Как “Вызов” расколол общество и почему это прекрасно

Размышления по поводу фильма, о котором спорит вся страна



Как “Вызов” расколол общество и почему это прекрасно

Старт космической ракеты. Фото: ИА PrimaMedia
Предыстория:
“Можно попросить Нину?” – премьера загадочного спектакля пройдет в Приморском театре кукол

Первый художественный фильм, частично снятый в космосе, разделил российское общество  на тех, кто решительно “за”, и на тех, кто еще более решительно “против”. И это прекрасно, считает обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов. Искусство должно провоцировать, обнулять оценки, сталкивать лбами, разводить по разные стороны баррикад, а потом говорить: “А теперь сходитесь!”


Итак, с одной стороны барьера — диванные эксперты и высоколобые профессиональные критики, которым “Вызов” (12+) режиссера Клима Шипенко не то, чтобы не понравился. Он им до тошноты отвратителен. С другой стороны барьера — те, кто наоборот,  “Вызов” принял. Что называется, всем сердцем и всей душой.  


Содержание

  1. “Почто космонавтов из космоса вынули, а Пересильд засунули?”
  2. “Мы здесь критики!”
  3. “Нынче вышел манифест” 
  4. “А сам-то как думаешь?”
  5. Мой космос 

“Почто космонавтов из космоса вынули, а Пересильд засунули?”


Вот уж поистине, стоит в России совершить что-нибудь великое (а снять настоящее художественное кино в настоящем космосе — действительно свершение немалое), как тут же найдутся желающие это великое “опустить”, подобно слесарю-интеллигенту Виктору Михайловичу Полесову, известному старгородскому знатоку “трамвайного дела на Западе”. Другое дело, что именно к таким “знатокам” в первую очередь и прислушиваются.


Стоит некоему блогеру Станиславу Садалидзе оставить запись в своем аккаунте ВКонтакте (12+)(13 апреля, 3:03 мск):


Халливуд” отдыхает Рогозин с Эрнстом сняли космическую мурзилку… Поздравляю отмыв бабла завершён и люди же верят, что фильм действительно снят в космосе)


как тут же огромное количество электронных СМИ начинают тиражировать это высказывание как истину в последней инстанции.


Тем более, что и космонавты, оказывается, были против (типа За державу обидно — баба в космосе!). И до были против, и после были против. По некоторым утверждениям в Сети, впрочем, опровергнутым экс-главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации “Роскосмос” Сергей Крикалев на какое-то время даже лишился своей должности за критику амбициозного проекта. В интернет-изданиях и блогах мелькала такая версия: полет “Союза” с актрисой Юлий Пересильд и режиссером (он же оператор и гример) Климом Шипенко не был внеочередным, поэтому кому-то из настоящих космонавтов пришлось уступить свою очередь участникам фильма. Возникла головоломка с графиком полетов, да денежный вопрос имел значение — на МКС ведь летают еще и в надежде хорошо заработать.  


Масла в огонь подлило неосторожное высказывание на эмоциях директора Гильдии актеров Валерии Гущиной, которая после закрытой премьеры 12 апреля предложила присвоить Юлии Пересильд звание Героя России.


Космонавты резко отреагировали на инициативу Гильдии.


Летчик-космонавт Героя России Елена Серова сказала “Московскому комсомольцу” следующее:


— Если это награждение произойдет, это обесценит подвиг настоящих космонавтов. Ведь они проходят тяжелейшую подготовку перед тем, как отправиться в космос, их награждают только за особые заслуги перед Отечеством! При всем моем уважении к артистам, туристам, которые летали на МКС на короткое время, в рамках программы посещения, до последнего времени Звание Героя России никогда не присваивали. Нашу съемочную группу, по сути, свозили на орбиту как туристов.


В том же духе высказался летчик-космонавт Герой России Федор Юрчихин:


— Я хотел бы спросить у тех руководителей Роскосмоса, которые перед стартом кинематографического проекта так же, как и многие космонавты, высказывали свое негативное отношение к нему: они считают адекватным присуждение артистам высочайшей награды страны за их труд? Это нормально, на фоне того, что профессиональные космонавты после полетов подолгу ждут, когда их наградят? Я хотел бы спросить профессиональное сообщество космонавтов: для них это нормально?


Разумеется, высказывания космонавтов тут же попали в интернет-топы и аккаунты хейтеров “Вызова”. Уж что-что, а травить скопом в Интернете у нас научились.


Актрисе пришлось напрямую обратиться к главным хулителям в своем блоге:


— Уважаемые космонавты и лично Федор Николаевич Юрчихин и другие, ну переставайте уже меня травить. Негоже героям России второй год подряд незаслуженно обвинять женщину во всех смертных грехах. 


