В России умирает искусство доноса: разбираем на примере «Аэрофлота» - «Экономика и бизнес»
Михаил Мельников
Очередная атака на компанию «Аэрофлот» зафиксирована в сети каналов дезинформации Telegram. Мощность – примерно 5 баллов по шкале Незыгаря (максимум – 12). Название атаки – «5 неудобных фактов об "Аэрофлоте"».
Первый факт: полуправда
Компания «Аэрофлот» отказалась заключать контракт по итогам тендера на покупку четырех автомобилей Mercedes Benz или аналогичных за 34,7 млн руб. Судя по всему, сработала магия имени президента: Владимир Путин фактически запретил закупать иностранные «лимузины», и INFOX радостно отметил это в своем еженедельном цитатнике. «Аэрофлоту» формально это не указ, он же не министерство, а всего лишь государственная компания. Тем не менее тендер отменен. И если бы фейкописцы из канала «Мысли-НеМысли» умели что-нибудь, кроме копипаста и шантажа, они бы обязательно нашли эту совсем не спрятанную информацию.
Тут же прекрасный пассаж о том, что «Минтранс решил по-отечески позаботиться о самой дорогой авиакомпании страны и компенсировать Аэрофлоту (в анонсе сказано «авиакомпаниям», но мы-то с вами знаем, кому светит транш) убытки». Не надо про «мы-то с вами»: помощь, к слову, весьма скромная, будет оказана всем авиакомпаниям. Хотя «Аэрофлот» действительно окажется главным выгодоприобретателем.
Второй факт: правда
Государство наше ежегодно собирает существенные сумму (более 600 млн долларов) в качестве «транссибирского роялти», и 60% отдает «Аэрофлоту». Соответственно, госперевозчик только через роялти получает треть бюджета второй по объемам перевозок авиакомпании России – «Сибири» (S7). Это общеизвестный факт, о котором INFOX писал многократно. А если бы Телеграм-копипастеры читали наш сайт, они бы нашли и совсем смешную фразу гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, который в начале своей работы, еще не дослужившись до параноидального запрета смартфонов, заявлял, что роялти – это «наркотик, от которого надо избавляться». Наркоманы и алкоголики вообще часто пытаются победить пагубные зависимости.
Третий факт: устаревшая информация
Практически весь иностранный авиапарк «Аэрофлота» зарегистрирован на Бермудских островах, и этот факт помог китайским работодателям получать информацию о пилотских свидетельствах российских летчиков, чтобы взять тех на работу. Все так и есть: госкомпания уходит от налогов, как и почти все другие крупные госкомпании. Сейчас Росавиация требует перерегистрировать самолеты, но не факт, что эти требования будут выполнены. Однако с летчиками ситуация сложнее: информация о том, что «Аэрофлот» лжет о размерах зарплат пилотов, взята всего лишь из «Живого Журнала» трехлетней давности и не подтверждена более поздними источниками.
Четвертый факт: полуправда
Авторы атаки указывают, что «Аэрофлот» вынужден покупать «Суперджеты» SSJ-100, и из-за этого погиб 41 человек. Расследование катастрофы завершено, дело направлено в суд буквально на днях, о чем копирайтерам следовало бы знать. И Следственный комитет считает виновным в катастрофе не конструкторов или авиакомпанию, а капитана воздушного судна Дениса Евдокимова: если у Телеграм-писателей есть какие-то другие факты, им следовало бы обратиться с ними в соответствующие органы.
При этом трудно спорить с тем, что «Суперджет» – так себе самолет, но претензии тут никак не к «Аэрофлоту», а к «Ростеху», в состав которого входит конструкторско-производственная фирма «Сухой». Лайнер сырой, запчастей не хватает, да и собраны они с миру по нитке. Так что, пока ситуация не улучшилась, по возможности выбирайте самолеты, зарегистрированные на Бермудах.
Правдивым является указание на то, что Сбербанк действительно готов реструктурировать «Аэрофлоту» долг по этой насильственной покупке. Но и в этом странно винить авиакомпанию: лучше бы уточнить, почему при этом «Сбер» до последнего момента, до полного запрета банкротил мелкие предприятия, не давая им даже шанса расплатиться.
Пятый факт: ложь
«Взятый с улицы менеджмент «Аэрофлота» и хищение 1,8 млрд руб., выделенных на реконструкцию старой взлетно-посадочной полосы в Домодедово и постройку новой». Первая часть – откровенная ложь: к сожалению или счастью, в менеджмент российских госкомпаний с улицы не берут. Ссылка ведет на материал «Базы» о Владимире Александрове, заместителе генерального директора. Это действительно совершенно феноменальный молодой человек, но надо признать, что уроженец Узбекистана Армен Абалян 1984 года до прихода в «Аэрофлот» работал отнюдь не на улице, а, сменив имя и фамилию, на «ответственных должностях в органах Прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации». При этом, как утверждают в суде, гражданство России он получил по «заведомо ложным сведениям, поданным его матерью».
Самолет SSJ-100 доказал свою непригодность в аварийной ситуации
Самый цимес в том, что Абалян-Александров в 2013 году отказал в возбуждении уголовного дела против первого заместителя генерального директора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова (ныне глава «Победы», талантливой российской пародии на лоукостер), а через два месяца сам получил теплую должность в «Аэрофлоте». Тут и впрямь есть что расследовать.
Но какое отношение все это имеет к Домодедово, остается загадкой. «Аэрофлот» и аэропорт не принадлежат друг другу и вообще не сильно дружат, а заказчиком работ была Росавиация.
* * *
Несчастна наша страна, в которой и очернить-то нормально не умеют! «Аэрофлот» – малоэффективная организация с альтернативным менеджментом, про который и сочинять ничего не надо, факты сами лезут в руки. Но, похоже, поставщики компромата начали экономить на низовом персонале. В результате вместо качественных, душевных доносов или хотя бы битвы ассенизационных танков читатель получает унылый набор случайных полуфактов в стиле «одна бабка сказала». Скучно, девушки!