«Антисон» за безопасную дорогу – каждому водителю и пешеходу!


Фото из открытых источников
Причина более 80% ДТП – усталость водителя или утрата им внимания к дороге. Показатели эти достаточно близки по всему миру, и пока что ни в одной стране не удалось добиться заметного улучшения ситуации. Однако российские IT-специалисты считают, что недалек тот день, когда пресловутый человеческий фактор за рулем удастся преодолеть. В этом поможет система «Антисон».
 

Технический вопрос


 
Разработкой самообучаемой системы мониторинга состояния водителя, интегрированной с мониторинговым центром, в КСОР-групп начали заниматься в 2014 году.
 
Установленная в кабине водителя видеокамера включается вместе с зажиганием и всё время, пока двигатель включен, фиксирует положение 60 точек на лице водителя и отслеживает более 10 параметров. Это как явные признаки – медленное моргания и зевание, – так и более тонкие изменения в мимике. Это один из самых точных инструментов оценки разных стадий утомленности. Это гораздо эффективнее, чем фиксировать только тяжелые стадии, когда человек за рулем скоро уснет. Ведь чем раньше обнаружена проблема, тем больше вариантов для ее решения.
 
Точность системы дополнительно усиливает искусственный интеллект: каждая поездка водителя с определенным идентификатором обрабатывается, система изучает его особенности мимики и создает индивидуальный профиль риска засыпания.
 
Если искусственный интеллект обнаруживает опасность, он подает сигнал водителю, связывается с мониторинговым центром КСОР и может подать сигнал диспетчеру или другому ответственному специалисту заказчика. Человек оценивает, было срабатывание реальным или компьютер ошибся (что, благодаря искусственному интеллекту, встречается всё реже).
 

Что подскажет «Антисон»?


 
Безаварийная езда требует от водителя 95% времени удерживать взгляд в поле концентрации внимания. Но само это поле у отдохнувшего человека гораздо шире, чем у уставшего. И, выходит, перед и без того усталым водителем стоит более сложная задача. При легкой степени усталости, чтобы замедлить развитие утомления, необходимо снизить скорость. Так у водителя будет больше времени, чтобы оценить разметку, дорожные знаки, обстановку, и нервной системе не придется справляться с дополнительной нагрузкой. Именно на этом этапе в работу включается система «Антисон».
 
Первые признаки ухудшения состояния водителя проявляются достаточно рано и оставляют человеку достаточную свободу маневра. Если после их появления действовать правильно, вероятность аварии снизится (в некоторых случаях можно даже продолжить движение до запланированного в маршруте пункта отдыха). Сам водитель не часто замечает, что начал уставать, поэтому внешний контроль в таких ситуациях – недостижимый до недавнего времени, но необходимый фактор.
 
К отвлечению внимания приводят и привычные для многих действия за рулем, которые водители считают верными средствами от усталости:
 

  • Еда.

  • Курение.

  • Разговор по телефону.


 
Все эти действия тоже фиксирует «Антисон», потому что на деле любое из них надолго выводит взгляд из поля концентрации внимания.
 
Кроме того, система «Антисон» подает сигналы, когда перекрыт обзор камеры, если при включенном двигателе водителя нет за рулем и если не пристегнут ремень безопасности.
 

В чем уникальность системы?


 
Система «Антисон» от группы компаний КСОР – не единственная система, построенная на алгоритмах компьютерного зрения. В России существует несколько систем, использующие технологию искусственного интеллекта. Но, как показывает опыт XOR-gruop, связь с круглосуточным Центром мониторинга, где опытные диспетчеры разбирают каждый обнаруженный электроникой инцидент, позволила значительно повысить уровень безопасности водителей относительно систем, в которых используется только электроника. Причина именно в том, что уставшему человеку нужно помочь найти наилучший выход из ситуации.
 
Остановить движение в момент, когда возник инцидент, возможно не всегда, да и необходимость такая тоже возникает не каждый раз при срабатывании системы. При необходимости отдыха водитель получает инструкции по поведению в конкретной ситуации, в которых учитывается его удаленность от места назначения, кемпинга, мотеля или конечной остановки маршрута.
 
Гибкие алгоритмы системы «Антисон» помогают упростить использование системы для заказчика. Например, работа водителя подразумевает периодические разговоры по телефону. Чтобы не отвлекать человека дополнительно, срабатывание системы в таких случаях можно отключить на уровне настройки системы оповещения КСОР-групп.
 
Работа системы в ГУП «Мосгортранс» показала ее высокую эффективность, а также значительное снижение числа инцидентов и снижение аварийности по вине водителей компании на 26% в 2020 году.
 

Планы развития


 
Сейчас КСОР-групп постоянно расширяет список отраслей, где работает «Антисон». Большой плюс в том, что решение универсальное- системы мониторинга состояния сотрудников можно применять в самых разных сферах, где от человека требуется повышенная концентрация внимания. Например, это диспетчерские и ситуационные центры опасных предприятий, объектов критической инфраструктуры.Систему высоко оценили профессионалы рынка IT. Только в 2021 году «Антисон» отмечен двумя премиями:
 

  • Победа в номинации «Логистика» конкурса Rusbase Digital Awards.

  • Лучший инновационный проект социальной направленности по версии премии IT Stars.


 
КСОР считает важнейшей и реализуемой задачей своей разработки улучшение безопасности дорожного движения, и снизить ДТП случившихся из-за человеческого фактора, до нуля. С IT-компанией согласны в Минтрансе: сейчас активно обсуждается инициатива по дополнению уже установленных в автомобили, задействованные в междугородних перевозках, тахографы устройствами для мониторинга состояния водителя. Такое сочетание, по мнению экспертов, способно существенно повысить безопасность на дорогах.