Эксклюзивное интервью третьего президента РА Сержа Саргсяна телеканалу «Armnews» (видео) - «Видео Новости»

Третий президент Армении Серж Саргсян в экслюзивном интервью телеканалу «ArmNews» рассказал о причинах своей отставки, поражении в войне и нынешней ситуации.

Эксклюзивное интервью третьего президента РА Сержа Саргсяна телеканалу «Armnews» (видео) - «Видео Новости»






Серж Саргсян об "антикарабахском движении"



Протестное движение 2018 года было, по сути, антикарабахским и было направлено против карабахцев. Об этом заявил третий президент Армении Серж Саргсян в интервью телеканалу Armnews.



Экс-глава государства также пояснил причины, побудившие его стать премьером после двух президентских сроков вопреки своему обещанию.



"Сложившиеся геополитические реалии и убеждение, что смена главного переговорщика может негативно повлиять на процесс по урегулированию и привести к роковым для страны последствиям, привели к тому, что я согласился стать премьером. И никто не мог прогнозировать, что движение приведет к такому финалу", — сказал Саргсян.



Именно из-за непредсказуемости движения изначально и не были предприняты меры для его пресечения, пояснил он. По словам Саргсяна, он оказался в положении цугцванга, когда любое действие могло только усугубить ситуацию. Применение силы могло иметь печальные последствия для страны.



Известную фразу "Никол был прав, я ошибся", произнесенную перед отставкой, Саргсян, по собственному признанию, редактировал три раза.



"Затем я вызвал Карена Карапетяна, спросив, готов ли он взять ответственность на себя, если я подам в отставку. Он сказал – да. После этого я сказал ему отправится в изолятор и сказать им (Пашиняну и Ко – ред.), что я уйду в отставку", — рассказал Саргсян.



Он заверил, что Карапетян в изоляторе не говорил Пашиняну, что власть перейдет в его руки. Он всего лишь говорил об обсуждал отставку Саргсяна. Власть должна была быть передана Карапетяну, а не Пашиняну, вспоминает третий президент Армении.



Саргсян и Пашинян в разные годы встречались один на один всего три раза, в последний раз – во время "бархатной революции". Никаких других бесед, прямых или опосредованных, между ними не было, в том числе после прихода Пашиняна к власти. Об этом бывший глава государства заявил в интервью телеканалу Armnews.



По словам Саргсяна, Пашинян появился в поле его зрения в конце 93-го, когда Саргсян был министром обороны. После многих успехов, армянская сторона понесла и некоторые неудачи. По словам Саргсяна, Пашинян пытался тогда этим манипулировать.



Во второй раз они встретились в конце 90-х, на одном из судебных процессов. Третья их встреча - это известная многим короткая беседа перед телекамерами в гостинице "Армения", в дни "бархатной революции" 2018 года.



Никакой другой встречи или опосредованной связи между ними не было, добавил Саргсян. На вопрос, выражал ли Пашинян намерение встретиться, когда стал премьер-министром, Саргсян ответил отрицательно.



"Ничего подобного не было, чему я рад, потому что такого желания не было и у меня. Когда мы, трое бывших президентов, хотели встретиться с ним (во время последних военных действий в Карабахе. - ред), это уже несколько другое, но в одиночку я никогда бы с ним не встретился", - заявил Саргсян.




Переговоры по Карабаху были в тупике? Серж Саргсян прокомментировал обвинения в свой адрес



По словам экс-президента, для него и его власти были свои "красные линии" в урегулировании карабахского конфликта. Серж Саргсян опроверг неоднократные заявления премьер-министра Никола Пашиняна о том, что прежние власти завели переговоры по Карабаху в тупик, обсуждая исключительно уступку территорий. По его словам, такие утверждения являются ложными. "Мы вели переговоры вокруг того, что получим, а не того, что отдадим", - сказал Саргсян. Для прежних властей Армении "красные линии" заключались в том, что Карабах не должен быть в составе Азербайджана.



