Эрдоган предложил «другу Владимиру» разделить сирийскую нефть - «Последние новости»
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил российскому коллеге Владимиру Путину поддержать разработку нефтяных месторождений в Сирии для восстановления экономики этой страны.
«Камышлы — место, где есть нефть. Есть еще месторождения в Дейр-эз-Зоре, которые эксплуатируют террористы (так в Турции называют запрещенную в стране Рабочую партию Курдистана и силы самообороны сирийских курдов — ред.). Я Путину сказал: «Давайте мы объединим усилия — и с помощью этой нефти, если вы финансово поддержите, мы сможем поставить на ноги разрушенную Сирию». Путин ответил: «Возможно», — рассказал он турецким СМИ.
По словам Эрдогана, такое же предложение может быть сделано американскому лидеру Дональду Трампу.
При этом турецкий лидер подчеркнул, что нефть, «которую добывают террористы», низкого качества.
«Но если ее привести в хорошее состояние, то она даст шанс восстановить Сирию. И сразу будет понятно, кто хочет защитить Сирию и обеспечить ее единство, а кто хочет ее подмять под себя», — резюмировал он.
Стоит напомнить, что курды качают сирийскую нефть с одобрения США, чьи военнослужащие обеспечивают им защиту. Напомним, что в октябре 2019 года Дональд Трамп заявил, что планирует вывести войска из Сирии, однако, по его словам, часть военнослужащих останется, чтобы «охранять нефть» от террористов. Кого в США считают террористами в данном случае — не очень понятно. То ли не раз «разгромленную США» группировку ИГИЛ*, то ли представителей законных сирийских властей.
Интересно, что, когда ИГИЛ открыто качало сирийскую нефть, у США не вызывало это возмущения. Как и у Турции, через территорию которой фактически украденное у Сирии топливо сбывалось.
В России нынешнее положение дел называют неприкрытым грабежом. В российском Минобороны обвиняли США в контрабанде сирийской нефти. Как заявляли в военном ведомстве, бензовозы с сырьем охраняются американскими военными и сотрудниками ЧВК США. По словам главы ведомства Сергея Шойгу, США неприкрыто и бесцеремонно грабят нефтяные месторождения в Сирии и одновременно блокируют поставки нефти Дамаску с помощью санкций.
По словам эксперта по проблемам Ближнего Востока Михаила Балбуса, курды могут добывать только небольшую долю нефти.
— Крупные месторождения востока Сирии всецело под контролем США. Турция же хочет принять участие в послевоенном устройстве в Сирии в т. ч. влиять на её экономику.
Основная проблема не в США. Им рано или поздно придётся уйти. Основная проблема в нежелании сирийского правительства допускать Турцию к такому участию. США, в свою очередь, заинтересованы в ослабление российско-турецкого сотрудничества в целом, но сомнительно, что они смогут предложить что-то конкретное.
«СП»: — Действительно ли нефть может помочь восстановить страну?
— Главным условием для этого является не добыча нефти, а прекращение поддержки бандформирований извне. Помимо этого, восстановлению страны помогло бы снятие санкций, в том числе на банковские операции.
В частности, большинство российских компаний не могут выйти на местный рынок из-за опасений попасть под санкции. При этом Россия не использует механизмы обхода санкций, опробованные ей в том же Крыму. Из-за этого множество «низовых» возможностей участия в восстановлении и получения прибыли не задействованы.
— Турецкий президент еще раз показывает, что он хоть и авантюрист, но при этом очень хитрый политик, — считает доцент Финансового Университета Геворг Мирзаян.
— Не сумев убедить Владимира Путина оставить его «один на один с Асадом», Эрдоган, понимая, что Россия, Иран и Сирия рано или поздно сообща его вытурят с сирийской территории — пытается внести раскол между союзниками. Он пытается сделать вид, что Путин согласен вместе с Турцией красть сирийскую нефть. В Анкаре ведь понимают, что отношения между тем же Тегераном и Москвой по сирийскому вопросу отнюдь не напоминают единодушный консенсус. Однако провокации турецкого президента-султана, скорее всего, будут тщетными. Да, между союзниками есть разногласия — однако пока что они объединены стремлением убрать из Сирии Турцию, которая, как показали события последних месяцев, исчерпала свои возможности в плане конструктива и сейчас является исключительно помехой для политического урегулирования в Сирии и завершения там гражданской войны.
«СП»: — Эрдоган, предлагая фактически забрать нефть у курдов, не боится нарваться на гнев США?
