#iGorts: Заре Симонян перешел к делу - «Политика»

#iGorts: Заре Симонян перешел к делу - «Политика»


За 9 месяцев, прошедших после назначения на пост комиссара по делам диаспоры бывшего мэра Глендейла Заре Синаняна, сообщения о его деятельности были практически одинакового содержания. За этот период он успел объездить множество стран на всех континентах, некоторые - неоднократно, и провел встречи с представителями армянской диаспоры.


О КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ его многочисленных командировок ничего пока не известно, зато в прессе недавно появилось сообщение о том, что всего за полгода - с июля по январь - общий размер премий в офисе комиссара составил 82992200 драмов, то есть около $174 тыс. Если учесть, что в конторе Синаняна работают 48 сотрудников, то получается, что среди 70 госведомств это один из самых высоких показателей, пишет Yerkir.am.



Но вот недавно было опубликовано сообщение, которое можно считать первой - или одной из первых - программой, к реализации которой приступили сотрудники офиса. Согласно сообщению, в рамках проекта iGorts (К делу!) молодежь из диаспоры впервые пригласят на работу в правительство Армении. Представляя свою задумку премьер-министру Николу Пашиняну, комиссар Синанян отметил, что цель программы - привлечь армян из диаспоры, окончивших лучшие университеты мира, к работе в правительстве в качестве практикантов. Для этого уже выделено 20 мест в разных госструктурах.



Условия таковы: прошедшим отбор участникам правительство оплатит билет в Армению, выделит жилье и зарплату в размере 336 тысяч драмов в месяц. "Первый этап программы продлится год, и по его итогам мы обсудим возможность продолжения", - заявил Синанян. Для участия в программе нужно иметь ученую степень магистра или выше. Подчеркнем: свободное владение армянским языком не входит в число обязательных условий.



Что же получается в итоге? А то и получается, что проект Синаняна фактически направлен на превращение армянских государственных органов в место стажировки иностранных специалистов. Нет, речь идет не о том, чтобы привлечь профессионалов из Спюрка к управлению армянским государством. Заре Синанян за счет госбюджета РА зазывает выпускников зарубежных вузов на работу в госорганы всего-навсего на год, чтобы обеспечить им практику и опыт. С этой целью им оплачиваются дорожные расходы, жилье и выдается 700 долларов в месяц. Повторяю: программа рассчитана на год, после чего ее участники разъедутся по своим странам. Как следует из слов комиссара, вполне возможно, что проект будет продолжен и их места займут очередные практиканты.



ТЕПЕРЬ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ ВЫГОДА данного проекта для Республики Армения, ее правительства и налогоплательщиков? Какую пользу способны принести исторической родине молодые и, естественно, неопытные юнцы, только-только окончившие университет (как они будут работать в госучреждениях без знания языка, вообще непонятно)? По какому праву Синанян распоряжается отнюдь не хилыми бюджетными средствами на благо 20 граждан других стран, которые изначально не способны принести мало-мальски ощутимую пользу Армении? И почему армянские налогоплательщики должны оплачивать этим людям перелеты и проживание с тем, чтобы обеспечить им выгодную отметку в резюме о прохождении практики в госучреждениях РА, которая может помочь в дальнейшем лучше трудоустроиться в странах гражданства?



Программа уже осуществляется: места в учреждениях выделены, заявки принимаются до 15 апреля. По сути дела, никто в правительстве, включая Никола Пашиняна, не поинтересовался у Синаняна пользой и эффективностью программы для государства и не задал ему ни одного из вышеприведенных элементарных и неизбежно возникающих у любого адекватного человека вопросов. Просто уму непостижимо! По меткому выражению активиста соцсети Фейсбук Артака Варданяна, "это уже даже не смешно - это просто квинтэссенция идиотизма вперемешку не с голым даже, а прямо уж с оголтелым популизмом, царящим в верхних эшелонах власти..."



Попробуем подойти к вопросу с другой стороны: почему на эти же 20 мест с той же зарплатой не пригласить граждан Армении, окончивших пусть не столь престижные армянские вузы? Им не нужно платить за авиаперелеты, а жилье понадобится только участникам из районов. Но главное - это принесло бы конкретную и долгосрочную пользу государству и ее гражданам в контексте подготовки специалистов, которые к тому же потом никуда не уедут, а применят полученный опыт на благо своей, а не чужой страны.



КОНЕЧНО, В ЭТОМ СЛУЧАЕ проект должен реализовываться не офисом комиссара по делам диаспоры. Однако у этого офиса и его главы по определению должны быть кардинально иные проблемы и заботы, нежели обеспечение трудовой практики гражданам других стран, пусть даже армян по происхождению. Сегодня в Спюрке имеется множество требующих решения и порой сложных вопросов, не меньше их и во взаимоотношениях с исторической родиной. Ладно, допустим, комсомольские методы работы экс-министра диаспоры выглядели анахронизмом, но чем занят нынешний офис? Разработана ли новая стратегия взаимоотношений Армении с диаспорой, какова ее концепция, основные направления и тактика?



Ответов на эти вопросы нет, хотя за 9 месяцев вполне можно было разработать эту концепцию или хотя бы представить ее основы. Если, конечно, меньше разъезжать, больше думать и скромнее оплачиваться. А поскольку все обстоит с точностью до наоборот, то и первая программа оказалась направленной исключительно на заботу о профессиональном будущем 20 молодых людей с армянским окончанием фамилии, которая не предусматривает абсолютно никаких обязательств для них - граждан иных, куда более богатых стран, и наверняка из далеко не бедствующих семей.



Но зато обязывает бедную и погрязшую в бесчисленных проблемах страну оплатить им годовую практику в госструктурах, где дилетантизма, отсутствия опыта, нехватки профессионализма, да и мозгов и без того хватает с лихвой.



Вардуи Микаелян, "Голос Армении"