Мэр-попаданец, Квон в президентском Совете и телеграм-раскол по-приморски

Главные события политической недели в привыкшему ко всему, но не перестающему удивляться, материале ИА PrimaMedia



Мэр-попаданец, Квон в президентском Совете и телеграм-раскол по-приморски

Тематический фотоколлаж. Фото: ИА PrimaMedia
Предыстория:
Кожемяко идет на встречи выборам, “земельная дюжина” дает метастазы и устоявшийся Мильвит

Глава Большого Камня, как герой каких-нибудь книжек в жанре альтернативной истории, внезапно перенесся в зону СВО, сделав видео с каминг-аутом. Мэр Артема Вячеслав Квон вошел в Совет по развитию МСУ при президенте, но довольно будничное назначение наделало много шума в приморском телеграме (18+). Сам этот приморский телеграм начал диффузировать на два лагеря, и это уже не предвыборный нюанс, а, пожалуй, даже этап его развития. Приморский парламент выбрал свою десятку в Общественную палату — тут обошлось без сюрпризов, которые уже стоило бы запретить законодательно, чтобы каждый раз не спотыкаться. И губернатор Олег Кожемяко провел через ЗС ПК очередную меру поддержки участникам СВО и их семьям.


Содержание

  1. На СВО — по острой необходимости
  2. Намоленное место
  3. Телеграмный раскол
  4. Поддержке СВО в региональном законодательстве дали “зеленый коридор”
  5. Палата лояльности

На СВО — по острой необходимости


На этой неделе обозначил себя на карте глава Большого Камня Рустям Абушаев, разыскиваемый силовиками за махинации с землей — мэр записал видео якобы из зоны СВО. Позже информацию ТАСС (18+) подтвердил командир добровольческого отряда “Тигр”, добавив, что Абушаев служит в его рядах где-то под Павловкой.




Рустям Абушаев записал видео из зоны СВО. Фото: Соцсети


Короткий ролик от мэра Большого Камня вызвал так много вопросов и дал так мало ответов, подтвердив столько предположений, иногда прямо противоположных, что вполне естественным образом стал главным информационным блюдом недели. По крайней мере, в сегменте политики (если муниципальную власть, конечно, еще можно к этому сегменту относить).


Рустям Абушаев рассказал на камеру, что совершить такой поступок решил давно, а острую необходимость почувствовал, когда участвовал в мероприятиях для семей мобилизованных. И тут сложно сказать — может, посещение таких семей вызвало в нем прилив патриотических чувств, а, может, просто совпало с недосужими размышлениями над недавними арестами двух его бывших подчиненных. В общем, нельзя упрекнуть Абушаева в какой-либо неточности формулировок. Но нельзя и не заметить, что проявление офицерского благородства обогащено контекстом.


Остался без ответа и нетривиальный вопрос — а как же Большой Камень? В записи глава не говорит ни слова о городе, за который еще недавно взялся отвечать. Его вояж, похоже, стал сюрпризом для местной власти. Речь о его замене пока не идет. По словам председателя городской Думы, представительный орган, назначивший когда-то главу, может вмешаться в процесс только после подачи соответствующего заявления самим главой.


“Если заявление не поступает, значит, Дума ничего не делает, так как все остальные действия регламентируются Уставом города с позиции администрации, — рассказал ИА PrimaMedia спикер Думы Большого Камня Алексей Кузнецов. — Фактически Рустям Абушаев продолжает находиться в должности главы города. Сейчас его обязанности исполняет первый заместитель. Пока такая модель работает, иных документов нет. Насколько я понимаю, буквально на днях истекает срок его отпуска. Но пока от администрации никаких сигналов не поступало”.


Политолог Ольга Кишаковская в своем телеграм-канале “Политика с О.К.” (18+) отметила, что поведение главы Большого Камня провоцирует вопросы: кто сейчас более ценен — артиллерист или глава муниципалитета?


