Напрасные надежды: Нефть дороже не станет - «Последние новости»
Цены на нефть продолжают расти на оптимизме инвесторов в отношении сокращения добычи ОПЕК+. Мониторинговый комитет ОПЕК+ по итогам заседания в четверг, 18 июня, подчеркнул важность четкого исполнения соглашения и даже принял ряд мер, чтобы заставить страны-нарушителей компенсировать неисполненные обязательства. В итоге 19 июня цены на баррель Brent доходили до 41,85 доллара за баррель.
Оптимизм по поводу нефтяных цен испытывают не только глобальные инвесторы, но и российское руководство. Выступая на встрече ОПЕК+, глава Минэнерго ФР Александр Новак заявил, что ожидает балансировки рынка уже в конце этого года.
«При текущей динамике роста спроса и исполнения соглашения (и кроме того, сокращение еще отмечается в странах, которые не входят в ОПЕК+, примерно на 3,5 млн. баррелей), при такой динамике мы можем достаточно быстро, может быть, к концу этого года либо к середине следующего года выйти на сбалансированный рынок. То есть на снижение остатков до уровня среднего пятилетнего значения», — сообщил Новак.
Похоже, что российские власти всерьез рассчитывают на то, что уже к концу этого года цены на нефть начнут восстанавливаться, а это традиционно решит большую часть проблем с наполнением бюджета и экономикой страны. Однако, по мнению экспертов, такие оптимистичные оценки могут быть преждевременными, и вместо того, чтобы просто ждать, когда «черное золото» взлетит в цене, нужно готовиться к худшему.
В частности, ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский не исключает, что цены на нефть продержатся на уровне 35−40 долларов за баррель до конца следующего года. Если этот прогноз сбудется, российским властям, возможно, придется пойти на девальвацию рубля, чтобы наполнять бюджет и спасти нефтяников.
— Предлогов для роста цен на нефть можно придумать, сколько угодно. Но у меня особого оптимизма по поводу соглашения ОПЕК+ нет. Там хронически нарушается дисциплина, и пока Саудовская Аравия не слишком успешно пытается уговорить нарушителей уложиться в график сокращения добычи. Россия выполнила свою часть соглашения на 95%, а вот Ирак и Нигерия практически этого не сделали, Габон даже нарастил добычу нефти на 7%.
Соглашение работает через пень-колоду, и причина роста нефти совсем не в нем. Главная причина роста не только нефти, но всего и вся - это огромный залив денег, который осуществляется мировыми центробанками.
Но у меня есть плохие новости — этот залив денег заканчивается. Баланс Федрезерва США впервые с марта начал снижаться. ФРС сокращает эмиссию и переходит к фазе балансировки своего портфеля. В глобальном масштабе долларов станет меньше, а это значит, что цены, выраженные в долларах, могут начать падать.
«СП»: — Как же это повлияет на цены на нефть?
— Они, скорее всего, начнут снижаться. Сейчас мы видим максимумы в районе 40 долларов за баррель, потому что рынок психологически любит круглые цифры. Но уже со следующей недели мы увидим снижение.
Не думаю, что оно будет очень глубоким, потому что добыча в Америке и не только снизилась. При этом спрос в Китае растет, так как Пекин, во-первых, считает, что нынешние цены достаточно выгодные, чтобы заполнять хранилища, которых у него предостаточно. А, во-вторых, Китай — это единственная страна, где восстановление экономики действительно происходит V-образно, то есть «упали-отскочили». Даже в США такого быстрого восстановления не происходит, напротив, у них сейчас наблюдается рост заболеваемости, на который наложились внутренние проблемы. И очень маловероятно, что у Америки будет то восстановление в третьем квартале, о котором мечтает Дональд Трамп.
Статистика сейчас неплохая, но статистические данные всегда можно сфальсифицировать. Этим грешат все, и американцы не исключение. Они прекрасно сфальсифицировали майские данные по безработице, когда у них число безработных получилось меньше числа тех, кто получает пособие, а потом задним числом извинились и сослались на ошибку.
Но факты-то не нарисуешь. Я считаю, что рынок нефти уже находится на пределе. Он гораздо оптимистичней, чем должен быть. А, главное, на пределе находятся финансовые рынки в мире. Сейчас их подняли на максимумы, как индекс NASDAQ, но этот рост ничем фундаментально не оправдан. Экономика не восстанавливается теми же темпами, что и рынки. Финансовые вливания можно сравнить с уколом адреналина, но теперь их действие заканчивается, и мы неизбежно перейдем к фазе охлаждения.
