.

“Синхротрон “Русский источник фотонов” — научный объект мирового уровня. Экспериментальные станции первой очереди позволят ученым со всей России проводить наиболее востребованные исследования причем не только фундаментального, но и прикладного характера”, — подчеркнул ректор ДВФУ Борис Кробец.

Содержание

1. Под запросы дальневосточных исследователей
  2. Самые востребованные направления
  3. Новые возможности и новые направления подготовки

Под запросы дальневосточных исследователей

Все оборудование синхротрона можно представить в виде двух технологических узлов. Первый — это ускорительно-накопительный комплекс, в котором разгоняются элементарные частицы — источники излучения. Второй “узел” состоит из оборудования, позволяющего с высокой точностью контролировать параметры полученного СИ — экспериментальной станции. Станция — самая ценная и при этом самая “гибкая” часть синхротрона, которая настраивается под запросы ученых. Именно здесь находится рабочее место исследователей, происходят эксперименты и их интерпретация.

Синхротрон “Русский источник фотонов” будет иметь 4 экспериментальных станции первой очереди, 6 — во второй, а всего возможно реализовать до 30 экспериментальных станций. Ученые ДВФУ совместно с экспертами Национального исследовательского центра “Курчатовский институт” в ходе установочной встречи определили назначение, оборудование и требования к первым станциям.

“Мы хотим сделать запуск синхротрона РИФ максимально эффективным и понятным для научного сообщества Дальнего Востока. Именно поэтому мы постарались максимально широко обсудить проекты, которыми занимаются ученые в ДВФУ и ДВО РАН: какие существуют научные задачи, и какие из них уже сейчас можно решать с помощью синхротронов. В итоге нам удалось определить запросы на экспериментальные методы, востребованные у дальневосточников”, — рассказал координатор проекта “РИФ” от Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ “Курчатовский институт” Сергей Звонарев.

Все кто ждет победы переходим на сайт