По словам Саргсяна, Никол Пашинян так и не понял смысла переговоров.



Он также опроверг утверждения о том, что Азербайджан согласился остановить Апрельскую войну с условием, что Армения впоследствии уступит семь районов. Саргсян заявил, что война была остановлена при посредничестве России, после того как с соответствующей просьбой обратился Азербайджан, понесший серьезные потери. От армянской стороны ожидалось лишь то, что она согласится подписать новое соглашение о перемирии. Ереван категорически отверг это предложение.



Он упрекает действующие власти в том, что они поставили условия перед сопредседателями МГ ОБСЕ и Азербайджаном, заявляя о необходимости возвращения Карабаха за стол переговоров. Со слов Саргсяна, это было фактическим саботажем переговоров.



Бывший президент заявил, что никогда не был сторонником лозунга "ни пяди земли" в переговорах. Он всегда понимал, что в процессе переговоров возможные территориальные уступки.



"Люди, которые иронизировали над моей известной фразой "Агдам – не наша родина", делали селфи на фоне Агдама, потом удержали разве эту "родину"? Мы все увидели, как они ее удержали", - сказал он.




Существовал ли "план Лаврова" по Карабаху? Саргсян раскрыл скобки



Бывший президент Армении Серж Саргсян в интервью телеканалу Armnews заявил, что "плана Лаврова" по урегулированию карабахского конфликта, как такового, не существовало. Речь шла о модифицированном варианте Казанского документа, который, в свою очередь, исходил из Мадридских принципов, сказал Саргсян. Глава МИД России Сергей Лавров предлагал этот вариант урегулирования от имени сопредседателей Минской группы ОБСЕ.



По словам Саргсяна, никогда ни один из сопредседателей за годы переговорного процесса не выдвигал какую-либо идею по урегулированию, не согласовав ее с остальными.



По словам третьего президента Армении, он хотел остаться во власти, будучи готовым подписать этот вариант. Саргсян добавил, что хотел остаться во власти, будучи готовым подписать этот вариант, но не был уверен, что общественность бы его одобрила. Саргсян, по его словам, собирался организовать широкие обсуждения с целью выработки консенсуса.




Серж Саргсян о деталях переговоров по Карабаху



Референдум о независимости Нагорного Карабаха так или иначе гарантировался бы, заявил в интервью телеканалу Armnews экс-президент Армении Серж Саргсян, затрагивая тему условий, на которых, под его руководством, армянская сторона была готова отдать районы вокруг бывшей Нагорно-Карабахской автономной области.



По Казанскому документу от 2011 года, который не согласился подписать президент Азербайджана Ильхам Алиев, Карабах получал промежуточный статус, вместе с рядом гарантий, в том числе следующих: безопасность Нагорного Карабаха обеспечивают силы самообороны самого Нагорного Карабаха, Республика Армения официально является гарантом безопасности Нагорного Карабаха, все ветви власти Карабаха (законодательная, исполнительная, судебная) признаются международным сообществом. Наконец, Карабах получал право членства в тех международных организациях, для вступления в которые независимость не является обязательными условием.



В этом случае армянская сторона передала бы Азербайджану пять районов, но, вплоть до согласования референдума о независимости Карабаха, удерживала бы Лачинский и Кельбаджарский районы.



Далее предусматривалась эвакуация армянского населения из Лачина для последующего заселения азербайджанцами, но без передачи под контроль Азербайджана. Причем прогресс по переселению был бы увязан с прогрессом по референдуму: без одного, не было бы второго, добавил Саргсян.



Он заверил, что в референдуме участвовало бы только фактическое население Нагорного Карабаха, а не та часть азербайджанского населения, которая жила там к началу конфликта.



"Максималисты пытались спекулировать на моей позиции, но я говорил, что максимализм погубит нас", — заявил Саргсян.



