Потребительская корзина в стране должна «весить» 33 тыс. рублей - «Последние новости»
Проводя встречу с представителями общественности в городе Усмань Липецкой области, президент Владимир Путин заявил: структура потребительской корзины должна быть скорректирована с учетом увеличения в ней доли овощей, фруктов, рыбы и мяса.
«По мнению специалистов, структура нуждается в совершенствовании, потому что там картофель, жиры, хлебобулочные изделия большую часть занимают, а овощи, фрукты, рыба и мясо не занимают должного места, поэтому она, безусловно, подлежит пересмотру», — цитирует главу государства, в частности, портал РБК.
Напомним, потребительская корзина — это минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для здоровой жизни. На основе ее стоимости и расходов на обязательные платежи Минтруд каждый квартал рассчитывает размер прожиточного минимума, от которого зависит МРОТ — минимальный размер оплаты труда (с 01.01.2020 года он составляет 12 130 рублей).
К настоящему моменту потребительская корзина предусматривает, что в среднем одному взрослому человеку в год необходимо потреблять 126,5 кг хлебобулочных изделий, 290 кг молока и молочных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, а также 23,8 кг сахара и кондитерских изделий. В ее структуру еще входят непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, белье, школьные принадлежности, лекарства, и услуги — электроэнергия, водоснабжение, транспортные услуги.
Несмотря на то, что, согласно действующему законодательству, состав потребительской корзины должен пересматриваться каждые пять лет, последний раз это делалось аж в 2013 году, так что необходимость пересмотра ни у кого не вызывает никаких сомнений, особенно с учетом того, как сильно выросли цены в магазинах за это время, и насколько заметно упали за то же время реальные доходы граждан.
Однако знатоки вопроса предупреждают — то, что заявление гаранта Конституции о необходимости пересмотра потребительской корзины было сделано на фоне отставки правительства Медведева, а также анонсированного намерения сократить к 2024 году число бедных в России как минимум вдвое, отнюдь не гарантирует автоматического улучшения условий жизни большинства россиян и долгожданного повышения их доходов.
Это «СП» аргументированно разъяснил заведующий лабораторией уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков.
— Во-первых, заявление главы государства о пересмотре потребительской корзины связано с тем простым фактом, что в 2021 году заканчивает свое действие ее прежняя версия от 2013 года. А это значит, что уже в 2020 году все соответствующие нормативно-правовые акты должны быть приняты. Во-вторых, необходимо понимать — то, что наша власть называет потребительской корзиной, на самом деле таковой в полном смысле этого слова не является.
«СП»: — Почему?
— С 1998 года по 2013 год потребительская корзина включала в себя три составляющие — собственно, продукты питания, набор минимально необходимых непродовольственных товаров, а также платных услуг. Того требовал закон о прожиточном минимуме от 1998 года.
Однако потом методика изменилась, от расчета двух частей власть отказалась, и с 2013 года в потребительской корзине имеется только нормативный набор продуктов питания. Который, как принято считать, составляет ровно 50% от той суммы, которая требуется человеку на остальные составляющие этой корзины — непродовольственные товары (25%) и услуги (25%). То есть формула такая — умножаем стоимость продуктов в корзине на два, вот и получаем ее полную величину в денежном эквиваленте. Причем, повторюсь, конкретные наборы этих самых непродовольственных товаров и платных услуг в структуре корзины теперь отсутствуют.
Так что весь пафос обсуждения сводится только к продуктам питания. И президент просто механически озвучил то, что ему доложили его экономические советники.
«СП»: — Но даже при таком раскладе пересмотр потребительской корзины — все равно явление позитивного порядка, разве нет?
— Да, действительно, несколько улучшится белково-углеводная составляющая продовольственной корзины из-за повышения нормы белка. Но весь вопрос в том, насколько именно она улучшится и как это повлияет не стоимость всей корзины в целом. Потому что пересмотр составляющих не всегда связан с увеличением фактических затрат на питание. И однозначно говорить о том, что при улучшении качества составляющих потребительской корзины ее стоимость измениться существенно, я бы не стал.
«СП»: — По каким причинам?
— Во-первых, многое будет зависеть от того, какие именно цены станут расти быстрее — на хлеб, скажем, и картофель, или на фрукты и, например, рыбу. Конечно, все это регулируемые вещи, и набор продуктов можно составить так, что он вырастет в цене существенно. Но ведь можно составить и так, что вырастет несущественно. Тут (и это, кстати, во-вторых) все зависит еще и от того, какие именно продукты будут выбраны в качестве товаров-представителей.
Например, в потребительской корзине фигурируют крупы. Но что конкретно будет взято под этот термин — гречка или рис? Стоимость-то этих круп разная. Как правило, при расчете выбирают то, что дешевле всего.
«СП»: — Если так, то, вполне вероятно, для расчета по рыбе возьмут какой-нибудь минтай или хек, а по мясу — суповые наборы?
— Конечно. Так и делают. Ведь расчет-то идет на то, с чем человек может, по правде говоря, выжить. Право выбирать товары-представители официально закреплено за Росстатом.
