Пейзаж, выжженный кометой: разрушение сирийской деревни Абу-Хурейра

Ученые уже почти полвека пытаются объяснить гибель доисторического поселения Абу-Хурейра на берегу Евфрата, примерно в 120 километрах к востоку от современного сирийского города Алеппо. Они также предположили, что другая группа охотников захватила его и стерла с лица земли. Но недавние исследования показывают, что деревня была разрушена взрывом осколка большой кометы

Люди культуры натуфи поселились в Абу-Хурейре на террасах из песчаника над Евфратом около 13 500 лет назад. Они были охотниками и собирателями. Окружающий ландшафт предлагал им так много пищи, что им не приходилось постоянно переезжать с места на место. Они построили круглые хижины из высушенных глиняных кирпичей и покрыли их кустами и камышом. Они выкопали каждое жилище в песчанике и вырезали в скале места для хранения продуктов. В них хранили собранные семена дикой пшеницы, ржи, щавеля, боярышника, гороха и чечевицы, а также вяленое мясо джейранов, диких ослов, овец и индеек. Река дала им изобилие рыбы. Во времена изобилия охотники и собиратели натуфи могли создать достаточные запасы на тот период, когда окружающий их ландшафт был более скудным для еды.

Фото: https://ria.ru/

В Абу-Хурейре на протяжении многих поколений проживает около двухсот человек. Однако 12 800 лет назад исчезла деревня и исчезли люди. Когда Абу Хурейра снова ожила, ее жители больше не полагались на охоту и собирательство. Они были фермерами. Они сеяли и пожинали. Рожь, пшеница и ячмень стали основой их рациона. Семена щавеля и жимолости служили им только пищевой добавкой. Они также быстро заменили охотничьих газелей и других животных овцами и козами.

Переход от кочевой охоты и собирательства к оседлому образу жизни и впоследствии к земледелию произошел 12 000 лет назад на Ближнем Востоке в так называемом плодородном полумесяце. Он вторгся на западе в современный Израиль, на севере в районы южной Турции и на востоке в Иран и Ирак. Хотя переход от охоты и собирательства к земледелию описывается как неолитическая революция, он протекал постепенно. Однако в Абу-Хурейре, согласно последним исследованиям, стихийное бедствие значительно ускорило его.

Свидетельство о прошлом

Абу-Хурейра привлекла внимание археологов во второй половине 1960-х годов, когда Сирия решила построить плотину Табка на Евфрате. Образовавшееся озеро должно было затопить ландшафт на площади 610 квадратных километров. История «прошла через долину Евфрата», и было ясно, что плотина раз и навсегда похоронит под водой уникальные археологические памятники. Поэтому исследователи со всего мира приступили к спасательным исследованиям. В Сирию прибыли археологи из США, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Швейцарии и Бельгии.

Британская группа во главе с Эндрю Муром, который сейчас работает в Рочестерском технологическом институте в Нью-Йорке, исследовала хребет Абу-Хурейр в начале 1970-х годов. Это так называемый Тель Абу-Хурейра был около пятисот метров в диаметре и возвышался над окружающим ландшафтом на высоту восемь метров. Сегодня он находится под поверхностью озера Асад, образовавшегося за плотиной Табка.

Экспедиции Мура не хватило времени для тщательного расследования. Поэтому исследователи постарались собрать как можно больше материала с сайта, который они с тех пор обрабатывают. С появлением более современных методов для них открываются все новые и новые возможности. Мур и его коллеги также сделали последние открытия, позволившие обратить вспять похищение деревни охотников и собирателей в Абу-Хурейре, проанализировав материал, полученный от тела на берегу Евфрата почти полвека назад.

В исследовании, опубликованном в научном журнале Scientific Reports, ученые доказывают, что древние жители Абу-Хурейры стали жертвами столкновения Земли с кометой 12 800 лет назад. Их исследование является лишь одним из многих научных исследований, которые предполагают, что столкновение нашей планеты с кометой или другим космическим телом повлияло на климат Земли 12800 и оказало серьезное влияние не только на природу, но и на человечество.

Фото: http://enve-martin.ru/

Загадочные младшие дриасы

Менее тринадцати тысячелетий назад на Земле произошло заметное похолодание, которое климатологи называют более молодыми дриасами. В это время планета вернулась в условия последнего ледникового периода на 1300 лет. Ученые давно спорят о причинах этого изменения климата. Одни связывают его со взрывом вулкана, кратер которого был затоплен водами немецкого озера Лаахер. Другие считают, что это произошло в результате взрыва сверхновой звезды в созвездии Паруса. В последнее время большую огласку получила теория о том, что более молодые дриасы получили жизнь в связи со столкновением Земли с космическим телом.

Первоначальная теория метеорита, взорвавшегося над поверхностью Земли, была заменена в 2018 году идеей столкновения Земли с распадающейся кометой диаметром более ста километров. Это «капитальный бит» среди обычных комет. Пролетая через атмосферу, гигантская комета разорвалась на тысячи кусков размером от нескольких метров до одного километра. Одни ударились о поверхность земли, другие взорвались над землей. Обширные пожары распространились по многим частям мира, уничтожив десятую часть всех лесов. Попавшая в атмосферу сажа со временем выпадала на землю и образовывала в отложениях видимый слой, который получил прозвище «черный мат». Он содержит безошибочные свидетельства высоких температур и давлений во время взрывов и столкновений кометы. Они образовали микроскопические алмазные частицы и крошечные «шарики» из расплавленных минералов.