“Если глава решил участвовать в спецоперации, неважно по каким причинам, то, в моем представлении, в первую очередь он должен был объясниться с депутатами, написать заявление об уходе/об отпуске за свой счёт, представить депутатскому корпусу и жителям своего и.о. на этот длительный или не очень длительный срок, — считает эксперт. Наверное, именно так бы поступил Константин Шестаков (мэр Владивостока — прим.ред.), если бы принял такое решение. Потому что не может иначе поступить глава, на нем ответственность за город”..


Политолог Вячеслав Беляков подчеркивает, что “уголовный” фон, на котором произошло тайное убытие мэра в зону СВО, нивелирует патриотический пафос поступка.


“Героем он мог бы предстать, если бы честно сложил с себя полномочия и отправился добровольцем на фронт”, — считает эксперт, добавляя, что ситуация с Абушаевым негативно отражается на доверии к органам местного самоуправления, Думе и должности главы города, “которая, как выяснилось, никому не нужна, ведь можно просто уйти “за ленточку”, оставаясь в должности, и ничего не произойдёт”.


Намоленное место


Мэр Артема Вячеслав Квон стал единственным представителем Приморья, попавшим в новый состав Совета по развитию местного самоуправления при президенте РФ. Эксперты отмечают, что у этой заслуги три отца — сам Вячеслав Квон, губернатор Олег Кожемяко и экс-глава Артема, а ныне депутат Госдумы Владимир Новиков, внесший существенный вклад в политическую ликвидность мэрского поста.




Вячеслав Квон. Фото: ИА PrimaMedia


“Мэры Артёма традиционно представлены в различных структурах, представляющих российское самоуправление. Так исторически сложилось со времен Владимира Новикова, — отмечает Вячеслав Беляков. — Так что Вячеслав Квон здесь отличный продолжатель традиций. При этом искать какое-то значение в Совете по развитию МСУ не стоит хотя бы потому, что всё развитие МСУ в России идёт по пути уменьшения его значимости”.


По мнению политолога Павла Наливайко, Вячеслав Квон — один из наиболее опытных глав, которые остались в Приморском крае из “старой гвардии”.


“Неудивительно, что Олег Кожемяко доверяет ему от региона работать в столь значимом Совете, — считает эксперт. — Более того, фактически Приморье завершило реформу местного самоуправления, и сейчас губернатору находиться в таком совете, наверно, нет необходимости. Отправить туда одного из наиболее опытных и лояльных глав — верное и осознанное решение, которое готовилось на протяжении длительного времени. Такие вопросы в силу множества согласований не принимаются сиюминутно”.


Телеграмный раскол


В рамках политобзора интересно следить не только за событиями, но и за трендами, которые, вызревая и наливаясь со временем жизненной силой, становятся в один момент слишком заметными, чтобы пройти мимо них. Одним из таких трендов можно назвать поляризацию приморского политического телеграма (18+).


В некотором смысловом огрублении, проявлется это в том, что одни каналы воодушевленно хвалят главу региона, а другие — хулят его с не меньшим энтузиазмом. Забавно, что зачастую панегирики и филиппики равны по модулю, но разны по знаку, то есть берут за основу одно и то же событие, просто интерпретируют его со знаком плюс или минус в силу аналитической оптики.


Яркий пример получился как раз со включением Вячеслава Квона в президентский Совет. Часть телеграм-сообщества иронически заметила, что сам Кожемяко остался за бортом институции и что только один представитель Приморья туда попал.


Критика не то, чтобы по существу. В Совет в целом попали около трех десятков мунглав со всей России.


И глав регионов там совсем чуть-чуть — все-таки, Совет муниципальный.


И вступление в этот орган, если оставить за скобками аппаратные усиления той или иной политической фигуры, не то, чтобы дает возможность решать вопросы государственной важности.


И до Квона там три года сидел глава Михайловского района Владимир Архипов, от чего ни политик, ни его район не стали жить заметно лучше и веселее.


Так что номенклатурную ротацию можно воспринимать чисто номинальной и рутинно-уставной.


