Пять картин художника Олега Лошакова о Дальнем Востоке

Виды старого Владивостока, рыболовецкие сейнеры и шум моря на полотнах из Третьяковки



Пять картин художника Олега Лошакова о Дальнем Востоке

 Шум моря. Женский портрет. 1971. ГТГ.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей

Сегодня, 16 мая, исполнилось 87 лет Олегу Лошакову, художнику из Москвы, который связал свою жизнь с Дальним Востоком.В день рождения мастера ИА PrimaMedia публикует рассказ о его знаменитых работах из коллекции Третьяковки.


Настоящим началом своего творчества Олег Лошаков называет первую половину 1960-х, когда он по распределению приехал во Владивосток преподавать живопись и композицию в художественном училище. В те годы он часто писал виды бухточек, домов и портовой жизни города. Следующий этап его творчества был связан с Курилами. В 60-е годы молодые советские художники часто отправлялись в творческие командировки в дальние уголки страны. В 1966 году Олег Лошаков приехал на остров Шикотан. Он оказался там волею случая, по совету знакомых художников, которых встретил в аэропорту Южно-Сахалинска. Коллеги с восторгом рассказали ему: “Мы прошли все побережье от севера Камчатки до Южных Курил. Нет лучше места, чем Шикотан. Поезжай туда!” И выбор был сделан.


В тот год к мастеру на Шикотане присоединились друзья из Приморья: Владимир Рачёв, Евгений Корж, Юрий Волков. Вместе с другими художниками позже они составили знаменитую “Шикотанскую группу”. Мастера регулярно выезжали на Курилы, писали суровую островную природу и взбалмошную жизнь во время путины — сезона промышленной рыбной ловли.


Работы Олега Лошакова хранятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Третьяковской галерее. Сотрудники филиала Третьяковки во Владивостоке связались с художником и попросили лично рассказать о пяти полотнах, посвященных Дальнему Востоку. Читайте рассказы автора:


Содержание

  1. Старый Владивосток. 1962-1963. ГТГ.
  2. Вечер. Владивосток. 1966. ГТГ.
  3. Небо над морем. Из цикла “Курилы”. 1968. ГТГ
  4. На Шикотане. 1979. ГТГ
  5.  Шум моря. Женский портрет. 1971. ГТГ.

Старый Владивосток. 1962-1963. ГТГ.


В начале 1960-х, по приезду во Владивосток, мы с моим другом Иваном Чуйковым два года преподавали в художественном училище. Там у нас сложился определенный распорядок дня: утром мы учили студентов живописи, рисунку и композиции. Потом обедали: ехали на трамвае в центр, шли в кафе, а вечером возвращались обратно пешком.




“Старый Владивосток”. 1962-1963. ГТГ.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей


Училище тогда было в районе Корейской слободы. Наша дорога шла вверх из центра по Алеутской или Океанскому проспекту, затем мы проходили перевал, где расположен Университет, и спускались вдоль парка к Куперовской пади (от Покровского парка к нынешнему Дальпрессу — прим. ред.). Этот спуск, который я наблюдал почти каждый вечер, как живой отпечатался у меня в памяти.


Несколько этюдов с натуры я написал за парком. А сама картина — плод впечатлений, она создана в мастерской.


Осенью 1962-го я вернулся в Москву, хотя рассчитывал преподавать во Владивостоке еще год. Отъезд получился незапланированным. Мы с Иваном Чуйковым опоздали на педсовет в училище: до этого были на пленэре в Преображении, а обратное судно пришло поздно. Когда мы примчались в город, педсовет уже кончился. Заходим, и нам говорят: “А вы у нас уже не работаете”. В 1963 я не был на Дальнем Востоке, а с 1964 стал опять приезжать.


В 64-м году мы с Володей Рачёвым довольно часто ходили на этюды в порт, и однажды с нами случилась забавная история. Мы увидели на берегу красные детали несобранного портального крана. Разложили краски и кисти, пишем этюды, и тут к нам подходит местный работник. Он решил разузнать, что происходит. А поняв, что мы художники, сразу решил эту информацию с пользой применить. Пошел к начальству и говорит: “Приехали художники из московского журнала “Крокодил”, и они сейчас рисуют детали того крана, который вы должны были давно покрасить и собрать!”. Тут же появились какие-то люди, принесли пульверизатор, и быстро красные детали перекрасили в белый. Мы смеялись и ворчали, что портят нам натуру.


Вечер. Владивосток. 1966. ГТГ.


Этот уголок находится в центральной части Владивостока: если идти в сторону Набережной от вокзала по улице 1-ой Морской, то сверху открывается вид на бухту Фёдорова. Мы шутили, что она названа в честь художника Вити Фёдорова, потому что он там бывает, и она ему нравится.




“Вечер. Владивосток”. 1966.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей

Все кто ждет победы переходим на сайт