Углеродный слой «черных матов» с наноалмазами, микроскопическими стеклянными шариками и повышенным содержанием драгоценных металлов в слоях возрастом 12 800 лет обнаружен учеными на большей части северного полушария. Встречается по всей Северной Америке за исключением Аляски, а на юге простирается через Центральную Америку до северной Колумбии. Он также расположен в южной части Гренландии и в Европе к югу от Скандинавии. В Азии полуостров охватывает Малую Азию и Ближний Восток.

Затенение солнца пылью и сажей, поднятыми в воздух при ударе или взрыве осколков кометы, привело к снижению глобальной температуры на 10°С и резкому уменьшению количества осадков. Изменение климата сильно ударило по фауне и флоре, а также по человеческому населению.

Ад огня

«Когда мы проводили раскопки в 1973 году, я заметил в одном месте мусоросжигательную печь. Но в то время у меня не было никакой связи с кометой или астероидом», — объясняет Эндрю Мур. «Но теперь выясняется, что вся деревня сгорела из-за взрыва высоко над землей».

Исследователи изучили образцы почвы, взятые в 1973 году во время спасательных археологических изысканий, и обнаружили, что они содержат крошечные кусочки стекла, образовавшиеся после того, как почва испарилась при высоких температурах, затем перешли в жидкое состояние, а ее капли затвердели, прежде чем снова упасть на землю. Стеклянные гранулы диаметром от одного до двух миллиметров были повсюду — среди зерна, хранившегося в хижинах, и на поверхности глиняных кирпичей. Помимо частиц стекла исследователи также столкнулись с кристаллами алмаза микроскопических размеров, а также с частицами углерода, образовавшимися при сжигании органического материала.

Фото: https://rwspace.ru/

Все совпадает со следами, оставленными столкновением с космическим телом. Абу-Хурейра лежит на восточной окраине области, отмеченной ударом тела, что связывают с началом похолодания младших дриасов. Мур убежден, что один из осколков кометы упал именно сюда, вызвав огненный катаклизм.

«Мы обнаружили крошечные стеклянные шарики, прилипшие к костям рядом с камином, поэтому мы уверены, что капли расплавленного стекла падали сюда, когда деревня была заселена», — сказал Аллен Уэст, член исследовательской группы Мура.

Состав стеклянных частиц указывает на высокую температуру. Они образовались из минералов, плавящихся при температуре от 1700 до 2200°С. Большинство природных процессов, таких как пожары или извержения вулканов, вызывают значительно более низкие температуры. Хотя удар молнии может расплавить минералы аналогичным образом, электрический удар оставляет безошибочный магнитный след в застывшем расплаве. И не было найдено частиц стекла у Абу-Хурейры.

«Чтобы расплавить это стекло, требовались чрезвычайно высокие температуры, которых охотники и собиратели в то время не могли достичь», — отмечает Мур. «Эти температуры могут превратить автомобиль в лужу расплавленного металла менее чем за минуту», — добавил Уэст.

Нуждающиеся фермеры?

Более ранние результаты датирования показали, что Абу-Хурейра оставалась заброшенной около тысячи лет после разрушения деревни охотников и собирателей. Однако недавние радиоуглеродные анализы доказывают, что деревня была восстановлена ​​очень быстро. Кроме того, ее жители использовали те же виды костяных и каменных орудий, что и их предшественники. «С точки зрения культуры этих людей абсолютно ничего не изменилось, — говорит Эндрю Мур. По его словам, деревня была восстановлена ​​ее первоначальными жителями. Некоторым удалось избежать катастрофы, потому что они остались в другом месте в критическое время. Мужчины, возможно, отправились на охоту в места, где мигрировали стада газелей. Возможно, женщины собирали семена дикорастущих трав в местах, где эти растения доминировали в местной флоре и давали богатый урожай.

Примечательно, что жители восстановленного села уже не были охотниками и собирателями. Они начали выращивать примитивные злаки и стали земледельцами. Скорее всего, они были вынуждены сделать это из-за изменения климата. В холодную и сухую погоду дикие травы уменьшились, а дичь исчезла с ландшафта. Охота и собирательство прокормят людей только на короткое время, а затем им придется переехать в другое место. Однако жителей Абу-Хурейры, привыкших к оседлой жизни, кочевое переселение уже не привлекало. Поэтому им пришлось искать другой источник средств к существованию.

Фото: https://hotgeo.ru/

«Не обязательно люди Абу-Хурейры изобрели сельское хозяйство, — говорит Эндрю Мур. «Но Абу-Хурейра — древнейшее место, о котором мы можем сказать, что люди здесь систематически занимались сельским хозяйством. После резкого изменения климата они занялись сельским хозяйством. Они возделывали поля рожью, а затем ячменем и пшеницей. В конце концов, они также разводили овец и коз. Со временем их деревня превратилась в особняк, в котором жили тысячи человек. Он стал доминантой большой территории современной Сирии».