В чем разница между «тетей из Эчмиадзина» и министром здравоохранения? - «Общество»
Сообщение Министерства здравоохранения Армении от 18 марта, 22.10: "Выявлено еще 8 подтвержденных случаев коронавируса. Таким образом, общее число зараженных достигло 110. Состояние всех больных удовлетворительное. Один пациент выздоровел. Согласно эпидемиологическому анализу данных, 94 случая связаны с первыми двумя случаями".
"ПЕРВЫЕ ДВА СЛУЧАЯ" - это вернувшиеся из Италии жительница Эчмиадзина и гражданин Италии. С первой связана главным образом история с помолвкой, второй работал на производственном предприятии в Шенгавите. Оба приехали в Армению 10 марта. На следующий день статистика заражения коронавирусом в стране начала стремительно расти: буквально за неделю из страны со вполне себе благополучной ситуацией Армения превратилась в лидера СНГ по темпам распространения заразы. Утром 11 марта в стране был всего один зараженный - приехавший из Ирана молодой армянин. Вечером 18 марта число людей с подтвержденным наличием коронавируса достигло 110.
Когда эта статья появится на сайте, это число, возможно, будет уже больше. Если не утром, то днем или вечером Минздрав наверняка сообщит новое число - и дай бог, чтобы мы ошиблись.

Вот динамика роста числа зараженных в Армении согласно официальным сообщениям Министерства и, соответственно, развитию ситуации в стране.
10 марта: 1 случай. В Ереван прибывают два самолета - из Милана и Рима.
11 марта, 15. 02. "Прибывшие накануне из Италии в Армению пассажиры находятся на домашнем карантине", - сказала агентству "Новости-Армения" пресс-секретарь Министерства здравоохранения Алина Никогосян. Они на месте прошли обследование и были направлены на домашний карантин. "Все прибывшие вчерашними рейсами люди были доставлены домой из аэропорта "Звартноц" на специальном автобусе, следовательно, контактов с водителями такси не было", - сообщила Никогосян.
11 марта, вечер. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил о трех новых случаях заражения коронавирусом нового типа. "Двое из них - граждане Армении (45 и 27 лет), один - Италии (51 год), который работает в Армении. Все трое прибыли из Италии", - написал Пашинян на своей странице в Facebook. По его словам, в настоящее время выясняется круг их общения, который, по предварительным данным, не очень большой. Итого - четверо больных.
12 марта, день. "Повода для паники из-за коронавируса в Армении нет, страна все еще сохраняет самый низкий процент по заболеваемости в регионе, - сказал в ходе заседания правительства вице-премьер Тигран Авинян. - Не надо паниковать в том числе потому, что в регионе мы - страна с самым низким показателем случаев заражения коронавирусом. Мы проводим достаточно строгий контроль на всех контрольно-пропускных пунктах".
ДАЛЕЕ СИТУАЦИЯ РАЗВИВАЛАСЬ ТАК.
12 марта, вечер - 6 подтвержденных случаев.
13 марта, вечер - 13.
14 марта, вечер - 20.
15 марта, вечер - 28.
16 марта - +17 случаев, итого 45.
17 марта - в течение дня назывались следующие цифры: 52, 64, 72, 78.
18 марта - 84, 102, 110.
Практически во всех сообщениях Минздрава подчеркивается, что подавляющее большинство случаев связано с первыми двумя, то есть "тетей из Эчмиаздина" и дядей-итальянцем. Согласно премьер-министру Н. Пашиняну, "итальянский партнер (производственного предприятия. - В.М.), инструктор, приехал, причем находился на контроле Министерства здравоохранения, однако скрывал свое состояние с помощью жаропонижающих. Проведя 1-2 дня на предприятии, он уехал из Армении, оставив после себя такие последствия".
"Тетя из Эчмиадзина", которая по прибытии успела посетить парикмахерскую, ювелира, а главное - помолвку с участием большого количества людей и все это время тоже скрывала симптомы заболевания, стала настоящей антигероиней соцсетей. По причине - как бы это помягче назвать? - беспечности этой дамы заболели не только ее близкие, но и другие жители Эчмиадзина, который превратился, по сути, в эпицентр заражения вирусом COVID-19 в Армении.
Теперь представим, что было бы, если бы этих людей сразу по прибытии изолировали, отправили бы в 14-дневный карантин, как это начали делать с прибывающими из Италии уже после того, как число зараженных стало стремительно расти. Даже не будучи специалистом, можно уверенно утверждать, что картина по меньшей мере не была бы столь удручающей и тревожной. Вполне возможно, что нашей стране удалось бы сохранить позицию "с самым низким показателем заражения в регионе", о чем говорил вице-премьер Авинян всего 6 дней назад. Увы, вот уже несколько дней Армения показывает ровно обратный результат - исключая, разумеется, Иран. Причем в масштабе не региональном, а куда более широком.
И ЭТО ИМЕННО ТОТ СЛУЧАЙ, когда надо искать виновника ситуации, ибо речь идет о целом государстве и всем его населении плюс к тому же теснейшим образом связанном с Арменией Арцахе. Речь о человеке, который занимает в данной ситуации третий по значимости пост в стране (после премьера и вице-премьера-коменданта) и который несет полноценную, наравне с указанными первыми лицами, ответственность за происходящее. И, что самое тревожное, судя по всему, ни он сам, ни его начальники не осознают степень своей вины и ответственности за происходящее. А это значит, что печальные тенденции, увы, будут развиваться, хотя, повторюсь, дай бог, чтобы мы ошибались.
Этот человек - министр здравоохранения Арсен Торосян. Который с самого начала отличился рядом неподобающих высокому профильному чиновнику заявлений, преднамеренно, по недомыслию либо в силу профнепригодности недооценивая всю серьезность ситуации. Его высказывания типа "этот коронавирус не очень опасный вирус" и пр. еще у всех на слуху, посему не будем их вновь приводить. Между тем именно Торосян обязан был по своей должности трезво оценивать и даже переоценивать все риски, прогнозировать совместно с экспертами реальность угрозы и действовать соответственно.
В первую очередь - настаивать на помещении всех прибывших 10 марта из Италии граждан на карантин. Принудительно. Обязательно и непременно, поскольку Италия уже тогда считалась второй по опасности страной в мире и первой в Европе. И речи не должно было быть о "самоизоляции", "домашнем карантине" и прочей, как показала практика, чепухе. Это была игра с огнем по вине Арсена Торосяна. Итог ее мы видим сегодня.
Именно в этом разница между "тетей из Эчмиадзина" и министром здравоохранения. Между несознательностью и легкомысленностью рядовой гражданки - и огромной ответственностью за здоровье населения всей страны. Говорят, женщина раскаялась и сильно пожалела о своей беспечности, видя ее результаты. Но вот что делать с Арсеном Торосяном, который не только не осознает вины, но и абсолютно уверен в собственной непогрешимости, безупречности и, главное, безответственности и безнаказанности?
Вардуи Микаелян, "Голос Армении"