«СП»: — То есть существенного роста потребительской корзины ждать не приходится?
— Практика всех предыдущих пересмотров показывает, что в среднем стоимость обновленной потребительской корзины подрастает где-то на 5%. Но даже это тут не главное.
«СП»: — В чем же основная проблема?
— В том, о чем никто из тех, кто анонсирует пересмотр потребительской корзины, почему-то не говорит. Никто, видимо, не собирается отказываться от существующего «досчетного» метода, когда двух других потребительских корзин, кроме продовольственной, просто нет. И пока мы эту модель общественности не предъявим, придется довольствоваться всего лишь чуть-чуть более высоким прожиточным минимумом, основанным исключительно на обновленной норме продуктов.
«СП»: — А без возвращения старой модели потребительской корзины заметное повышение благосостояния людей невозможно?
— В прошлом году, как раз в рамках подготовки грядущего пересмотра потребительской корзины, наш Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН по заказу Госдумы рассчитал подобный норматив. Когда мы создали эту модель, положив в ее основу существенно модернизированный вариант корзины, существовавшей до 2013 года, в ее непродовольственную часть мы завели минимально необходимый набор современных цифровых услуг.
Ну, согласитесь, в современных условиях, например, любому ребенку просто необходимы компьютер и мобильный телефон для выполнения школьных домашних заданий, а взрослому — для доступа как минимум к порталу госуслуг. Соответственно, необходимо оплачивать мобильную связь и интернет.
Кроме того, мы предусмотрели минимально необходимую возможность для культурного развития и образования, учли, опять же, минимальные, затраты на сохранение здоровья. Добавили по минимуму юридические услуги, ведь любая семья рано или поздно сталкивается с необходимостью обращения к тому же нотариусу. Еще мы по-новому взглянули на транспортные расходы, это актуально хотя бы в свете того, что людям нужно добираться из сельской местности на работу в крупные города. Плюс мы учли минимальные затраты на питание вне дома в связи с повысившейся мобильностью населения.
А еще мы учли затраты на жилище, которые вообще никогда никем не принимались в расчет, почему-то считалось, что крыша над головой людям дается кем-то свыше. Туда мы заложили довольно жесткую норму, что в течение 18 лет трудового стажа россиянин должен либо себе улучшить жилищные условия, либо своим детям купить хотя бы однокомнатную квартиру. Наконец, мы учли непредвиденные расходы — человек ведь может внезапно заболеть или, не дай бог, умереть. А еще он в гости ходит время от времени, подарки близким покупает.
Так вот, со всеми этими нюансами наша модель потребительской корзины потянула на 33 тысячи рублей в ценах 2019 года. Это фактически в 3,2 раза больше, чем стоимость ныне используемой. Но при таком подходе мы открыто заявили, какую модель жизни мы предлагаем малоимущим слоям населения с учетом доступных благ, чтобы люди не превращались в маргиналов.
Возможно, его примут во внимание, а, возможно, и нет. Потому что, повторюсь, никто не говорит о том, что именно так надо считать недостающие две части потребительской корзины.
«СП»: — Известно, что наша власть неустанно говорит о том, что мы перенимаем в экономике передовой мировой опыт. Возможно, за рубежом потребительскую корзину считают аналогичным образом, только по продуктам?
— Находятся те, кто говорит — а вот в США потребительскую корзину считают тоже только по продуктам, а все остальное просто умножают. И действительно, в Америке поступают именно так. Только вот они там у себя закладывают на продовольствие всего 30%, а мы-то аж 50%.
То есть в Америке малоимущими считают тех, кто тратит на еду больше 30% бюджета, а мы — тех, кто больше половины! То есть можно, конечно, не высчитывать непродовольственные товары и услуги в корзине. Но тогда там должен быть совершенно иной набор продуктов и его доля в общем объеме.
Так что президент, в принципе, озвучил правильную мысль, только вот это всего лишь очень маленькая часть того пересмотра потребительской корзины, который необходим на самом деле.
Мы, конечно, надеемся на то, что наш вариант учтут в грядущих дискуссиях после подготовки методики подсчета потребительской корзины от Минтруда. Но только ведь расклад политических сил в Госдуме каков? Известно, что там все зависит от трех моментов — позиции правительства, позиции руководства страны, и позиции партии власти. Так что оптимизма по поводу принятия именно нашей модели у нас крайне мало.
«СП»: — Получается, что бедность в нашей стране в два раза к 2024 году не сократится?
— Если потребительская корзина по итогу пересмотра всего лишь чуть-чуть улучшится, бедность к указанному сроку в два раза не снизится. Для этого нужна совершенно другая политика доходов. Прежде всего, оплаты труда и доходов от занятости. А чтобы изменить политику доходов, нужно ориентироваться на модель потребительской корзины, подобную нашей разработке. Да, с ней к 2024 году бедность тоже в два раза не сократить, это будет возможно на горизонте 4−5 лет. Но у нас хотя бы будет четкий ориентир.
Новости экономики: В России восстановят индексации работающим пенсионерам
Проблемы социальных проектов: Демографическая катастрофа: Население России сократится до 70 миллионов