То, что критика ударила ну совсем в молоко, делает пример еще более наглядным — уже не столь важен факт, как его интерпретация и тональность подачи. Но куда удивительней вышла реакция медиа-адвокатуры региональной власти, которая в пику сомнительным претензиям запустила целый залп защитных постов, рассказывающих о руководящей и направляющей роли губернатора в назначении Вячеслава Квона. Иными словами, попыталась убить муху из гранатомета. Событием с политической точки зрения можно считать здесь не назначение в чистом виде, а экзальтированную реакцию на его интерпретации. Какие-то нервные все стали.


Возвращаясь к теме, акцент на интерпретацию становится общим местом приморского политического телеграма. 


Если в 2018 году новые медиа были главным поставщиком инсайдов, оправдывая посыл “вся правда в телеграме”, то сейчас по большей части на информационный рынок подаются оценки и мнения. По мнению экспертов, влияние новых медиа на политическую повестку в регионе от этого не пострадало, но изменились арсенал и маневры.


“Во-первых, существенно изменилось значение политического телеграма. Ещё в 2018-м это был по большей части инструмент внутриэлитных разборок, средство слива различных инсайдерских данных и трибуна экспертных оценок, то сейчас же телеграм стал полноценным медиа, аудитория которого множится, — говорит Вячеслав Беляков, автор ТГ-канала “Тожеполитолог” (18+). — Как следствие каналы стали более информационными и публицистическими, а материалы нацеленными на формирование широкого общественного мнения. Неизбежно поменялась форма и риторика”.


Во-вторых, по мнению эксперта, кураторы внутриполитических процессов стали гораздо плотнее работать с телеграм-каналами.


“Неудивительно, что во множестве публикаций на одну и ту же тему ярко проступают тексты методичек, написанных в одном месте, — отмечает Вячеслав Беляков. — Больше распространены стали “блоки на негатив” или на определенные темы. Однако любое действие всегда рождает противодействие — те, кого не взяли в оплаченный пул, начинают активно критиковать всё и вся. Информационное поле поляризуется, а хорошую аналитику найти всё сложнее”.


В целом, влияние телеграма на политическую жизнь сильно усилилось и этот процесс продолжается, констатирует эксперт. Вместе с тем, большой сегмент медиа перешел в русло информационной работы, заменил людям новости, а сегмент аналитики сократился.


“И конечно, в преддверии выборов мы увидим и информационные кампании в телеграме, и войны каналов, и попытки использовать телеграм, как предвыборную технологическую платформу”, — заключает Вячеслав Беляков.


По мнению Павла Наливайко, перенастройка настроений в политическом телеграм-сегменте Приморья произошла давно. Он также указывает в качестве переходного этапа 2018-й год.


“Период становления рациональной повестки продолжался последние пять лет, — говорит эксперт. — Сейчас, действительно, осталось несколько каналов, которые пытаются каким-то образом критиковать власть в регионе. Но, если посмотреть на качество диффамационных кампаний — это, скорее, попытка получить предвыборные бюджеты, но не сформировать отдельную понятную и конструктивную линию”.


Павел Наливайко подчеркивает, что рынок новых медиа сейчас сформирован по принципу более адекватных оценок, наблюдению не только за происходящим в Приморье, но и на Дальнем Востоке.


“Фактически, перестроился политический сегмента телеграма по всей России, — отмечает эксперт. — Он все меньше ориентирован на рынок негатива. Это, скорее, Think Tank, институт, который формирует смыслы, создают повестку, пытается рождать идеологемы. Только рассредоточенный. Аудитория по-прежнему идет туда, чтобы посмотреть на повестку, отличную от СМИ. В Приморье времена, когда под выборы создавали 5-10 каналов, прошли. Сейчас люди работают по большей части в межсезонье, выборы они пропускать не могут, но это не самоцель для сообщества”.


Поддержке СВО в региональном законодательстве дали “зеленый коридор”


Губернатор Олег Кожемяко провел через ЗС ПК очередную инициативу по поддержке участников СВО. Теперь их дети смогут получать жилищные сертификаты, не дожидаясь исполнения 18 лет.




