Коронавирус закрыл город с крупнейшими оборонными предприятиями - «Общество»
В Архангельской области принято решение о закрытии в ночь на 6 июня Северодвинска на въезд и выезд. Там бушует эпидемия коронавируса. Закрывают до особого распоряжения. На въезде оборудуют КПП до 5 июля. Скорее всего, как минимум, месячник закрытости и предстоит пережить городу.
Это город с 180 тысячью человек населения. Центр атомного судостроения. Имеет колоссальное стратегическое значение для страны: на его территории расположен легендарный «Севмаш», строящий атомные подводные лодки, и центр судоремонта «Звездочка». Есть мнение, что вычеркни Северодвинск, и стране можно «белый флаг» выкидывать. Это вовсе не преувеличение. Северодвинские предприятия и стали эпицентром коронавирусной вспышки.
Надо сразу сказать, что Северодвинску к разного рода потрясениям не привыкать. В советское время — это был закрытый город. В прошлом году совсем под боком произошло ЧП, о котором долго говорил весь мир: на испытательном полигоне под Неноксой произошел взрыв, радиоактивное облако прошло над городом. Ситуация была очень серьезной. На этот раз новое потрясение. Подобного в 75-летней истории города еще не было.
Все началось с того, что на оборонном «Севмаше» после пары недель карантина было принято решение с 13 апреля возобновить работу в полном объеме. Все-таки гособоронзаказ, который не терпит промедления. Плюс, видимо, сыграло свою роль неверие в реальность угрозы. Авось пронесет. Получается, что на тот момент выбрали «меньшее» из зол: ответственность за срыв гособоронзаказа показалась страшнее, чем ответственность за людей. Хотя и говорилось, что приняты все противоэпидемиологические меры, но в реальности все это были скорее формальности. Для огромного в десятки тысяч человек предприятия соблюсти эпидемиологическую безопасность было просто не реально.
Уже на следующий день после возвращения предприятия к работе в полном объеме врио губернатора Александр Цыбульский заявил, что «буду требовать соблюдения санитарно-эпидемиологического режима. Обеспечить безопасность людей — это задача руководства Севмаша. Если они будут подходить к этому формально, через неделю мы увидим очаг распространения коронавируса».
Очаг увидели, но не через неделю, а после майских праздников. Тогда от работников заводов пошли многочисленные тревожные сигналы. Говорилось об очередях в ведомственных поликлиниках, о том, что людям стали повально ставить диагноз ОРВИ. Власти успокаивали людей, говорили, что никакой вспышки нет, а только отдельные случаи заболевания и все под контролем. Короче, все как обычно…
На региональном уровне вспышку коронавируса в Северодвинске признали только 22 мая. Тогда уже цифры больных говорили сами за себя, их по городу было существенно больше, чем по области. Тогда город корабелов вырвался в общеобластном коронавирусном зачете, в котором он «лидирует» до сих пор. Говорилось и о низкой ответственности людей, о том, что мало кто из них соблюдает режим самоизоляции и выполняет предписания. Нынешняя зараза — она такая: скепсис и отрицание — главные силы, способствующие ее прогрессии.
После официального признания серьезной вспышки коронавируса еще почти неделя ушла на принятие пакета мер по противодействию инфекции. Так совпало, что региональные власти в эти дни занимались погашением недовольства жителей НАО, связанного с планами объединения с Архангельской областью. Очень не вовремя эта планы озвучили и попытались реализовать…
Хотя уже тогда все говорили о необходимости скорейшего закрытия города, но меры были приняты весьма облегченные: введен обязательный масочный и перчаточный режим, дезинфекция общественных мест, закрыли излюбленное место отдыха горожан — Ягринский бор, из-за чего северодвинцы стали шутить, что белочек посадили на самоизоляцию…
Как и следовало ожидать, первоначальные меры не возымели эффекта. Каждый новый день приносил больше сотни заболевших и в основном это — сотрудники градообразующих предприятий, где на карантин стали уходить уже целыми бригадами.
Поэтому ничего не оставалось сделать, как закрыть город. При этом сами главные городские предприятия будут продолжать работать, по крайней мере, иного решения пока не принято.
О причинах произошедшего можно говорить много. Есть существенный фактор ведомственной неразберихи. Дело в том, что ни городская, ни региональная власть практически не имеют никакого влияния и рычагов давления на руководство северодвинского оборонного комплекса. Могут в лучшем случае что-либо рекомендовать. Там у них своя система подчинения. Ну, и определенная доля высокомерия, конечно же, сквозит из-за этого.
Эта неразбериха коснулась и оказания медицинской помощи. Лечебная организация, обслуживающая заводы — ЦМСЧ-58 входит в систему Федерального медико-биологического агентства, у которого свои порядки, часто отличные от регионального здравоохранения. Когда произошла коронавирусная вспышка, то оказалось, что эта ведомственная лечебная организация попросту была не готова к этому, да и практически не готовилась. Не исключено, что также была недооценка опасности, сказалось и закрытость, обособленность структуры.
Было очень много жалоб от сотрудников предприятий, которые уже с поставленным диагнозом «коронавирус» попросту сидели по своим квартирам, и никто их не спешил госпитализировать. В ведомственной клинике попросту не были подготовлены соответствующие койки. Были анекдотичные случаи, когда людей прямым текстом отправляли писать в соцсети врио губернатору, чтобы таким образом добиться госпитализации.
Люди жаловались на то, что в ведомственных поликлиниках огромные очереди и потоки людей там не разграничены. Говорили о том, что всем подчистую стали ставить диагноз ОРВИ (в городе также уже превышен эпидпорог по этому заболеванию), а чтобы сделали тест на коронавирус — надо требовать и требовать, может и получится.
Когда было объявлено о закрытии Северодвинска, каждый день в нем фиксировалось больше сотни новых заболевших. Общее количество уже перевалило за тысячу. Это больше половины всех больных коронавирусом в Архангельской области.
Жители города уже морально готовились к такому шагу. Главное проблема — дачи, которые в короткий летний цикл, для многих — святое. Северодвинцы — дисциплинированные и стойкие люди. Северная закалка — многого стоит. В свое время здесь собирали цвет технической интеллигенции со всего Союза. Опять же, разное здесь пережили, в девяностые город был на грани выживания, об этом прекрасно все помнят. К тому же работа на серьезном производстве накладывает свой отпечаток. Будем надеяться, что и это испытание город перенесет с доблестью.
Жизнь в регионах во время коронавируса:
Стало известно, в каких регионах России активнее всего тестируют на коронавирус
Бомба под регионы: большой разбор объединения Архангельской области и НАО
Перечислены регионы России, прошедшие пик COVID-19