Тем более что летала она в космос не для того, чтобы, сидя у иллюминатора, любоваться красотами Земля (хотя и это в фильме, конечно, было), и не для того, чтобы демонстрировать в невесомости красоту  парящих волос (хотя волосы действительно парили красиво). Она работала, ибо съемки в кино — будь то на Земле или в космосе — это всё же работа, причем порою очень тяжелая. Кстати, космонавты, принимавшие участие в съемках (Олег Новицкий, Антон Шкаплеров и Петр Дубов, кстати, уроженец Хабаровска), ощутили это на себе. Для того чтобы сниматься в эпизодах фильма, им пришлось отказаться от личного времени и сеансов связи с родственниками. И никто из них не роптал. Более того, сделали они эту работу очень хорошо.


Прежде чем оказаться на орбите, Пересильд не только прошла полный курс космической подготовки. Она училась делать операционные швы, вязать “правильные” узлы, прочла множество книг по торакальной хирургии, выучила названия медицинских инструментов, побывала на операции и т.д. А перед самым полетом в космос вместе с нотариусом составила завещание и написала посмертные письма родным. Вот такая веселая прогулка в космос.


Согласен, для Звезды Героя России съемок на орбите маловато. Да ведь она и не претендует. Для нее главное то, что кино получилось. И то, что за роль Жени Беляевой не стыдно. И ведь действительно не стыдно. Даже тем, кто привык говорить слово “кринж” (то есть “испанский стыд” — стыд не за себя, а за кого-нибудь другого) по любому поводу.


“Мы здесь критики!”


Кстати, если уже речь зашла об “испанском стыде”, вспоминается одна история почти 20-летней давности.


Работал я тогда в “Комсомольской правде” (владивостокская редакция), и был как-то послан в Москву в командировку по обмену премудростями. Соответственно, выполнял кое-какие задания московской редакции.


Однажды мне отправили в Мосэнерго на церемонию подписания договора о сотрудничестве между правительством Москвы и РАО ЕЭС. Подписывали Лужков и Чубайс. После пресс-подхода специально обученные люди в сером препроводили журналистов на фуршет.


В закромах Мосэнерго нас ждали полагающиеся в таких случаях напитки и яства. Причем наибольшей популярностью у местного медиа-истеблишмента пользовалась непритязательная на первый взгляд закуска: аккуратно нарезанные прямоугольнички ржаного хлеба с полупрозрачными полосками семги и осетрины на них.


Обмениваясь последними редакционными новостями и сплетнями, акулы пера с механической размеренностью роботов-андроидов, двумя пальчиками, словно щипцами-манипуляторами, ловко снимали с хлеба рыбные ломтики и отправляли их в рот. Один за другим, один за другим. При этом хлеб оставался нетронутым.


Минут через десять терминаторство столичных коллег завершилось. Моему взору открылась фантасмагорическая и, по сути, страшная картина: на белоснежных скатертях белые тарелки, а на них черные квадратики неприкасаемого хлеба. Как Мамай прошел, оставив после себя прямоугольники свежевырытых могил.


“Не дай Бог таким на зуб попасть”, — подумал я, запивая свой рыбный бутерброд  сладким кофе со сливками.


Как говорится, дела давно минувших дней. И Лужкова уже нет, и Чубайс далече. А тусовочка и ныне и там, у фуршетного стола в условном  Мосэнерго:


— Давеча три часа отсидел типа на русском космическом блокбастере. В натуре, экранизация твитов Рогозина.


— Точно. Космоса в фильме минут 30, не больше, а кинишко идет часа три. И надо же было в эту эпохалочку что-то еще засунуть. Ну и поназосовывали.  А зритель терпи, пока космоса не начнутся.


— Да сюжет примитив! Женщина-хирург летит на МКС, чтобы сделать операцию космонавту. Вот и весь спойлер.  


— Космонавт сам дурак. Не пристегнулся, упал, очнулся — гипс. А в гипсе до Земли не долетит — помрет по дороге. Вот ему бабу и решили доставить. Без бабы же куда. Как там Балуев сказал? Где русская женщина, там и притяжение.


— И главное, кому мозги парят? Какая интрига, если с самого начала ясно, что Пересильд полетит. Она же в титрах первой указана.


— Да она и не хочет лететь! Машкову приходится пнуть ее коленом под зад на трапе.


— То-то у нее потом в космосе волосы всю дорогу дыбом стоят.


— Типа невесомость. А что в невесомости можно снять? Гора хлама, зад Пересильд крупным планом в разной упаковке: то в шортах, то черных трусах, то в зеленом платье. Главная интрига знаете какая? Как ведут себя сиськи в невесомости. Самый острый момент в финале, когда она в зеленое платье на выход облачается. Подол круче, чем у Мэрилин Монро, взмывает, и левая грудь из декольте вот-вот выпрыгнет. И стоило из-за этого три часа терпеть, тем более что не выпрыгнула.  


— В общем, кино — лажа. Экшен — нихт, интрига — нихт,  юмор — нихт, интим — нихт фантастиш! Ну, ё-моё. На что миллиард потратили, натюрлих?


— Чуваки, а у меня уже и заголовок есть! Дорог “Вызов”, да не вывез. Дорогущее кино сняли, а зритель не пошел.


— Как не пошел? Я читал, что уже три миллиона посмотрели.

Все кто ждет победы переходим на сайт