Светлана Нерушай: от малого бизнеса в Ленинградской области ждут не налогов, а рабочих мест - «Экономика и бизнес»
В Ленинградской области количество предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей увеличивается с каждым годом. Сейчас в регионе действуют почти 64 тысячи субъектов МСП.
О том, каких целей хотят добиться власти региона, поддерживая предпринимателей, рассказала Infox.Ru председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана Нерушай.
- Государство дает предпринимателям налоговые льготы, гарантии, субсидии, финансирует деятельность Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области, то есть тратит немалые финансовые средства. Какова главная цель? Государство рассчитывает на возврат этих средств через налогообложение или в этом есть достаточно серьезный социальный аспект: увеличение рабочих мест, вовлечение людей разных возрастов, в том числе предпенсионного и пенсионного возраста, в предпринимательскую деятельность?
Согласно стратегии социально-экономического развития, которая принята в Ленинградской области, реализуется такой подход: поскольку наш регион является промышленным регионом и у нас сконцентрировано достаточно много крупных предприятий, большую часть налоговых поступлений обеспечивает крупный бизнес. И позиция экономического блока, позиция Губернатора состоит в том, что от малого бизнеса объема налогов не ждут. Подтверждением этого тезиса является тот факт, что в Ленинградской области действует достаточно много налоговых льгот для предпринимателей. У нас есть налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, льготный процент налога по УСН, по ЕНВД. То есть налоговые поступления от малого бизнеса - абсолютно не цель.
- Что же тогда главная цель?
Прежде всего, это рабочие места. Несмотря на то, что показатель безработицы в Ленинградской области низкий, а количество безработных - ниже среднего уровня по России, от малого бизнеса региону нужны рабочие места и рост заработной платы. Сегодня заработная плата на крупных предприятиях все-таки больше, чем на малых. Поэтому задача следующая: мы поддерживаем малый бизнес, чтобы он создавал рабочие места и повышал заработною плату своим работникам.
- Такой трансфер денег получается.
Именно так. Во-вторых, от малого бизнеса во многом зависит улучшение качества жизни населения. Услуги для жителей области, товары первой необходимости – это все обеспечивает малый бизнес. Я говорю о магазинах шаговой доступности, о салонах красоты, фитнес-залах… Чем качественнее будут услуги для людей, чем больше будут использоваться при этом современные технологии, тем комфортнее будут условия жизни в регионе, и возможно, приостановится миграция из области в Санкт-Петербург.
- А может ли улучшение качества жизни и повышение предпринимательской активности обеспечить приток жителей из других регионов Российской Федерации?
Конечно. Численность населения Ленинградской области растет, и в основном за счет миграции. Таким образом, у нас увеличивается и численность жителей, и численность предпринимателей, и занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
- Является ли привлечение предпринимателей из других регионов России целью или это следствие вашей деятельности?
Это следствие. Наша цель – поддержка малого и среднего бизнеса, действующего на нашей территории. И прежде всего, мы ориентируемся на жителей Ленинградской области, чтобы любой гражданин имел возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Как говорят: где родился – там и пригодился.
- И не стремиться куда-то в поисках лучшей доли.
И не стремиться куда-то, потому что географическое положение Ленинградской области, климат, рекреационная зона способствуют комфортному проживанию. Кстати, у нас и численность сельского населения постепенно увеличивается. А поднять качество жизни на селе, в населенных пунктах, отдаленных от Санкт-Петербурга, прежде всего, должен малый бизнес.
В третьих, социальное предпринимательство – это тоже прерогатива малого бизнеса. И в стратегии развития малого и среднего бизнеса, и в стратегии развития Ленинградской области в те процессы, с которыми государство не справляется в полной мере, мы все больше и больше вовлекаем малый бизнес. К примеру, сейчас актуальна очень сложная тема в направлении экологии - переработка отходов, раздельный сбор мусора. Хотелось бы, чтобы малый бизнес тоже в этом активно участвовал.
- Какие есть “любимые” сегменты бизнеса, где очевидна эффективность господдержки?
Это социальные услуги. Их предоставляют не только государственные муниципальные учреждения, но и малый бизнес, и некоммерческие организации. К примеру, нам можно гордиться тем, что как раз с помощью малого бизнеса решается проблема с дефицитом мест в детских садах. В агломерационной зоне, ближе к Санкт-Петербургу, в основном, во Всеволожске и отчасти в Гатчине - большая очередь в детские сады, которая пока не сокращается с помощью муниципальных детских учреждений. Поэтому разработана отдельная программа и выделены средства для предоставления субсидий частным детским садам. Это позволило снизить родительскую плату. Те бизнесы, которым мы предоставляем субсидии, берут на себя обязательства, что родитель будет платить за ребенка не больше пяти тысяч рублей в месяц.
В итоге у нас резко увеличилось количество организаций в сфере бизнеса, получивших лицензию именно в сфере дошкольного образования, и соответственно, растет количество мест в дошкольных учреждениях. Мы реализуем проект уже полтора года, и количество мест в частных детских садах увеличилось в три раза, до тысячи семисот.
