Урок от врача Павленко: Рак победят те, кто его не боится - «Здравоохранение»
История питерского врача-онколога Андрея Павленко, вступившего в открытую схватку со своим заболеванием — раком желудка, которым он заболел почти два года назад, всколыхнула всю страну. И сделала широко обсуждаемой до этого практически табуированную тему.
К несчастью, болезнь и на этот раз победила — накануне Рождества 39-летний Андрей Павленко умер, оставив после себя записанное видеообращение, в котором призывал не отступать и не терять надежду, использовать все достижения современной науки и верить в возможность победы над онкологией каждого пациента.
Зная, что постоянно мутирующая опухоль уже не оставила ему шансов, Павленко тем не менее настойчиво призывал не ставить знак равенства между онкологией и неизбежной смертью. «Статистика вещь упрямая и у вас даже с моим диагнозом есть шансы на излечение. Просто поверьте в это. Мне просто не повезло», — написал онколог, который за время своей работы подарил годы жизни тысячам заболевших раком людей…
Одной из первых смерть коллеги прокомментировала врач и телеведущая Елена Малышева: «Трудно прожить достойную жизнь, еще труднее достойно уйти из жизни, зная свой диагноз. Он смог и то, и другое. — написала она на своей странице в Инстаграмме. — Статистика выживания — 30 процентов. Но рак доктора Павленко оказался сильнее лечения…».
Отвечая на вопросы своих подписчиков, как защититься от рака, Малышева написала: «у каждого свой путь борьбы с раком. Мой путь — предупредить и не допустить! Именно поэтому я все делаю заранее.. Я очень серьезно лечу рефлюксную болезнь (изжогу) — (О рефлюксной болезни читайте на нашем сайте: Кашель и боль в груди? Проверьте желудок).
В последний раз я делала гастроскопию полгода назад. Там у меня были найдены эрозии в пищеводе и желудке. Сегодня считается, что эрозия-язва-рак — это стадии одной болезни. Поэтому очень важно лечить первую стадию! Тогда не будет последней!
Сходите и сделайте гастро- и колоноскопию! — призывает Малышева. — Это будет ваш ответ раку. И не ждите симптомов болезни. Сделайте все заранее!"
К призыву известной телеведущей стоит прислушаться — ведь даже при налаженной системе здравоохранения в самых разных странах активная позиция пациента и его заинтересованность в своем здоровье очень часто играют решающую роль и позволяют поймать болезнь в самом ее начале.
Не стоит на месте и российская онкология. Сегодня благодаря в том числе и усилиям таких врачей как доктор Павленко, сумевшего создать в Петербурге целую школу для обучения врачей-онкологов — это одна из самых динамично развивающихся отраслей нашей медицины. Кстати, треть всех средств, выделенных в России в рамках нацпроекта «Здравоохранение», рассчитанного до 2024 года, также приходится именно на онкологию. Несмотря ни на что растет и рынок лекарственных средств для лечения онкологических больных. Что должно, в частности, облегчить им доступ к инновационным методам лечения — таким, например, как иммунотерапия, за создание которой была вручена Нобелевская премия 2018 года.
Сегодня развитие и внедрение в широкую практику иммунотерапии — это мировой тренд и настоящий передний край медицинской науки. Суть открытия проста: благодаря работам ученых из США и Японии впервые удалось «заставить» иммунитет человека распознавать и уничтожать не просто чужеродные, вражеские, а именно раковые клетки. До этого рак умудрялся маскироваться — да так, что иммунная система не могла отличить злокачественные клетки от здоровых и даже не пыталась с ними бороться.
«Иммунотерапия не стимулирует иммунитет пациента и она не обладает противоопухолевой активностью, — комментирует доктор медицинских наук, профессор, заведующий онкологическим отделением Института имени Блохина Константин Лактионов. — Иммунотерапия всего лишь создает условия, при которых иммунитет может реализовать свои возможности. Ведь опухоль достаточно хитрая. Она пользуется теми механизмами, которые эволюционно были выработаны самим организмом и „предъявляет“ такие поверхностные рецепторы, соприкосновение с которыми отбивают у иммунной системы всякое желание атаковать опухоль. Задача сегодняшней иммунотерапии — заблокировать эти рецепторы, чтобы активированная иммунная система, распознав опухоль, ее просто уничтожила».
Уже клинически доказано воздействие иммунотерапии при лечении меланомы, некоторых видов рака легких (который, как и рак желудка сегодня входит в пятерку самых опасных для жизни онкологических заболеваний в России, а в мире занимает первое место в рейтинге смертности от онкологии среди мужчин). Также в нашей стране иммунотерапию используют при лечении рака почек, а за рубежом- рака головы и шеи, мочевого пузыря, некоторых видах рака печени и т. д.
Именно появление в России препаратов нового поколения для иммунотерапии даже при раке легкого 3-й стадии (без мутаций), что еще недавно оставляло пациентам очень мало шансов, сегодня онкологи называют настоящим прорывом — ведь речь идет о продлении жизни уже даже не на недели или месяцы, а на годы.
«Но одно только появление даже самых передовых лекарств недостаточно. — Уверен Константин Лактионов. — Важно, что инновационные прорывные технологии неизбежно ускоряют трансформацию всей экосистемы вокруг таких пациентов, начиная от диагностики и заканчивая лечением».
По словам наших экспертов, за десять лет внедрения в клиническую практику иммунотерапии пятилетняя выживаемость пациентов даже на IV стадии возросла в четыре раза — с 4% до 16%. Кроме того, оказалось, что иммунотерапия прекрасно сочетается с традиционными методами лечения: химиотерапией, таргетной и лучевой терапиями. И благодаря очевидному синергетическому эффекту перед онкологами открылись совершенно новые перспективы. Например, оглушительным прорывом назвал Константин Лактионов результаты, которые были получены, когда после стандартной химиолучевой терапии была добавлена в качестве поддерживающей иммунотерапия. «Это были результаты словно с другой планеты! После стандартного химиолучевого лечения пациенты, получившие дополнительно иммунотерапию, на целый год (!) дольше сохраняли полный контроль над своей болезнью» — обнадежил Константин Лактионов.
Кстати
Впервые рак легкого был признан самостоятельной нозологией в 1912 году — до этого он выявлялся крайне редко. Но резкий всплеск интереса к курению за 100 лет вывели это заболевание на лидирующие позиции среди всех онкологических болезней в целом.
Несмотря на то, что потребление табака в РФ за последние 5 лет снизилось почти на 30 процентов, для снижения заболеваемости раком легких в целом по стране должно пройти еще не менее 10 лет.
Российские звезды, победившие рак:
Дарья Донцова (рак груди, 4 стадия — 1998 год)
Владимир Познер (онкологическое заболевание — 1993 год)
Александр Буйнов (рак предстательной железы — 2011 год)
Эммануил Виторган (рак легких — 90-е годы)
Юрий Николаев (рак кишечника — 2007 год) .
Новости России: Эксперты рассказали о вреде красной икры