Как защита авторских прав в России стала сомнительным частным бизнесом - «Культура»
Пиратство – это нехорошо. Нелегальные копии, фильмов и музыки, торрент-трекеры, онлайн-кинотеатры с ворованным контентом, не отчисляющие авторам ни копейки библиотеки – со всем этим надо бороться, авторы нуждаются в защите. Вот только эта защита все больше напоминает опеку стаи волков над стадом овец.
Директора скупают активы
ООО «Национальный цифровой агрегатор» (НЦА), позиционирующий себя как крупнейшего российского посредника между музыкальными лейблами и стриминговыми сервисами, есть на деле антинациональная компания, до последнего времени на 70% принадлежавшая британцам из «Прайм тайм эй ви лэб лимитед» (не надо напоминать, как на Альбионе относятся к русским) и на 30% сейшельцам из «Веонплюс Инвестмент Инк». Сейшелы – офшорная экономика, находящаяся под полным британским контролем.
В 2020 году, прикрыв лица медицинскими масками, британцы продали часть своего пакета гражданам России Александру Сухотину и Алексею Карелову: оба получили по 20%. По случайному совпадению оба занимают высокие директорские посты в смежной по интересам организации – Российском авторском обществе (РАО), которое возглавляет некто Максим Дмитриев, одаренный выходец из музыкального бизнеса девяностых (легендарное издательство «Союз»). РАО является общественной организацией с сотнями уважаемых учредителей, хотя странно видеть в их официальном списке, например, Аркадия Арканова (скончался в 2015 году) или даже Андрея Вознесенского (умер в 2010 году). Фактическим же хозяином РАО является упомянутый Дмитриев, в крайне нервной обстановке выбивший себе руководство после ареста своего предшественника и непосредственного руководителя Сергея Федотова. А выше, над Дмитриевым, находится знаменитый режиссер, актер и видеоблогер Никита Михалков, стоявший у истоков всего спектра авторозащитных организаций.
Созидательный бизнес
Кстати, что это за организации? Они делают нечто из ничего, то есть являются своеобразным созидательным бизнесом. В самом деле: есть автор художественного произведения, есть исполнитель, есть реципиент, то есть зритель, слушатель, читатель. А есть навязанная государством и постепенно переходящая в частные руки прослойка, которая получает со всех участников процесса деньги просто за факт своего существования. Автором и вдохновителем идеи считается именно Михалков – ни один другой бенефициар просто не имел выхода на лиц, способных принимать решения такого уровня, как обложение всех носителей информации авторским «налогом на болванки».
Итак, директора общественного РАО стали сособственниками частного НЦА, активно с этим РАО сотрудничающего. Уже интересно. «КоммерсантЪ» при этом прямо связывает НЦА с Дмитриевым, устами своих источников называя его основателем агрегатора. И напоминает, что «государство ранее не видело проблемы в подобном совмещении позиций: например, Андрей Кричевский (еще один птенец гнезда Михалкова. – Ред.) был одновременно гендиректором фирмы «Мелодия» и ВОИС».
Как затихла «Мелодия»
«Мелодия», к слову, совсем недавно была продана фактически за спасибо (около 330 млн рублей, то есть просто зданий фирмы) некоей компании «Формакс», причем соперничал с ней лишь упомянутый «Союз», заявкой в размере начальной стоимости лишь создавший видимость конкуренции. «Формакс» давно работает с РАО и ВОИС, один из его основателей Валерий Осипов возглавляет Национальный (как же они любят прикидываться российскими!) фонд культурных инноваций Петра Великого, созданный как раз этими организациями. Это потрясающий фонд, процитируем с его страниц:
Программа помощи молодым талантам. Фонд «Пётр Великий» поддерживает фестивали и конкурсы, направленные на выявление и поощрение наиболее одаренных молодых авторов и исполнителей в сфере музыки и кино, выделяет талантливым студентам и выпускникам кинематографических вузов материальную помощь на производство фильмов. На реализацию программы в 2019 году было направлено 10 тыс. рублей.
Интересно, много ли фильмов талантливые студенты сняли на столь щедрое пожертвование. Неудивительно, что на сайте фонда нет никакой информации о его реальных руководителях, включая Осипова – стесняются.
Никита Михалков: «Оскар», поддержка Путина и «Бесогон ТВ»
Дальше еще забавнее. Нынешними учредителями ООО «Формакс» являются ООО «Первый цифровой агрегатор» Дмитрия Смирнова (25%) и Михаил Суконцев (75%) – загадочный человек, купивший свою долю как раз у Осипова и потом нарастивший ее. Журналисты «Медузы» нашли забавную ссылку на фотографию, где похожий на Суконцева человек стоит около автомобиля – разумеется, люксового «Мерседеса», – якобы принадлежавшего Алексею Клевцову (мы не смогли проверить эту информацию), давнего партнера Кричевского. Сам Суконцев удалил свои страницы из социальных сетей – тоже, видимо, скромничает.
Хождение по кругу
Какой потрясающий клубок беззаветных защитников авторских прав! Где-то он любовный, где-то и змеиный. Кричевский даже пережил покушение после того, как попытался упростить структуру, объединив РАО, ВОИС и еще одну прослойку между автором и поклонником – Российский союз правообладателей, РСП. Тогдашний глава РАО Сергей Федотов, близкий партнер самого Михалкова (бессменного президента совета РСП), был против такого слияния, но после возбуждения первого уголовного дела его мнение перестало кого-либо интересовать: пассивное заступничество мэтра не помогло. Но слияния все же не произошло, так что трехглавый дракон, стоящий на страже творцов, существует и по сей день. Просто Федотова в РАО сменил Дмитриев, а клан Михалковых продолжает контролировать РСП (Артем Никитич Михалков там числится председателем правления) и тесно сотрудничать с бывшим врагом Кричевским. Которого Федотов, к слову, называл в суде своим подельником и одновременно заказчиком дела. Как и… Александра Сухотина! Круговорот правозащитников в природе…
Защита прав – доброе дело. Но у нас оно почему-то делается со скандалами, покушениями, игрой в прятки, лоббированием во власти – и все это в режиме междусобойчика группы граждан, условно контролируемых почтенным мэтром. А учитывая, что сейчас у него несколько иные интересы, сериал может продолжиться в самом непредсказуемом направлении. Ибо бизнес созидания денег из чужого труда слишком привлекателен, но на всех указанных товарищей его явно не хватает. Федотов выбыл, кто из этих негритят следующий? Кричевский, Дмитриев, Сухотин, Суконцев, Карелов, Осипов – или, не дай Бог, сами боссы РСП?