Что для России важнее - собор Айя-София или турецкие помидоры? - «Новости дня»
Несмотря на критику со стороны христианского мира, Эрдогану вряд ли грозят неприятности из-за возвращения Святой Софии статуса мечети.
Итак, собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО.
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции), сообщает канал Белая акула.
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Не секрет, что это решение президента Турции продиктовано внутриполитическими целями: исламская идеология все глубже проникает в светское государство, каковым является Турция, и Эрдоган стремится заполучить таким образом поддержку верующих мусульман.
О том, что вряд ли у него это получится пишет блогер Staryiy. И объясняет, почему этим шагом Эрдоган фактически подписал себе смертный приговор:
«Поведение глав-турка напоминает мне поступки, столь мастерски описанного Михаилом Афанасьевичем, начальника отдела по отлову домашних животных, перед его превращением обратно в собаку: он - именно - нарывается. На, мягко говоря, неприятности.
Вторая аллюзия - так шпана пускает впереди себя малолетку, чтобы тот прицепился к одинокому прохожему для последующего повода запинать бедолагу. Вот только Россия - а провокация направлена, прежде всего, в ее сторону, это совершенно очевидно - отнюдь не безобидный прохожий. И вполне способна дать отпор международной шпане. А приблатненный малолетка вполне сам может попасть под раздачу.
Или Реджепт так на НАТО надеется, членом которого Турция является? И ультимативно акцентирует, что всякая критика его решения по смене статуса Святой Софии из музея в мечеть - будет являться выпадами против суверенитета его страны? Да кого это пугает? Скорее, натовцы, очередной раз обосрались, как в прошлый раз, когда был сбит наш самолет и поспешили назвать это локальным конфликтом между двумя странами, не касающегося альянса. Воевать с Россией - дураков нет.
Будет ли война РФ с Турцией? Экономическая - однозначно. Что касается именно боевых действий на территории Турции - зависит от дальнейшего поведения, как самого Эрдогана, так и различных политических групп внутри страны. Конечно, это плевок в лицо всей Православной Церкви, но - еще не казус белли для Российской Федерации. Однако, очень возможно, что такое решение Эрдогана приведет к выступлениям, по сравнению с которыми Майдан покажется детскими игрушками.
Сейчас мы можем только гадать, какие события последуют за этим опрометчивым решением, но то, что они будут - и весьма ощутимые, как для самой Турции, так и для остального, условно, западного мира - однозначно. Амбициозный, но, как выясняется, совершенно недальновидный, если не сказать, глупый турок посеял бурю...»
С этой точкой зрения категорически не согласен журналист Василий Аленин:
«Несмотря на то, что большая часть стран и международных организаций осудила решение Эрдогана о превращении Айя-Софии в мечеть, пока только греки предложили наказать Турцию «рублем», вернее, лирой. В зависимости от радикальности политиков предложения варьируются от неких неопределенных санкций до введения всеобщего эмбарго на турецкие товары и услуги, закрытия границы для их транзита из Турции.
Странно, что никто пока не призывает бойкотировать турецкие города и курорты. Туризм дает 10% турецкого ВВП, и этот удар был бы очень болезненным. Особенно, если бы бойкот объявили страны, чьи граждане чаще всего отдыхают в Турции. По итогам прошлого года это РФ (св. 7 млн), Германия (более 5 млн ) и Болгария (2,7 млн).
Но всерьез Путин ссориться с Эрдоганом из-за мечети точно не будет. Это не сбитый турками в 2015 году российский истребитель, приведший к отказу РФ от турецких помидоров и курортов.
А пока Россия и так отказывается возобновлять сообщение с Турцией, несмотря на ее приглашение. Формально – из-за пандемии. Реально – желая поддержать отечественные курорты, куда ломанули обыватели из-за недоступности турецких...»
А вот блогер Кирилл Воронков заострил свое внимание на другом аспекте проблемы:
«История, как известно, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса.
Первый раз это случилось в XV веке, когда Константинополь, ища военной поддержки Рима против натиска турок, подписал в 1439 году Флорентийскую унию с Римской католической церковью, признав еретиков–латинян и их изменения в догматах вероучения и Символе веры. Константинопольский патриарх, согласовавший эти нововведения, умер через 8 дней после дачи письменного одобрения и не дожил до подписания самой унии.
Византийское духовенство и простой народ не приняли ереси, и в Константинополе на 12 лет воцарилась церковная смута. Русь также отказалась признать ересь и изгнала из Москвы поставленного Константинополем патриарха Киевского и всея Руси Исидора, который бежал в Рим, где стал католическим кардиналом. Но в 1452 году Исидор был послан как легат папы Николая V в Константинополь, где 12 декабря 1452 года уния всё же была официально провозглашена в соборе Святой Софии в присутствии императора, духовенства и мирян…
А на следующий год Константинополь пал под натиском турок-осман, и Ватикан пальцем не пошевелил, чтобы ему помочь. Византийская империя навсегда прекратила своё существование, а Святая София была превращена в мусульманскую мечеть и обросла минаретами.
* * *
Прошло пять с половиной веков, и история повторилась в виде фарса. Стамбульский (Константинопольский) патриарх Варфоломей, заручившись поддержкой Запада, учинил раскол в Украинской православной Церкви Московского патриархата. А помогал ему в этом… изгнанный из Москвы раскольник, безблагодатный самозванец-лжепатриарх «Киевский и всея Руси-Украины» Филарет. Москва, так же, как и пять веков назад, разорвала отношения с раскольниками, а на Украине воцарилась церковная смута. 6 января 2019 года в Стамбуле гражданином Варфоломеем и Священным синодом Константинопольской православной церкви был издан документ об отмене синодального письма 1686 года о передаче Киевской митрополии в управление Московскому патриархату и о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины (тот самый «Томос»).
А на следующий год… 10 июня 2020 года турецкий суд отменил решение Кемаля Ататюрка 1934 года о предании Святой Софии статуса музея. И теперь величайшая христианская святыня Византии снова станет мусульманской мечетью, и снова с её минаретов запоют муэдзины, провозглашая позор раскольнику Варфоломею. И никакой Запад, разумеется, пальцем не пошевелит, чтобы ему помочь.
Бог не Тимошка — видит немножко...»