Елена Вяльбе: Из десяти моих знакомых пять за бойкот Олимпиады - «Спорт»
Комиссия спортсменов Всемирного антидопингового агентства (WADA) 11 декабря может рассмотреть возможность обращения в Спортивный арбитражный суд (CAS) и добиться ужесточения санкций в отношении России, сообщает The Times. Члены комиссии спортсменов WADA опасаются успешного обжалования Россией решения WADA в суде.
В понедельник, как мы уже сообщали, исполком WADA принял решение о жестких санкциях в отношении российского спорта, обвинив Москву в махинациях с базой данных Московской антидопинговой лаборатории.
«По сути, нам обозначили начало отсчета 21 дня, когда нам нужно принять решение по апелляции», — заявил РИА «Новости» генеральный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус.
По его словам, 19 декабря состоится наблюдательный совет РУСАДА, на котором будет обсуждаться этот вопрос. Необходимость оспаривания решение WADA в суде уже озвучена не только чиновниками, но и президентом страны. Однако результаты судебного решения, по мнению многих экспертов, вряд ли будут в пользу России.
«Все ожидают, что российская сторона пойдет в CAS, но, учитывая доказательства, думаю, это пустая трата времени и денег», — уверен экс-глава WADA Ричард Паунд. Бывший спортивный функционер предлагает России признать наличие проблем и начать их решать, «иначе это может продолжаться очень долго».
Судя по всему, «долго продолжаться» и будет. Оправдания российским спортивным функционерам искать не стоит. Интернет буквально кипит — возмущены и спортсмены разных времен, и болельщики. Об очевидной недоработке чиновников ранее «Свободной прессе» резко высказались Олимпийская чемпионка Наталья Бестемьянова и призер Олимпийских игр Александр Зубков. Знаменитый бобслеист обращает внимание, что подобная схема применяется против российского спорта не первый раз, но вместо поддержки со стороны чиновников спортсмены получают удары в спину.
«Когда чиновники будут защищать спортсменов на деле, а не на словах?» — выразил он возмущение в комментарии для РИА «Новости» после опубликования решения WADA.
Иногда и правда возникает ощущение, что спортивные функционеры решают свои личные задачи, а спортсмены и болельщики им в этом мешают.
Надо сказать, что история с очередным отлучением России от мирового спорта действительно мутная и к WADA много вопросов возникает не только у Москвы. Уверения президента Международного олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха в политическом нейтралитете и независимости спорта также вызывают сомнения. Именно о политизированности принятого WADA решения говорят и многие спортсмены, и эксперты, и журналисты.
Так, американская журналистка Салли Дженкинс в своей колонке для The Washington Post раскритиковала деятельность WADA, сравнив ее с поединком продажных полицейских с хулиганами, в который оказались втянуты спортсмены. По ее словам, WADA не является легитимным судьей. При этом Дженкинс подчеркнула, что агентство само погрязло в скандалах и замалчивает неудобную для него правду.
Тем временем, российские болельщики, эксперты все чаще задаются вопросом: а стоит ли России в условиях развернувшейся травли вообще участвовать в Олимпийских играх? По данным опроса Supejob (имеется в распоряжении «СП»), 42% граждан против выступления российских спортсменов в Токио под нейтральным флагом.
«Если их подготовка оплачивается за счет бюджета, то выступать под нейтральным флагом — это предательство», — так считают 37% опрошенных. 21% затруднился с ответом. Кстати, боксеры российской сборной уже отказались ехать в Токио без национального флага.
«Для нас самое главное, чтобы наши боксеры выступали под флагом России, и звучал наш гимн. Без этого нет смысла в участии», — заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.
Готовы ли к радикальным мерам другие спортсмены, покажет время. Так же как и готовность к бойкоту Игр чиновников. Спортивные трансляции, рекламное время, рекламные контракты — это огромные деньги. Спорт уже давно превратился и в крупный бизнес, и в элемент политики. А значит, здесь пересекается много интересов — государственных, коммерческих, личных.
Политолог Николай Платошкин отметил, что спорт, Олимпийские игры всегда были политическим инструментом. Правда, со времен Древней Греции они были направлены против войн. Однако, напомнил он, наших спортсменов еще в советское время пытались засудить, лишить медалей.
— Просто при СССР у нас было большинство как в Международном олимпийском комитете, так и сильнейшие позиции во всех спортивных федерациях, которые принимают решения. Сейчас этих позиций у нас нет.
Нас единогласно исключил исполком WADA. Туда входят 12 человек: шесть человек от правительств различных стран (все члены НАТО) и шесть человек от МОК. Чего удивляться, если мы прошляпили это всё? Они говорят — спорт не политика. Да как не политика, если половину исполкома WADA выбирают правительства! То есть шесть человек — это действующие министры. Представитель Норвегии, которая говорила, что Россию мало наказали, — это действующий министр спорта Норвегии. А мы голосовали за них.
