Приморские маятники правосудия, во Владивостоке будут рыть и надеждинское экотехно

Главные события политической недели в не перестающем удивляться материале ИА PrimaMedia



Приморские маятники правосудия, во Владивостоке будут рыть и надеждинское экотехно

Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Предыстория:
Кожемяко в предвыборном периоде, с Абушаева заочно сняли арест и “аналоговое” голосование

Политическая повестка, как ракушками, обросла различными событиями с уголовным креном. Главе Большого Камня Рустяму Абушаеву отказано в аресте, депутата ЗС ПК Артема Самсонова вернули в СИЗО, а экс-мэру Владивостока Олегу Гуменюку понизили уровень наказания с рекордно строгого на просто строгое.


Олег Кожемяко выступил с креативной идеей — направлять изъятую у “черных лесорубов” технику на помощь СВО. Глава Владивостока Константин Шестаков добился выделения крупной суммы на крупный ремонт теплосетей. А в Надеждинском районе продолжаются споры о стройке Экотехнопарка, под которым власти подразумевают современную переработку, а местные жители — мусорный полигон. Как говорится, произошла небольшая разница во взглядах.


Содержание

  1. Маятники правосудия
  2. На пользу дела
  3. Будут рыть
  4. Надеждинское экотехно

Маятники правосудия


Уголовная практика в последнее время все чаще заходит в политическую повестку, превращая политобзоры в подобие криминальных сводок с редкими аналитическими вставками. Эта неделя прошла без “задержательного” бума, не разгоняя тренд, но и не оставляя его в топливном голоде. О трех событиях с уголовным уклоном следует сказать.




Рустям Абушаев. Фото: ИА PrimaMedia


Первое и главное — в пятницу Фрунзенский районный суд Владивостока отказал следователям в заочном аресте главы Большого Камня Рустяма Абушаева. Мэр уже становится постоянным участником этих текстов, потому как каждую неделю в его деле происходят повороты — раз от раза все чудесатее и чудесатее.


В марте — внезапный арест, потом  — объявление в федеральный розыск, потом — слухи о его местонахождении в зоне СВО, потом его видео от туда и сообщение, что он примкнул к добровольческому отряду “Тигр”, потом — отмена ареста в Приморском краевом суде, и последнее — уже отказ Фрунзенского суда повторно его арестовывать. В прошлом политобзоре ИА PrimaMedia в каком-то смысле предсказало, куда кренится история с главой Большого Камня. В целом, ее общее направление угадать было несложно. Другое дело, что мяч сейчас на стороне силового блока, перед которым бессильны политические прогнозы.


В неклассическом развитии мэрского кейса следует отметить две вещи. Рустям Абушаев изначально был протеже губернатора Олега Кожемяко. В конце 2021 года глава региона рекомендовал его на пост мэра “города президентского внимания” и действенно этому способствовал. Кадровое решение региональных властей тогда столкнулось с небольшим противлением местных элит, быстро и гладко улаженным серией губернаторских визитов. Второе — добровольческий отряд “Тигр” также создавался по инициативе Олега Кожемяко и до некоторой разумной степени находится в орбите его влияния. Единообразие признаков может быть и чистым совпадением, но даже в виде чистого совпадения оно развенчивает логику атак в адрес губернатора — якобы он бросает своих людей на произвол судьбы. В той же логике теперь атакующим следует изменить посыл на “губернатор своих не бросает”. Но верится в это с трудом.




Артем Самсонов. Архивное фото. Сентябрь 2022.. Фото: ИА PrimaMedia


Дело депутата ЗС ПК Артема Самсонова вернули в Приморский краевой суд, а самого политика — в СИЗО. Девятый кассационный суд удовлетворил жалобу прокуратуры на решение апелляционной инстанции, которая в феврале отменила коммунисту 13-летний приговор и выпустила его из СИЗО под домашний арест.


Сейчас все вернулось на круги своя. Отмена приговора оппозиционному политику в свое время наделала много шума и, как выяснилось, из ничего. Сенсация отменилась заочно. Это дало возможность различным интерпретаторам из новых медиа сделать далеко идущие (куда-то к выборному сентябрю) выводы. В частности, что подобное возвращение статус-кво бьет по воспрянувшей морали радикального крыла приморской КПРФ. Здесь для полноты картины следует добавить сразу два “некогда” — перед словами “воспрянувшей морали” и “радикального”. Таким образом, оппозиции (еще раз — некогда) ничего не остается, как идти в максимально предсказуемом политическом русле и играть в предстоящей губернаторской кампании роль статиста и статистической погрешности. А это, скорее всего, значит: лидер приморской КПРФ Анатолий Долгачев — как кандидат от партии, его незаметная и беззубая предвыборная активность — как образ действия и условие участия в выборах.


Такие выводы нельзя сразу назвать мыслепреступлением. В них можно найти зерно истины. Хотя бы потому, что все это укладывается и предсказывается неумолимой логикой политических процессов. Но в том то и суть этой логики, что она неумолима. И дело Самсонова тут можно прикладывать к ней сбоку, слева, справа или не прикладывать вообще — локомотив все равно будет следовать заданному курсу без задержки.