Когда азербайджанская сторона отказалась от этого документа, Саргсян провел несколько встреч с Алиевым, но активных переговорных процессов не шло. В августе 2014 года, когда на линии соприкосновения создалась некоторая напряженность, Саргсян встречался с президентом одной из стран-сопредседателей.



"Он прямо спросил меня: "Можешь ли ты сказать, в чем твоя цель? Ты хочешь решить задачу или сохранить статус-кво? Я искренне ответил, что хочу решить эту задачу и не хочу переложить ее на плечи будущего поколения", — заявил Саргсян. В ответ он представил два варианта. Один – окончательный: если Азербайджан признает факт независимости Карабаха. В этом случае, заявил Саргсян, он готов был убедить своих соратников и боевых товарищей в Ереване и Степанакерте, что нужно вернуть все семь районов, за исключением коридора сухопутной связи с Арменией, который был бы значительно шире, чем теперь.



Если же Азербайджан соглашается на окончательный статус Карабаха, но не сразу, а впоследствии, тогда армянская сторона отдает не семь районов, а пять (корме Лачина и Кельбаджара), и они, как уже было сказано, остаются залогом будущего референдума о независимости, добавил Саргсян.



"Тогда я заявил, что не гарантирую, что готов реализовать эту идею, но готов взять на себя этот груз ответственности, потому что это решение я представляю правильным", — заявил Саргсян. Оба эти варианта исходили и из Мадридских принципов, и из Казанского документа. Неслучайно и глава МИД РФ, и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, и, в частности, сопредседатель от России Игорь Попов, всегда заявляли, что любой из этих вариантов вариант так или иначе соответствует Мадридским принципам, добавил он.




Армения должна была признать Карабах во время войны



Армении нужно было признать независимость Карабаха во время войны, заявил Серж Саргсян в интервью телеканалу Armnews. По его словам, власти упустили время и дипломатическую возможность в правильный момент заявить о независимости Карабаха. "Во время войны у Еревана было моральное право заявить об этом и уже официально помогать Арцаху во всем", — сказал Саргсян.



Он считает, что цепь произошедших событий была результатом невежества, либо предательства и заговора. Лучше всего это поможет выяснить объективное расследование, которое однако невозможно при нынешних властях, считает Саргсян.




Почему Саргсян дал "миллиардный" ответ Лукашенко и Алиеву



Нагорный Карабах и жизни людей не подлежали и не подлежат какому бы то ни было торгу, сказал Серж Саргсян, комментируя свою беседу с президентом Беларуси Александром Лукашенко в 2016 году.



Серж Саргсян подтвердил подлинность беседы, слитой ранее в Сеть. По словам экс-президента, тогда Лукашенко предложил Саргсяну 5 миллиардов долларов за передачу Азербайджану семи районов вокруг Карабаха. Саргсян предложил 6 миллиардов в обмен на то, чтобы Ильхам Алиев отказался от этих земель. Ответ был не шуточным, а сухим, добавил он.



"Они хорошо понимали, что я хотел сказать. Когда я отвечал Лукашенко, вернее, через Лукашенко Алиеву, я говорил, что Карабах и жизни людей не подлежат торгу. Мой ответ был не шутливым, а сухим. "Если твои критерии измеряются деньгами, то я дам больше". Вот что хотел сказать. И если бы каким-то образом Алиев на это согласился, то, не сомневаюсь, все состоятельные армяне собрали бы эти деньги", - добавил Саргсян.



Какие тайные переговоры вели Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян, неизвестно. Однако известно, что Пашиняну передали письмо от Алиева, которое тот не разорвал, подчеркнул Саргсян. Развитие событий дает каждому право испытывать сомнения касательно того, что было в этом письме, заявил экс-президент. "Та череда ошибок, которая произошла, – это или умышленная измена, или полное невежество. Мы обязаны провести объективное расследование. А при нынешних властях подобное невозможно", - добавил Саргсян.



ru.armeniasputnik.am