Почему наших там нет? Почему нет Китая, Белоруссии? Почему президент WADA британец?
На чем всегда настаивал Советский Союз? Чтобы руководители любых крупных международных организаций были нейтралы. Например, кто был генеральным секретарём ООН? Австриец, швед… Сейчас это представитель НАТО — португалец. Но мы же его выбрали!
Российская внешняя политика все время пытается быть для Запада хорошей, потому что у нашей элиты на Западе деньги, жены, любовницы, дома и прочее. Вот и получаем такое отношение - чего с ними церемонится!
WADA базируется на том, что руководитель Российского антидопингового агентства Родченков, а никакой-то журналист, сбежал и рассказал, как подменял пробы вместе с Минспорта. А кто Родченкова назначил?! Он же по чьей-то протекции был назначен. Почему выводы не делаются? Теперь американцы считают, что раз русские всем этим занимались, зачем их щадить.
Можете себе представить, чтобы в советское время сбежал руководитель Олимпийского комитета СССР?
«СП»: — Советский Союз знает, что такое бойкот Олимпиады. Сейчас многие предлагают сделать то же самое. Это поможет кому-то или чему-то?
— Я говорил, что не надо ехать на Олимпиаду в Южную Корею под нейтральным флагом, то, что мы поддаемся на шантаж, только раззадорит шантажиста. Так и получилось.
Если американцы бойкотировали нашу Олимпиаду, то мы (СССР — ред.) бойкотировали их. После этого все бойкоты испарились. Мы просто ответили и все нормализовалось. У нас же президент Путин извинился. Это значит, что мы признали вину? Вот они и продолжают в том же духе.
«СП»: — Коммерческие интересы чиновников, в том числе и международных, как-то влияют на те или иные их действия или бездействие?
— У наших спортивных функционеров была надежда, что поскольку Россия — крупная спортивная держава, то нас не исключат, потому что будет неинтересно смотреть соревнования. Нет. Мы уже не такая крупная спортивная страна, как Советский Союз.
Подчеркну, почти все расходы на Олимпиаду-80 мы окупили, продав права на трансляцию западным компаниям. И когда они не поехали к нам, то погорели. Контракты уже были заключены, и нам было все равно, приедут они или нет. Это нормальная толковая политика, СМИ Запада были на нашей стороне, потому что они не хотели терять деньги. Сейчас Россия не так интересна.
«СП»: — Что сейчас можно сделать, чтобы ситуацию изменить?
— Повторю, нас упрекают не в том, что отдельные спортсмены допинг принимают (это все делают), а в том, что у нас есть система государственной подмены проб. Поэтому никакого доверия ей нет. Надо полностью сменить спортивное руководство и начать все с нуля. И активнее бороться за то, чтобы во всех спортивных структурах были наши друзья и союзники. Мы этого не делали 30 лет, вот и результат.
Трехкратная Олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира, президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе не знает, что еще надо было сделать, если вся «Дорожная карта» была исполнена.
— Было огромное количество вопросов, на которые мы должны ответить и часть которых должны были выполнить. Мы все выполнили. Я точно знаю, что как только были переданы данные лаборатории, нам в течение месяца сообщили, что все замечательно, что они получили от нас всё, что хотели. Потом начала в СМИ появляться информация, что нашли каких-то спортсменов (подозреваемых в использовании допинга — ред.) — 6, потом 30, теперь уже 145. Мы проиграли информационную борьбу.
Я бы не сказала, что чиновники сидели, сложа руки. Я знаю, какой объем работы был проведен. Но получается, что все всплывает в последний момент. Мне всё это не нравится, также как и то, что сейчас в выдвинутых пунктах написано — лишение флага, гимна «и другое», которое они придумают.
Мы, наверное, совершили ошибку тогда, когда узнали, что вся база данных была украдена третьим лицом (как я понимаю Родченков и компания). Надо было сразу же сказать, что теперь мы за нее никакой ответственности не несем. Это все-таки вещественное доказательство, которое было украдено, оно уже получено нечестным путем, не имеет юридической силы.
«СП»: - Но ведь многие принимают допинг, причем официально.
— Они не принимают допинг, а имеют терапевтическое исключение. Я против того, чтобы спортсмены имели терапевтическое исключение, особенно когда это поголовно вся команда. Для меня это легализованный допинг. Это допинг наивысший, за который можно на 4 года отстранить.
«СП»: — Если спорт у нас превращается в инструмент геополитики, может, надо предпринять радикальные шаги? Например, отказаться от участия спортсменов в нейтральном статусе.