“Как и предполагалось, вся история с отменой приговора Артему Самсонову лежит в плоскости процессуальных нарушений. После их исправления всё встает на свои места, — считает политолог Павел Наливайко. — Мой прогноз — окончательный приговор будет примерно таким же, как первоначальный. Дело Самсонова уже давно развивается вне политической плоскости. Оно потеряло интерес со стороны несистемной оппозиции, так как его уже нельзя использовать с точки зрения дестабилизации общественно-политического пространства. Я думаю, максимум, что мы можем увидеть — это сопереживание Самсонову со стороны его окружения, но не более того”.


Политолог Вячеслав Беляков также подчеркивает, что “дело Самсонова давно уже не влияет на политические позиции коммунистов в Приморье”.


“КПРФ никак не использовала дело Самсонова в политической борьбе, и не будет использовать в будущем, — считает эксперт. — Тем более, к этой повестке не обратится Анатолий Долгачёв, поскольку он является не более, чем спойлером на губернаторских выборах.  Вероятность повторения 2018-го года для коммунистов стремится к нулю и меньше всего зависит от Долгачева”.




Олег Гуменюк. Фото: ИА PrimaMedia


И последнее — бывшему мэру Владивостока Олегу Гуменюку смягчили рекордно строгий приговор. Теперь он просто строгий. Вместо 16,5 лет заключения экс-главе назначили 12 лет. А сумму штрафа снизили со 150 до 140 млн рублей. Олег Гуменюк, как и в суде первой инстанции, отметился эмоциональным последним словом, сказав, что лучше бы его расстреляли.


Решение апелляционной инстанции дало лишний повод недоброжелателям губернатора оттоптаться на теме его кадровой политики с посылами вроде — бросил в реку не умеющих плавать и не кинул спасательный круг. Инвективы были вполне ожидаемы и также ожидаемо прошли по касательной в виду угасшего внимания к делу бывшего градоначальника, тенденциозности и системы предвзятой аргументации. В остальном же дело Гуменюка оторвано от политического материка и дрейфует в общем событийном фоне.


На пользу дела


Креативным подходом к поддержке СВО отметился Олег Кожемяко. Губернатор предложил отправить технику, изъятую у черных лесорубов, на нужды специальной военной операции.




Олег Кожемяко на складе изъятой у "черных лесорубов" техники. Фото: Пресс-служба правительства Приморья


Такое заявление глава региона сделал во время посещения так называемого браконьерского автопарка — склада, где содержится самая разнообразная техника, конфискованная у незаконных лесопользователей: от советских тракторов МТЗ, ДТ, грузовиков ЗИЛ и КАМАЗ до современных бульдозеров и лесозаготовительных комбайнов общей цифрой в более 100 единиц.


Олег Кожемяко осмотрел “музей егерьских трофеев”, подчеркнув, что самое главное сейчас — не допустить возвращения транспорта владельцам.


“По всем делам идут расследования, и главная задача, чтобы эта техника была окончательно и бесповоротно изъята. С ее помощью наносился непоправимый вред тайге, так как рубили наиболее ценные породы — дуб, ясень — тысячи кубометров леса”, — отметил губернатор.


Руководитель региона выступил с предложением направить конфискованную технику в зону военных действий.


“Это и джипы, грузовики с кранами, экскаваторы, бульдозеры. Сейчас мы проведем всю необходимую работу, и часть техники послужит нашим ребятам”, — заявил губернатор.


Напомним, что глава Приморья держит на личном контроле вопрос поддержки СВО. В регионе уже действует ряд решений, призванных помочь тем, кто служит сейчас в зоне проведения специальной военной операции, и их семьям.


Добавим, что новая инициатива разгоняет сразу две положительных повестки — поддержка СВО и защита приморского леса.


Будут рыть


Мэрия Владивостока активно подготавливает жителей к масштабному ремонту теплосетей — он обещает быть действительно значительным в виду того, сколько внимания и, главное, финансов к нему привлечено.


Крупные аварии прошлого года и этой зимы не остались без внимания СМИ, в том числе и федеральных, и нанесли определенный имиджевый урон новой администрации города, даже принимая во внимание то, что город был передан ей уже в таком состоянии.


За год глава Владивостока Константин Шестаков сумел заручиться поддержкой федерального центра и добиться выделения 1,8 млрд рублей на реконструкцию сетей. Активный ремонт в этом году способен “залатать” не только коммунальные, но и имиджевые порывы.


“Вряд ли здесь вообще можно говорить о каком-либо имиджевом уроне мэру Владивостока, — считает Павел Наливайко. — Могу лишь зафиксировать, что Константину Шестакову впервые за долгие годы работы разных мэров удалось на федеральном уровне продвинуть вопрос о выделении средств на масштабные ремонтные работы по всему городу. Это важный шаг, потому что у руководителей других крупных дальневосточных городов пока не получается выбивать такие инвестиции. Тем более, в сферу ЖКХ. Здесь Шестакову следует отдать должное — он работает над устранением проблемы, которая формировалась на протяжении последних десятилетий. И уж точно не нынешний глава города является виновником того, что сети, заложенные еще при Советском Союзе, сейчас объективно приходят в негодность”.


