Армения: спорные шаги популистской власти - «Политика»

Спустя два года после «бархатной революции» законотворческая работа фракции правящего блока «Мой шаг», мягко говоря, не впечатляет. Депутатский корпус правящей силы в чувствительных для общественности политических вопросах действует по принципу «шаг вперёд, два шага назад». Однако вместе с этим с завидным рвением принимаются конвенции (например, Стамбульская и Ланзаротская конвенции) – спорные с точки зрения части общества и Армянской апостольской церкви (ААЦ).



«Популистская власть либерального толка по-другому и не может», - отмечают местные эксперты. Они сразу же добавляют, что нынешним властям присуща революционная высокомерность, но у них практически напрочь отсутствуют навыки стратегической коммуникации как внутри государственного аппарата, так и с обществом. Вместо длительного анализа, приведем конкретные факты и примеры.



Так. Премьер-министр Никол Пашинян, будучи кандидатом на пост главы правительства, сразу после «бархатной революции» заявил о необходимости вывода полиции и Службы национальной безопасности из-под своего прямого контроля и включении их в состав правительства в качестве министерств. После прихода к власти он и его команда начали утверждать о недопущении того, чтобы указанные ведомства вышли из-под его подчинения. Однако в настоящее время в рамках реформ полиции в числе прочих нововведений все же планируется сформировать министерство внутренних дел. «Блистательный» пример последовательной политики.



Во время пика пандемии в Армении, депутаты правящего блока предложили установить пособие по изоляции для наемных работников, которые по указанию коменданта были изолированы или самоизолированы. Тогда 5 тыс. человек были изолированы, а 15 тыс самоизолировались. Выступила за принятие законодательных поправок и оппозиция. Депутаты представили законопроект как некую панацею для решения социальных проблем многих граждан, которые под влиянием обстоятельств оказались временно «недееспособными». Однако затем авторы законопроекта, не без вмешательства правительства, отозвали его «для дальнейшей доработки», поскольку в нем не были учтены многие социальные и фискальные риски. Законопроект так и не был принят.



В качестве примера не слаженной работы можно привести неопределённость власти относительно размеров штрафов. Сначала власти предусмотрели драконовские штрафы за нарушение карантинных правил. Затем существенно смягчили их. Спустя некоторое время депутаты от МШ решили двукратно увеличить размер штрафов, но после резкой негативной реакции общества, отступили.



Можно привести и другой пример. Правительство решает, что эффективность его работы зависит также от достойной зарплаты чиновников и сотрудников. Принимается решение выдавать премии. Что сказать, это важный шаг в рамках борьбы с коррупцией, чтобы люди отказались от зарплат в конвертах. Но вдруг выясняется, что премии министрам и их заместителям были выданы тайным решением премьер-министра. И правительство, вместо того, чтобы заранее объяснить цель своего решения, спешно начинает искать выход из создавшейся ситуации. Однако с другой стороны общество остается в не введении, по каким критериям те или иные чиновники получают премии.



Недавно Министерство образования решило, что армянский язык, литература и история не должны быть обязательными предметами для непрофильных направлений вузов. Может быть, у решения были рациональные обоснования, но общество было безучастным к ним. И этому не предшествовали широкие общественные обсуждения. В связи часть общество приняло решение в штыки.



Затем Министерство образования решило изъять из школьной программы «Историю ААЦ» в качестве отдельного предмета и объединять его с историей армянского народа. И здесь власти столкнулись с проблемной стратегической коммуникации, настроив против себя часть общества и Церковь.



Министр здравоохранения Арсен Торосян месяцами ранее представил концепцию обязательного и универсального страхования здоровья. Разработке концепции не предшествовали общественные обсуждения. И, что более странно, выясняется, что обсуждений не было и с другими правительственными ведомствами. В частности, выступило против инициативы министерство финансов. Внутренняя дезориентация – не самый лучший сигнал обществу продвижения радикальной реформы. Что делать людям, как понять намерения правительства?



Однако тоже правительство демонстрирует завидный уровень высокой консолидации в вопросе приятия, например, Стамбульской и Ланзаротской конвенций, которые являются спорными с точки зрения части общества и Армянской апостольской церкви (ААЦ). В целом отношения ААЦ и политического руководства Армении после 2018 года развиваются по скандальному сценарию. С одной стороны власти намекают на возможность обложения налогом имущества ААЦ, а с другой Католикос всех армян Гарегин II призывает освободить из-под стражи экс-президента Армении Роберта Кочаряна (тогда еще он был под стражей) – главного фигуранта дела «1 марта 2008 года».



Кстати о Роберте Кочаряне. К нему можно по-разному относиться, но в ходе своего недавнего интервью экс-президент сделал достаточно интересное замечание. «Большая часть нынешней власти пришла из общественных организаций, которые были созданы на втором треке глобализации и теперь ведут страну туда, откуда все убегают. И эти споры о национальных ценностях, отношении к церкви, которые являются составляющими национальной идентичности… Они пытаются исключить из нашей культуры, образовательных программ. Даже по итогам европейских выборов, мы видим, что национальные силы улучшают свои позиции. Есть страны, где эти силы стали частью власти», - отметил он.



В заключение, строить заметить, у действующих властей нет четкой внутриполитической повестки, стратегического видения развития страны, кроме заявлений о тотальной борьбе с коррупцией и риторики, ратовавшей «за все хорошее, против всего плохого». То есть, бесконечные дрейфи, вместо продуманных действий по развитию страны и защите национальных интересов.



ИАЦ VERELQ



https://verelq.am/