— Нет, не боится. Отношения между США и Турцией и без того испорчены, однако они не упадут ниже определенного уровня — Турция является важным партнером США по НАТО, и полностью с ней рвать связи американцы не заинтересованы. Эрдоган очень хочет выгнать американцев из Сирии — они ему там мешают. Но он хочет это сделать руками русских.
«СП»: — Эрдоган при этом продолжает просить оружие у союзников по НАТО и США, зная, что ему не дадут (В Вашингтоне уже заявили, что поставят «Пэтриоты» только в обмен на отказ от С-400). Для чего? Он все еще верит, что американцы ради него откажутся от поддержки курдов и пытается их шантажировать дружбой с Россией?
— Конечно будет — и будет дальше просить. Ему важен баланс, нужно каким-то образом поддерживать видимые хорошие отношения и с Севером, и с Западом. Поставка «Пэтриотов» — это символ этих отношений. Если в Москве и Тегеране посчитают, что эти отношения на низком уровне — то они будут продавливать Турцию, используя ее де-факто дипломатическую изоляцию. Эрдогану это не нужно…
— Так же, как в истории с истребителями-бомбардировщиками, системами ПВО и прочим, Эрдоган старается получить наилучшее предложение, сталкивая российскую и американскую стороны: ведь своё предложение по разработке нефтяных месторождений на севере Сирии он обещает в случае отказа Москвы адресовать Вашингтону, — отмечает писатель, ближневосточный обозреватель Александр Христофоров Александр Христофоров.
— Мы не знаем всех договоренностей, достигнутых на встрече Путина и Эрдогана, местные сирийские источники пишут, например, о требованиях российской стороны к курдам покинуть Тель-Рифат, зажатый между уже оккупированным Турции Африном и правительственными территориями на севере Алеппо.
Вполне вероятно, что турецкую сторону не устраивают достигнутые соглашения, именно поэтому Анкара пытается создать дополнительное давление, но в нынешних условиях нефтяного рынка сложно представить приход инвестиций в развитие добычи нефти на севере Сирии. Нефть здесь не следует рассматривать как товар для внешней торговли, на данном этапе, по крайней мере, это инструмент контроля военно-политической ситуации.
Сбор углеводоров с поверхности и последующая возгонка в металлических в бочках на кострах — примерно таков уровень подавляющей части «нефтеперерабатывающей промышленности» на восточном берегу Евфрата. Контроль над этими ресурсам был интересен американцам по большей части для лишения правительственных сил Сирии топлива — в разное время боевики ИГИЛ, а затем курды контрабандный поставляли нефть как силам Асада, так и турецкой стороне. Эти действия США пресекали весьма жестко: несколько месяцев назад нелегальную переправу нефти через Евфрат силы Пентагона остановили пулеметным огнем, уничтожали там и импровизированные нефтепроводы. Это дает им контроль над курдским альянсом «Сирийских Демократических сил».
Поэтому Эрдоган, апеллируя к сирийской нефти, как к инструменту укрепления государственности САР, просто агитирует подконтрольную ему «оппозицию» из группировок «Сирийской Национальной армии» — он создает собственных прокси по модели, уже «обкатанной» США на модели СДС, на тех же территориях, с тем же ресурсом.
Если же рассматривать такие действия как нечто более серьезное, чем политическая риторика, то лишение этого нефти «обезглавливает» курдские отряды самообороны, для которых нефть была залогом появления собственной государственности. Ну, а совместная с Россией разработка стала бы и легализацией «через голову» Асада присутствия Турции на территории Сирии. Поэтому Эрдоган здесь говорит в логике «а вдруг», не надеясь, впрочем, на реализацию этих планов — американцы пока не готовы уступить ему свою территории для создания аналога их «игрушки» в виде «Сирийских Демократических сил».
В то же время, пока ИГИЛ властвовал на севере Сирии, боевики без проблем вывозили нефть в Турцию — на тот момент это вполне устраивало Эрдогана, поскольку хаос давал Турции возможность для дальнейшей экспансии.
«СП»: — То есть реальное восстановление Сирии ему не нужно?
— Эрдоган говорит, что нефть могла бы помочь восстановить Сирию, но его видение Сирийской Арабской республики весьма отличается от официальной позиции Дамаска и Москвы.
* Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Война в Сирии: Попадут ли российские Су и МиГи под огонь «русско-турецких» С-400 в небе Сирии
Новости Ближнего Востока: Эрдоган сообщил о действиях, если соглашение с Россией не будет работать