По мнению Вячеслава Белякова, коммунальная инфраструктура города изношена настолько, что даже недовольство людей, связанное с массовым ремонтом перед выборами, несравнимо с возможным ущербом при отсутствии ремонта.


“Так что для Шестакова срочный ремонт сетей — это уже не вопрос имиджа, а вопрос стабильного существования города, — говорит эксперт. — Конечно, рытьё, отключения и все связанные с этим неудобства лягут тяжелым грузом на мэрию, но важно, что глава города понимает необходимость этих мер и не боится ответственности за их воплощение”.


Надеждинское экотехно


Сквозь чересполосицу общественных настроений продвигается непопулярный среди населения, но необходимый — по мнению региональных властей — проект Экотехнопарка в Надеждинском районе.


По задумке, Экотехнопарк должен значительно улучшить систему обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе. Уже само благородное название как бы намекает на смесь экологического подхода с технологичностью процесса. Но люди привыкли видеть за красивыми вывесками подвох. И в этот раз они разглядели за “глубокой переработкой” маячащий неподалеку мусорный полигон, который и правда присутствует в планах проекта — где-то рядом с центрами этой самой глубокой переработки. Это и срезонировало — региональные власти не раз устраивали встречи с жителями района, и, как правило, вся дискуссия сводилась к максиме “мы не против глубокой переработки, но мусорного полигона нам не надо”. Загвоздка здесь не только в том, что первое без второго не работает, но еще и в том, что второе спокойно работает без первого.


В похожем ключе проект обсудили на Приморском форуме ЖКХ и Экология (12+), который прошел 2 мая. На нем прозвучало, что нашлись уже четыре компании, которые готовы на территории комплекса перерабатывать стекло, пластиковые бутылки, полиэтиленовую пленку, бумагу и картон. 


Отметим, что одной из первых подала заявку ООО “ЭкоСтар Технолоджи”. По данным из открытых источников, в состав учредителей компании входят Михаил Бибиков — отец Антона Бибикова, заместителя генерального директора “Приморского экологического оператора”, а также Юрий Лазарев — отец Сергея Лазарева, который также ранее занимал должность замдиректора ПЭО, а сегодня является советником зампреда правительства Приморского края. 


Антон Бибиков и Сергей Лазарев были одними из главных спикеров и защитников Экотехнопарка на форуме. 


Антон Бибиков отметил, что такой объект необходим, прежде всего, самим жителям Надеждинского района и что он не будет принимать владивостокский мусор. Сергей Лазарев рассказал, что место для полигона выбрано предварительно — из-за удобства расположения рядом с Экотехнопарком — и строительство начнется, только если этот участок соответствует строгим требованиям. Должна быть гарантия, что появление на нём объекта ТКО не принесет вреда ни природе, ни людям. Впереди — целый ряд исследований, что не навредить ни природе, ни жителям.


Добиться консенсуса и в этот раз целиком не удалось. За форумом последовал ряд защитных публикаций, главный посыл которых состоял в перечислении польз от Экотехнопарка и недостатков тех, кто ему противится. Народ в этих текстах делался слегка похожим на дремучую толпу, заряженную местным купечеством, а инициаторы — слегка похожими на миссионеров-просветителей, несущими людям огонь знаний.


Но это риторика. Факт же состоит в самом наличии дискуссии и желании разговаривать и убеждать местных жителей, приводя аргументы. Тема, как-никак, чувствительная. А в условиях грядущих выборов и конфликтности самой территории — казалось бы, вдвойне. Однако, считают эксперты, в текущих условиях потенциально выгодный для оппозиции кейс не будет толком использован, а проект будет продвигаться без оглядки на электоральные настроения.


“На мой взгляд, оппозиция в рамках грядущих выборов вообще не активно будет использовать возможности для ведения контркампании, — говорит Вячеслав Беляков. — Причина тому — её “карманный” статус. Думаю, работы по Экотехнопарку будут идти своим чередом вне зависимости от настроений граждан в отдельно взятом районе. С одной стороны, это не повлияет глобально на настроения региона, а с другой, это устоявшийся стиль работы правительства края — продавливать решения, не обращая внимание на возможные скандалы”.


Павел Наливайко отмечает, что Надеждинский район, действительно, остается одной из немногих горячих точек политической напряженности в регионе.


“Но нужно понимать, что связано это с тлеющим конфликтом между местными элитами, — считает эксперт. — Региональным властям пока не удается оперативно решить эту проблему, но всему есть предел. Допускаю, что ситуация там сможет измениться уже осенью этого года — по итогам муниципальных выборов. Что касается прочих осенних кампаний — вряд ли то, что происходит в Надеждинском районе, способно как-то отразиться на их результаты”.