- Вы рассчитываете за счет поддержки малого бизнеса снизить напряжение?
И уменьшить очередь. Подводя итоги разговора о том, что мы ждем от малого бизнеса, повторю: мы ждем новые рабочие места, повышение качества жизни населения и участие в решении тех проблем, которые не в состоянии в полной мере решить государство.
- Ленинградская область очень интересна в плане внутреннего туризма, особенно учитывая ситуацию с пандемией коронавируса, которая уже изменила направление турпотоков.
В Ленинградской области к туризму - трепетное отношение. Действует профильный орган исполнительной власти – комитет по туризму, создаются муниципальные информационно-туристические центры. Активно в сферу туризма и особенно в зону рекреации привлекается бизнес. Потому что притягательная особенность Ленинградской области – вода, лес, свежий воздух, чистая территория, отдаленная от мегаполиса. В области есть специальная программа по развитию туризма и привлечению в турсферу субъектов малого бизнеса – и это тоже создание комфортной среды и для жителей, и для гостей региона.
В этом направлении у нас - очень хорошие результаты: увеличился турпоток, создаются новые туристические маршруты. На туристических маршрутах комитетом по туризму совместно с комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка формируются точки туристского интереса - с привлекательными историческими объектами, уникальными народными художественными промыслами и ремеслами. Налажен сервис - гостиницы, точки общественного питания. Действуют туристические компании, которые формируют туристические маршруты. Это все делают предприниматели.
Создана рабочая группа, в которую входит и комитет по культуре, и комитет по туризму, и комитет по малому бизнесу, где рассматриваются совместные мероприятия по дальнейшему развитию в регионе туристической сферы.
Отдельное направление - аттестация гостиниц и получение ими «звезд». И одна из мер поддержки нашего комитета - предоставление субсидии для компенсации затрат на прохождение этой процедуры. У нас много гостевых домов, и есть субсидия для них.
Подробности можно узнать на нашем сайте 813.ru. Там размещена информация обо всех действующих в регионе мерах поддержки. Сайт легко запомнить, 813 – это код Ленинградской области.
- Как выглядит сейчас Ленинградская область по динамике цифр в сфере малого и среднего бизнеса?
В нашем регионе на протяжении пяти лет увеличивается количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы стабильно держим уровень выше среднего по стране. То есть, несмотря на трудности предпринимательской деятельности вообще, несмотря на сложные экономические, административные барьеры, которые отрицать невозможно, в Ленинградской области сложился положительный тренд предпринимательства. Согласно статистике, каждый четвертый экономически активный житель области работает в секторе малого и среднего бизнеса. И помимо деловой активности людей, которые живут в Ленинградской области, мы видим причину таких позитивных процессов в том, что у нас создана система поддержки предпринимателей и тех, кто только планирует открыть свое дело. Во всех муниципальных образованиях Ленинградской области работают центры и фонды поддержки.
Мы анализируем уровень квалификации сотрудников организаций поддержки на местах и уровень оснащенности муниципальных фондов. И активно занимаемся воспитанием кадров, повышением материально-технической базы, ремонтами, методологией деятельности этих центров, которые призваны работать и с предпринимателями, и с гражданами. Проводим для сотрудников фондов вебинары и тренинги по клиентоориентированности и на другие темы, необходимые для их деятельности.
Вот уже три года мы формируем региональную команду из тех людей, которые профессионально занимаются поддержкой малого и среднего бизнеса. Минэкономразвития России в 2019 в рамках нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса подтвердило важность формирования и обучения региональных команд, организовало централизованное обучение. А мы это уже делаем, и у нас это получается.
- У Вас построена какая-то система, где вы в дистанционном формате обеспечиваете сотрудников фондов инструкциями, документами, даете базовые юридические консультации, еще что-то?
Однозначно - да. У нас работает информационная система, в которой не только ведется учет всех участников мероприятий и получателей поддержки, но и размещаются все необходимые материалы. Главное, конечно, консультации – в основном, сотрудники региональных и муниципальных фондов консультируют предпринимателей и граждан. И от того, насколько грамотно предоставлена консультация, информационно наполнена, насколько удалось сотруднику, к примеру, вовлечь будущего предпринимателя в процесс осознания его будущей деятельности, зависит заинтересованность человека и часто – результат: станет ли он в итоге предпринимателем, сможет ли потом использовать эти рекомендации в бизнесе.
На региональном уровне комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка сформирован базовый перечень тем консультаций и минимальный объем материалов, которые должны выдаваться предпринимателю или гражданину во время консультации. Все это загружено в АИС-систему, мы постоянно работаем над тем, чтобы минимизировать временные затраты предпринимателя: заявление на проведение консультации формируется в системе, данные выгружаются из открытых источников, ИНН, ОКВЭДы запрашиваем. Предпринимателю остается только поставить нам оценку после проведения консультации.
- То есть обратная связь поддерживается.