Апрельское заседания ЗС ПК. Фото: Пресс-служба ЗС ПК


Закон о выделении квартир детям участников СВО, погибших на службе или получивших инвалидность I степени, приняли в мае прошлого года. Норма была справедливой и своевременной, единственным ее дискуссионным моментом, как показала практика, стала возрастная планка в 18 лет. Теперь и этот барьер снят. Региональное законодательство, связанное с поддержкой СВО, совершенствуется и актуализируется в подобающем ситуации приоритетном темпе.


“Размер выплаты рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра для детей-сирот в том населенном пункте Приморского края, в котором проживает ребенок. Также допускается приобретение жилья в общедолевую собственность детей. Для детей данной категории, в случае их проживания на территории Владивостока, вводится новая мера поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения в столице Приморья в собственность, из расчета на одного ребенка от 18 до 36 квадратных метров”, — рассказал в своем ТГ-канале (12+) губернатор региона, отметив, что и далее власти будут поддерживать семьи защитников.


Ранее в правительстве края не раз подчеркивали, что вопрос поддержки участников СВО и их семей остается приоритетным. Губернатор лично держит на контроле всю работу, которая ведется в этом отношении. Регион вошел в пятерку лучших в России по подготовке участников СВО и оказанию им помощи. Так, им положены ежегодные и ежемесячные денежные выплаты, компенсации расходов в размере 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сертификаты на санаторно-курортное лечение, льготы на проезд и бесплатное питание школьникам два раза в день и многое другое.


Палата лояльности


Не уходя далеко от апрельского заседания ЗС ПК, остановимся на еще одном принятом на нем любопытном решении. Краевой парламент избрал свою десятку представителей для Общественной палаты Приморья.


Ими стали:


Максим Белобородов (Приморская региональная общественная организация содействия развитию гражданского общества “Правозащитник”);


Игорь Беспалов (Приморская краевая общественная организация инвалидов войны в Афганистане, инвалидов локальных войн и военных конфликтов);


Мария Дега (Приморская краевая общественная благотворительная организация “Диалог народов мира”);


Андрей Караваев (Федерация водно-моторного спорта Приморского края”);


Анна Константинова (Федерация беговелоспорта Приморского края”);


Артем Моисеенко (Приморская краевая федерация физической культуры и спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата);


Ольга Протасова (Автономная некоммерческая организация содействия молодой семье “ВЕНЕЦ”);


Екатерина Стороженко (Детско-юношеский спортивный клуб по дзюдо и самбо “Патриоты России” Приморского края);


Александр Табаченко (Приморская краевая организация Общероссийской общественной организации Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса РФ);


Ольга Чиркина (Дальневосточная Межрегиональная общественная организация инвалидов “Ковчег”).


Любопытны здесь не сами по себе фамилии новых членов Общественной палаты, которые за редкими исключениями приморцам ничего не скажут, а их лоялистская совокупность. Среди одобренных кандидатур нет ни одного, кого можно было бы представить в качестве противовеса решениям, принимаемым в высоких кабинетах власти. И это еще раз сигнализирует о пути, по которому  идет краевой парламент под руководством нынешнего спикера Александра Ролика.


Когда-то ЗС ПК было реальным местом бурных дискуссии, столкновения позиций, из которых высекались наиболее приемлемые решения. В 2000 году председатель парламента (тогда еще Думы Приморского края) Сергей Дудник (1998-2000 годы правления) поплатился местом за конфликт с губернатором региона, да и сам претендовал на этот пост в 1995-м. Сергей Сопчук (2002-2006 годы) выигрывал аппаратные войны с представителями региональной власти, умел быть командным игроком, оставаясь самостоятельным в принципиальных вопросах. Виктор Горчаков (2006-2011, 2012-2016) обладал навыками сдерживать вольнодумство депутатов в рамках спора профессионалов и регламента, при этом подчеркивая, что “парламент — еще какое место для дискуссий!“. Период руководства Александра Ролика как бы завершает эту славную эпоху.