— Я считаю, что сейчас, в первую очередь, пытаются расколоть наше общество. Я даже от своих друзей слышу: из десяти пять говорят, что надо всех послать, а другие пять, что нельзя распоряжаться судьбами людей, которые положили 10 -20 лет, чтобы достичь высоких результатов, они живут спортом.
Я не могу сказать спортсмену, что он не должен ехать без флага и гимна или, наоборот, должен, несмотря ни на что. Мы живем в свободной стране, люди должны сами принимать решения.
Мы сейчас должны сплотиться — руководство наших Олимпийского и Параолимпийского комитетов, федераций. Однозначно идти в суд и бороться до последнего. Я надеюсь, что сейчас Наблюдательный совет РУСАДА примет решение, что они не согласны с выводами исполкома WADA и сообщат ему об этом.
«СП»: — Еще до исполкома WADA действительно было много информации о готовящемся решении. Почему?
— Это даже странно. За две-три недели до оглашения, когда еще даже комиссия по соответствию WADA не давала никаких рекомендаций, в СМИ уже шли статьи по этому поводу, так все и произошло. Почему-то самый первый о том, что происходит, узнает господин Зеппельт (Хайо Зеппельт, немецкий журналист, специализирующийся на спортивных расследованиях — ред.). Он председатель этой комиссии, он входит в нее, он вообще член WADA? Почему сливают эту информацию?
«СП»: — Судя по текущей информации, начинается давление уже на CAS. Это не приведет к тому, что суд будет принимать решение под давлением?
— CAS — это люди из разных стран. Арбитров назначают так — одного истец, другого ответчик, третьего они выбирают сами. Лотерея есть.
Сейчас очевидно, что в такой ситуации может оказаться любая страна. Если олимпийским движением стало руководить Всемирное антидопинговое агентство, то это не очень хорошо. Это не очень хороший звонок для Международного олимпийского комитета. По хартии МОК главенствующие лица — это спортсмены, представляющие ту или иную страну.
Если МОК присылал приглашение национальному олимпийскому комитету, никто потом никуда не вмешивался. Люди, нарушившие закон, принимавшие допинг и дисквалифицированные в это время, не имеют право выступать на этих соревнованиях.
Но мы сталкиваемся с двойными стандартами, когда людей, отбывших шесть лет назад наказание, продолжающих заниматься спортом, не допускают до соревнований. Такого быть не должно, он уже понес наказание. Нельзя человека, который один раз перешел улицу неправильно, наказать только за то, что он опять оказался у этого перехода.
Здесь замешан не только спорт, но и политика, и бешеная русофобия, и наш «авось». Но я бы не стала сейчас голословно обвинять руководителей нашего спорта.
«СП»: — Влияет ли какое-то коммерческое лобби на ситуацию?
— Спорт — это бизнес во всем мире. Все пытаются увидеть красивую картинку. У миллионов людей есть свои любимые команды, спортсмены, за которых они болеют. Они ездят за ними по всему миру на разные соревнования.
Не хочу делать громкие заявления, но можно посмотреть, какие компании являются спонсорами, причем многолетними, МОК. Там кто-то, кроме американцев, есть? Нет никого. Кто платит, тот и танцует девушку…
Я против того, чтобы спортсмены принимали допинг. Я за наказания. Я могу с утра до ночи говорить своим спортсменам, что можно выигрывать без допинга. Я знаю это, потому что была абсолютно чистой спортсменкой.
Но, к сожалению, мир таков, что там, где крутятся большие деньги, всегда есть соблазны. В прошлом году на глазах у всего мира на Чемпионате мира по лыжным видам спорта, людей поймали с поличным, когда они кровь переливали. Много мы об этом слышим из СМИ? Только, что доктор (Марк — ред.) Шмидт уже примерно 20 лет по этой схеме работал. Сколько у него прошло спортсменов, из каких стран? Мы ничего не слышим и не знаем, потому что это не Россия!
«СП»: — То есть WADA не ведет расследований в отношении спортсменов других стран? Получается, что замалчивает свои грехи?
— Расследований нет. Более того, тот же Зеппельт на одном из заседаний WADA задал вопрос, который поставил президента агентства в тупик: как долго ждать ответа на вопрос о махинациях USADA (Антидопинговое агентство США — ред.), какие там прошли расследования, кто был наказан, так как он отправлял по этому поводу письмо с фактами и доказательствами. В ответ он ничего не услышал, кроме «ой, я ничего не получал». Так нельзя работать.
Спортивные скандалы: Прощай, Олимпиада и футбол: Россию изолировали на 4 года от большого спорта
Новости спорта: Зюганов потребовал защитить российских спортсменов