Да, предприниматель все это оценивает. Затраты на проведение консультаций мы компенсируем организациям поддержки из областного бюджета. Налажен сбор информации от предпринимателей, отслеживаем эффективность мер поддержки, прежде всего, финансовых - это субсидии, микрозаймы, поручительства. А также дорогостоящих услуг инжинирингового центра: технологических экспертиз, разработки бизнес-планов, программ модернизации.
Те предприниматели, которые пользуются финансовыми мерами поддержки, обязаны в силу соглашения с комитетом давать обратную связь о результатах своей деятельности. Показателями являются, на выбор предпринимателя, рост средней заработной платы, увеличение числа работников или рост выручки, оборота предприятия. По итогом года предприятие отчитывается перед комитетом. Мы сейчас активно совершенствуем систему этого мониторинга, формирование результатов в электронном виде, чтобы предпринимателю не нужно было писать никаких бумаг.
- Много названий, много структур, и не очень понятно, каков путь человека, заинтересованного в господдержке.
Этой темой мы тоже активно занимаемся. Год назад мы разрабатывали навигатор услуг для предпринимателей и обсуждали: как бы сделать так, чтобы предприниматель не заблудился в системе мер поддержки. И надо отметить, что параллельно Минэкономразвития России как раз работало над созданием системы центров «Мой бизнес», цель которых – как раз в том, чтобы на единой площадке предприниматель мог получить все меры господдержки.
Сейчас наша система взаимодействия с предпринимателями устроена так, чтобы предпринимателям не приходилось никуда ездить - в каждом муниципальном районе у нас есть организации поддержки, с помощью которых они решают большую часть вопросов. Но если необходимо, центр «Мой бизнес» Ленинградской области в Санкт-Петербурге, действующий на базе Фонда поддержки, готов работать с каждым предпринимателем или гражданином, решившимся на открытие бизнеса.
- Это точка входа?
Да, на муниципальном уровне – муниципальные организации инфраструктуры поддержки. А в качестве единого органа управления региональными и муниципальными организациями поддержки действует региональный Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области. В комитет по развитию малого и среднего бизнеса мы предпринимателей не приглашаем, так как весь спектр услуг и мер господдержки предоставляется в региональном Фонде, на централизованной площадке «Мой бизнес». На эту же площадку мы ориентируем и другие региональные организации, работающие в интересах малого и среднего бизнеса - Центр поддержки экспорта, Центр развития промышленности, активно работаем с областной торгово-промышленной палатой.
Центр «Мой бизнес» создан в рамках национального проекта, федеральные и областные средства позволили, во-первых, обустроить площадку, оснастить современным оборудованием, мебелью, разместить здесь не только конференц-залы, консалтинг-зону, но и коворкинг для предпринимателей, рабочие места, где можно работать за компьютером, распечатывать документы, отправлять почту. А также есть переговорные для проведения встреч.
-То есть федеральные средства Вы можете тоже использовать в качестве субсидий? Или нет?
Нет. В последний раз министерство экономического развития предоставляло средства федерального бюджета на субсидии предпринимателям пять лет назад. На сегодняшний день из федерального бюджета финансируются деятельность и обустройство центра «Мой бизнес», а также проведение мероприятий для предпринимателей и граждан: форумов, тренингов, обучающих программ, финансируется информационная кампания.
Большой объем средств выделяется из федерального бюджета на финансовую поддержку, но не в виде субсидий, а в виде микрозаймов. Так что благодаря нацпроекту, мы к уже сформировавшейся системе добавили и новую идеологию, и методологию работы, и финансовую устойчивость.
- Входят ли в вашу зону ответственности самозанятые?
В мониторинг эффективности они не входят, но однозначно входят в зону ответственности, потому что это показатель национального проекта. Начиная с 2020 года Ленинградская область вошла в число девятнадцати регионов, где проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход – налога для самозанятых. К концу 2020 году в регионе должно быть зарегистрировано 13 600 самозанятых.
Разработана отдельная программа работы с потенциальными самозанятыми, и у нас неплохо получается: по состоянию на первое марта 5170 жителей области зарегистрировались в качестве самозанятых. То есть практически треть показателя регионом выполнена.
- А они могут рассчитывать на поддержку?
Сегодня это обсуждается. Необходимо внести изменения в 209-й Федеральный закон. Ведь это граждане, а не хозяйствующие субъекты, они не являются субъектами малого и среднего бизнеса в юридическом смысле. Это люди, которые легализуют свои доходы, применяя определенную систему налогообложения – налог на профессиональный доход.
Но постепенно начинается формирование мер поддержки для самозанятых. Пока это только возможность участвовать в закупках крупнейших заказчиков по 223 Федеральному закону, у нас, на уровне региона самозанятые могут получить бесплатные консультации, участвовать в обучении, в мероприятиях – как физические лица. Про финансовые меры поддержки речи пока не идет. Но я считаю, сам по себе размер налога - 4 процента, особенно по сравнению с 13 процентами НДФЛ – уже серьезная мера поддержки.