Когда проснется лунатик - «Общество»
В иных обстоятельствах можно было бы, наверное, добродушно посмеяться над тем, как мэр столицы фактически отказывается выполнять свои прямые служебные обязанности, но на фоне пандемии коронавируса и чрезвычайного положения поводов для смеха оказывается значительно меньше.
ВОТ УЖЕ МЕСЯЦ, КАК МЭР ЕРЕВАНА АЙК МАРУТЯН ушел в глубокое подполье, причем спрятался так умело и надежно, что никто найти его не может. Как заметил накануне председатель фракции «Луйс» столичного авагани Давид Хажакян: «Говорят, что на работу он ходит, но его никто не видел». Ходят слухи, что у Марутяна фобии, и он так боится заразиться, что даже бумаги на подпись помощники передают ему из-под двери. Вполне возможно, ибо последний месяц Марутян действительно выглядит не столько успешным психотерапевтом, вселяющим надежду жителям столицы, сколько пациентом, остро нуждающимся в услугах такого психотерапевта.

И все чаще, говоря о мэре, ереванцы используют стилистику некролога. Все-таки вряд ли стоило ему столь откровенно демонстрировать, что находится вообще ни в каких отношениях с объективной действительностью.
Бездействует не только Марутян, но и вся мэрия. И если руководство страны этого в упор не видит, то это еще не значит, что и всех остальных также поразили крайняя слепота и крайнее тупоумие. Режим самоизоляции горожанами, за исключением, пожалуй, малого центра, не соблюдается, продолжается уличная торговля (в условиях пандемии!), улицы, подъезды и лифты не дезинфицируются, многие непродуктовые магазины, несмотря на запрет, работают и т.д. А городские власти или продолжают нагло и цинично лгать о якобы проделанной работе, или перекладывать ответственность на другие структуры.
Например, заместитель мэра Сергей Арутюнян на днях в ходе пресс-конференции, не краснея, заявил, что подъезды и лифты в городе в обязательном порядке и регулярно дезинфицируются, просто делается это рано утром, пока граждане еще спят, потому и не видят. Да, все-таки настоящий талант, подлинный блеск интеллекта долго скрывать невозможно. Как бы внешне тих и бесцветен не был обладатель большого ума, как бы не таил он его, но рано или поздно тайное становится явным, с раскрывшимся наконец этим Арутюняном. Вспоминается невольно старый анекдот, где, глядя на выступление пьяного жонглера-эквилибриста, директор цирка решил, что выпускать после него клоуна – только позориться.
Из разъяснений заместителя мэра стало ясно, что следить за порядком в столице должны не они, а полиция, которая мэрии не подчиняется, рост цен в магазинах тоже их не касается, организацией работы медучреждений занимается комендатура… Да, врать сегодня значительно легче, чем раньше. Потому что правду не прячут, а как остроумно заметил Станислав Лем, топят во лжи. А что при этом неизбежны репутационные потери, то кто теперь во власти на репутацию отвлекается? Во сне мы, что ли, говорим?
НИ ДЛЯ КОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЕКРЕТОМ, что в условиях пандемии и чрезвычайного положения роль городских властей существенно возрастает. От эффективности их работы, оперативности и решительности очень многое зависит. Смотрите, как действуют в эти критические времена, к примеру, мэр Москвы Собянин, его коллеги из многих российских и европейских городов. Просто поражаешься. А чем поражают наши в критические моменты? Полнейшей непричастностью к происходящему, доходящей иногда до идиотизма. Хотя есть ситуации, когда безопаснее, действительно, побыть идиотом. Почему мэр Марутян так и не посетил хоть одну больницу или поликлинику, не встретился с находящимися на передовой врачами и медсестрами и не поблагодарил их? Впрочем, о каком посещении больниц и поликлиник может идти речь, если Марутян не только не ходит на заседания комендатуры, но даже пока не успел подумать об организации деятельности структур мэрии в условиях ЧП!
И этот человек грозился лично отрезать головы коррупционерам! Справедливо считается, что государственные мужи разделяются на тех, чьи слова хоть что-то значат, и на тех, чьи слова являются чистым сотрясением воздуха. Нет ничего хуже бессильной угрозы, а отрезание голов Марутяном было именно из этого разряда. Не случайно многие называли его клоуном, с чем, кстати, лично я категорически не согласен. Ибо это несправедливо. Клоуны – прекрасная профессия. Особенно когда клоун выступает в цирке, а не в столичной мэрии. И дело даже не в том, что во власть пролезли клоуны. Дело в том, что они никудышные клоуны. Которых в цирк не взяли бы ни за что, а вот в мэры – в самый раз.
В последний раз, когда разговоры об исчезновении мэра достигли очередного пика, Марутян вдруг появился на телеэкранах и заявил, что стиль его работы чужд публичности, премий лично он никогда не получал, а ереванцам надо всего лишь немного подождать, и все увидят фантастические результаты деятельности мэрии. Ждите… ждите… Ну чего ж не подождать – тем более в «новой Армении» так интересно! Но ждать фантастических результатов деятельности мэрии давайте не будем – мы же о серьезных вещах говорим.
Вопрос о том, как может стиль работы бывшего шоумена и актера не предполагать публичности, совершенно неясен, и мы здесь просто постоим в стороне. Что же касается премий, то умные советники должны были посоветовать Марутяну вообще не касаться этой темы. Какое имеет значение, получал ли лично мэр премии или нет, если по его указаниям были розданы многие миллиарды драмов? Видимо отсутствие таких разъяснений свидетельствует об отсутствии у Марутяна умных советников, а с такой командой успехов ждать не приходится.
Ну что ж, нам остается только надеяться, что сия заметка, как и другие статьи и публичные выступления ереванцев, соединившись, уподобятся окрику, который побуждает шествующего по крыше лунатика проснуться и осознать вдруг всю катастрофическую опасность положения. Ведь не всегда же Марутяну отделываться легким испугом. Ну раз, ну два, но чтобы всегда – очень сомнительно.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"