“Не компьютеры и книги забирают жизнь, мы сами её отдаём” – Евгения Омельченко

О философии видеоигры NieR Automata, популярности отечественной литературы и почему на фанфиках легче учиться писать



“Не компьютеры и книги забирают жизнь, мы сами её отдаём” – Евгения Омельченко

Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики “Белый дракон”

Приближается самое литературное событие в году — “Библионочь” (0+). К 27 мая библиотеки и книжные магазины по всей России приготовили для книгоманов насыщенную программу, связанную с искусством слова. Специально к этой дате постоянный участник “Библионочи” — председатель Клуба любителей фантастики “Белый дракон” Евгения Омельченко рассказала корр. ИА PrimaMedia о талантливых сетевых авторах, причинах популярности фантастики, влиянии воображаемых миров на подростков и многом другом.


Евгения, благодаря “Библионочи” библиотеки теперь не только про книги, но и про другие культурные мероприятия совершенно разного характера (перфомансы, открытые микрофоны, музыка). Подскажите, как это произошло? И как акция повлияла на отношение общества к книгам?


— Если говорить в общем, как я вижу, то литература от всей культуры неотделима. Вместе с литературой следом идёт и музыка, так как персонажи её слушают, или по многим книгам есть музыкальные произведения. Плюс у людей часто возникает желание воплотить произведения в жизнь, и так рождаются пьесы. Из-за того, что литература неразрывно связана с другими видами искусства, “Библионочь” начала развиваться дальше, за границы книг и библиотек. 


Тем более невозможно всю ночь и день сидеть в кружке и обсуждать литературу — от этого просто устаёшь, поэтому появились и другие активности. Мне кажется, в этом ничего удивительного нет, всё к этому шло. Прекрасно, что ты погружаешься не только в мир литературы и книг, но и в мир искусства, в целом. 




Евгения Омельченко. Фото: Предоставлено Клубом любителей фантастики


Однако я бы не сказала, что благодаря “Библионочи” общество стало намного больше читать. Для того, чтобы люди стали читать больше, нужны более действенные вещи. Массовые мероприятия, как “Ночь музеев” и “Библионочь” — их множество происходит по всей России. Естественно это влияет, но именно потому, что их много. Маленькая “Библионочь” раз в год — это капля в море из множества таких капель. Учителя в школах, библиотеках тоже проводят какие-то мероприятия. Это происходит от школьного уровня до федерального. То есть это большая работа, которая проводится на всех уровнях. 


Кто посещает собрания вашего Клуба? Это разные возраста? Какие основные темы ваших обсуждений и лекций?


— Мы начинали в августе 2015 года. Была самая первая встреча Клуба, которую я вела исключительно сама. Как филолог, я вышла и начала рассказывать о том, что такое фантастика, как её определяют учёные. То есть фантастический роман — это тот, который имеет фантастическое допущение, то, чего нет в реальности. Причём фантастические романы могут быть разные — от авантюрных и приключенческих до детективных и социальных, а могут быть и смешанные. Я начала с этого, а потом пошли по жанрам, например, что такое фэнтези, и какое оно бывает. Мы обсуждали , как оно развивалось, естественно начали с Толкина, Роберта Говарда с его “Конаном”. 


Буквально недавно у нас была великолепная лекция о видеоигре NieR Automata. В ней ты не просто играешь за персонажа и проходишь приключения, главный герой олицетворяет собой азиатскую философию, близкую к буддистской. А антагонистом ему стал “представитель” западной философии. Игра — это не просто красивая девочка, которая дерётся со страшными роботами. Девочка —  одна философия, а робот со своей судьбой и трагедией представляет другую. 


Людям стало интересно, они начали приходить, и приходили все — и пенсионеры, и школьники. К нам в начале 2016 года пришёл пятнадцатилетний мальчик, и он до сих пор к нам ходит. Он уже взрослый парень, женат — человек повзрослел вместе с нами. Люди среднего возраста тоже часто ходят. Бывает такое, что дети часто приходили, а когда повзрослели, начали приводить ещё и родителей. Например, чей-нибудь папа читал Желязны, мельком услышал у нас про него и тоже начал ходить. То есть мы максимально открыты для любого человека, который просто интересуется фантастикой. Ни возраст, ни социальное положение и другие условности не помешают человеку к нам приходить. Лишь бы ему было интересно с нами, и он что-то интересное привносил в наше обсуждение. 


Самые яркие представители из тех, кто нас посещает, конечно, глубоко увлечённые, они даже принимают участие в организации. У нас есть человек, который разбирается в комиксах. Он может полностью по номерам комиксов рассказать, как это всё работает, где какой персонаж и какой сюжет. Есть очень увлечённые, а есть те, кто прочитал пару книг и решил посмотреть, что ещё есть интересного.


Новички, например, могут выдать очень интересные мысли. У нас была встреча по антиутопии. И человек, который только-только прочитал “О дивный новый мир” Олдоса Хаксли, высказал довольно аргументированные мысли.


Считается, что многие не хотят жить в мире с официальным строем, как в этой книге. Ведь там разделение на социальные слои, искусственное снижение интеллекта разного уровня ещё в утробе и соответственное профессиональное определение в зависимости от уровня интеллекта. А тот парень, наоборот, сказал, что ему было бы классно. Аргументировал он это тем, что люди в высшей касте счастливы своему положению, а те, кто в низшей, не знают другой жизни и тоже счастливы.


Почему фантастика так популярна? Какие направления в ней сейчас читают, какие тренды популярны? Можно ли причиной такой популярности назвать злободневные темы в современной литературе?


— Я бы сказала, что сейчас по популярности поднимается космическая опера в связи с недавним сиквелом (продолжение — прим.ред.) “Звёздных войн”. Фэнтези в самых разных проявлениях тоже не сбавляет оборотов. Очень популярной несмотря ни на что остаётся социальная фантастика. Например, тот же сериал “Чёрное зеркало”, который вообще не сбавляет оборотов ни с каких сторон. 


Но, думаю, сейчас нет какого-то одного популярного жанра. Сейчас настолько большое разнообразие и книг, и фильмов, сериалов по самым разным направлениям фантастики, что невозможно выделить что-то одно. 


В эссе Макса Фрая (псведоним русскоязычноого писателя Светланы Мартынчик — прим. ред.)”Мизантропия Герберта Уэллса” развивается мысль о придумывании сюжетов писателями-фантастами. Но, например, Родиона Раскольникова из “серьёзного” чтива тоже не было, а если и был, то судьба у него была немного другая. То есть писатели, которые пишут реалистичные произведения, выдумывают не меньше, чем фантасты. А почему фантастика привлекает больше внимания? Она просто ярче. Благодаря фантастическим допущениям ту или иную ситуацию можно сделать более выпуклой и объёмной. Например, семейные отношения. Банальная ситуация: муж не уделяет внимание жене. В реалистичном произведении, в зависимости от таланта автора, это может выглядеть как бытовуха, серо и неинтересно. Добавляем фантастический элемент: муж пропадает не просто в гараже, а на каких-нибудь боях роботов. У него там целая история и конфликт. А жена, тем временем сидя дома в окружении робота-пылесоса и Алисы (виртуальный голосовой помощник — прим. ред.), пытается понять, зачем ей муж, который отсутствует, если с Алисой можно классно поговорить. 



Все кто ждет победы переходим на сайт