Коррекция на фондовых рынках затронет все активы. Нефть будет снижаться, рубль — слабеть, но не катастрофически. До сих пор можно было закрывать глаза на плохие новости, но в июле делать это уже не получится. Мы простоим максимум недельку-две, а потом все посыплется обратно. Не так сильно, как это было в марте, но движение нефти вниз и доллара вверх будет.
«СП»: — То есть курс рубля тоже пойдет вниз вслед за нефтью?
— Я считаю, что укрепление курса рубля закончилось сегодня вслед за ожидаемым решением Банка России о снижении ключевой ставки на 1%. Иностранцы из ОФЗ стали выходить еще на прошлой неделе, а сейчас процесс ухода ускорится. Рубль должен несколько ослабнуть, если не будет внезапных позитивных новостей, но сейчас трудно сказать, откуда они могут прийти.
Скорее всего, граница ослабления лежит в районе 74,5−75 руб. за доллар. Это тот курс, который был в начале мая до того момента, как начало работать соглашение ОПЕК+. Укрепление доллара по отношению к мировым валютам уже началось, поэтому к августу мы можем выйти на эти цифры, хорошо, если не дальше.
Из событий, которые могут добавить нам негатива к концу года — вероятное поражение Дональда Трампа на выборах. Байден, похоже, уходит в отрыв в предвыборной гонке на фоне расовых волнений в США, а это несет риски того, что программы поддержки американской экономики, которые проводит Трамп, будут свернуты. Рынки этого боятся и будут падать, соответственно, доллар к рублю будет расти.
На мой взгляд, все хорошее, что могло произойти в экономике, уже случилось, а вот все плохое еще впереди. Причем выхода из кризиса никакого нет и не просматривается. Это иллюзия, что сейчас экономика переболеет, и все снова станет хорошо. Не станет. Тем более что нынешний кризис вовсе не из-за коронавируса, он просто назрел по объективным причинам и будет длиться дальше, как минимум несколько лет.
«СП»: — Возвращаясь к нефти, Александр Новак считает, что рынок может сбалансироваться уже к концу этого года. Это реально?
— Это очень оптимистичная оценка. Во-первых, она основана на идее, что будет восстанавливаться потребление. Но пока что восстановление происходит только в Китае и Юго-Восточной Азии. Во-вторых, Новак предполагает, что не будет восстановления американской сланцевой отрасли, а оно будет.
Американские сланцевые компании уже сейчас начали наращивать добычу, дно пройдено. 40 долларов за баррель для них — это нормальная цена, при которой они могут жить. Да, часть компаний обанкротилась. Но это не значит, что они прекратили свое существование. Когда компания банкротится, она просто очищается от долгов. А когда она очищается от долгов, стоимость добычи нефти падает, так как уходят издержки.
От того, что сланцевая отрасль обанкротится, Америке будет только лучше. Хуже будет банкам, но это отдельный разговор, им даст денег Федрезерв, а компании смогут продавать нефть дешевле и быть рентабельными.
Так что мне кажется, что балансировка рынка может произойти не в этом году, а, в лучшем случае, в середине-конце следующего года. Это значит, что цены на нефть Urals будут держаться на уровне 30−40 долларов за баррель до конца следующего года. А это подразумевает, что нам придется идти на девальвацию рубля, потому что так долго низкие цены барреля в рублях наши нефтяники не выдержат.
«СП»: — Когда же власти пойдут на эту девальвацию?
— Это политический вопрос. Могут тянуть, поддерживая рубль средствами из резервов, а могут пойти на девальвацию раньше, если осознают реальность этой ситуации. И для промышленности, и для бюджета будет лучше, если это произойдет раньше.
Подчеркну, что это благоприятный прогноз, который подразумевает, что не будет шоков и новых обострений. Если осложнения вроде краха крупнейших банков или обострения торговой войны между Китаем и США произойдут, тогда будут и новые падения нефти, фондовых индексов и курса рубля, который может доходить до 100 рублей за доллар и выше. Это не значит, что он там задержится, но в шоковом сценарии он может доходить до этих величин, чтобы потом вернуться обратно.
Нефть и газ
В Германии требуют от Меркель отказаться от проекта «Северный поток — 2»
ФАС проверит, почему резко подскочили цены на бензин Аи-95
Эксперт дал прогноз по ценам на бензин в России
Лукашенко заявил о драке между основными продавцами газа за Белоруссию
Все материалы по теме (1946)