Антикризисная программа или санкции для бизнеса? - «Политика»

Вновь вспомнив про свою концепцию о том, что кризис - это новые возможности, премьер-министр Никол Пашинян на последнем заседании кабмина выразил надежду, что хотя бы в эти сложные времена удастся наконец-то создать доверительные отношения между государством и бизнесом.

Антикризисная программа или санкции для бизнеса? - «Политика»



Правительству никак не удается сформировать атмосферу партнерства с бизнесом



ПРАВДА, ТОНАЛЬНОСТЬ ЕГО ОБРАЩЕНИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ абсолютно не соответствовала подобному намерению. Речь премьера разила недружелюбием, если не сказать откровенной агрессией в адрес того же бизнеса.



Возмутил его тот факт, что в условиях негативного воздействия пандемии хозсубъекты по очереди обращаются в правительство для оказания им финансового содействия из госбюджета. А ведь это те же предприниматели, напомнил премьер, которым полтора-два года назад он пытался сказать, что госбюджет - это наш общий карман. Поэтому не нужно делать все возможное, чтобы уклоняться от уплаты налогов.



- Сейчас по понятным причинам они приходят к нам за содействием и говорят: дайте столько-то и столько-то. Но, когда мы в свое время спрашивали их, насколько ответственно они выполняют свои обязательства перед бюджетом, об этом никто не думал, да? И потому представители бизнеса выходят сегодня после обсуждений со мной и выражают свое недовольство. Конечно, они должны быть недовольны! Потому что им надо подумать о своем поведении. Ведь что значит - не выдавать контрольно-кассовые чеки? Раньше все говорили, что правительство коррумпировано, что все гребут и мы не хуже. Но теперь пусть кто-то посмеет сказать, что правительство коррумпировано! Теперь я говорю, что все те, кто не выдает кассовые чеки, воруют хлеб у солдата, - громко, с пафосным надрывом, как адвокаты на заключительной речи в американских фильмах, выступил Н. Пашинян.



Неужели некому подсказать премьеру, что говорить на протяжении двух лет о проблеме невыдачи бизнесом кассовых чеков свидетельствует лишь о некомпетентности того же правительства, не способного внедрить эффективные механизмы для решения этого вопроса. Есть, конечно, и другая версия, заключающаяся в нежелании приучить бизнес к дисциплине. В силу коррупции, естественно. Но этот вариант сразу отпадает, поскольку премьер нас уверяет, что правительство не коррумпировано.




Содействие для сохранения рабочих мест



Поводом же для обсуждения вопроса выдачи-невыдачи кассовых чеков стало весьма благое намерение правительства о реализации очередной, 23-й по счету, антикризисной программы по преодолению социально-экономических последствий коронавируса, нацеленной на сей раз на туристический сектор.



ПРЕДСТАВЛЯЛ ПРОЕКТ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ Тигран Хачатрян, пояснив, что негативное воздействие пандемии больше всего сказалось на организациях, связанных с туризмом. Влияние было разным, но в среднем, как подсчитали в Минэкономики, доходы от предоставленных услуг сократились за последние месяцы более чем в два раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.



В итоге, бизнес встал перед серьезными финансовыми проблемами, главная из которых, по словам г-на Хачатряна, - преодоление финансовых трудностей, связанных с сохранением рабочих мест. Поэтому целью новой программы как раз и является содействие государства для сохранения рабочих мест в сфере и стимулирование увеличения их количества. Бенефициарами программы могут стать турагентства и туроператоры, компании, обеспечивающие проживание туристов, в том числе оздоровительные центры, организации сферы общепита и т.д.



Однако содействием смогут воспользоваться только те организации, которые имеют минимум трех сотрудников и созданы не позднее 31 марта 2020 года. При этом если компания занимается сразу несколькими видами деятельности, то она может стать бенефициаром программы в том случае, если больше половины доходов получает из отмеченных выше сфер.



Содействие будет выражаться в субсидировании зарплаты каждого третьего или каждого четвертого работника. Иначе говоря, будет субсидироваться порядка 25-30% зарплатного фонда компаний. По словам министра, большее содействие получат те организации, которые, несмотря на сокращение доходов, сохранили не менее 70% рабочих мест.




Какова цена вопроса?



Сколько таких компаний могут стать бенефициарами новой программы, сколько в целом у них рабочих мест и, наконец, какую сумму планируется выделить из госбюджета для субсидирования фонда зарплат компаний, министром сказано не было.



ДА И В ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ ПОДОБНЫХ РАСЧЕТОВ не приведено, чтобы хотя бы примерно понять цену вопроса, в частности, какой охват у антикризисной программы и в какую сумму выльется это для госбюджета, общего (как любит говорить премьер) нашего кармана.



Установлены и сроки реализации программы. Она будет иметь обратную силу, поскольку охватит промежуток с июля 2020 года по март 2021 года включительно.



- Но если показатели сектора восстановятся быстрее, чем мы предполагаем, и оборот по итогам квартала превысит 70% от оборота прошлого года, то предоставление содействия будет прекращено с учетом улучшения финансовой ситуации в сфере, - изложил суть дела глава Минэкономики, добавив: - Предоставление содействия прекратится также в том случае, если компания допустит нарушение правил пользования контрольно-кассовыми аппаратами и этот акт не будет обжалован.



И тут на заседании правительства начались бурные обсуждения о том, на каком месяце прекращать содействие. Премьера не устроил тот факт, что содействие будет прекращено после того, как будет принято судебное решение по поводу акта о нарушении правил использования ККА. По его словам, рассмотрение дел в судах тянется годами, а госсодействие начнет применяться сразу после решения правительства.



После долгих прений сошлись на том, что деньги бизнесу выдадут каждый месяц. А потом, если выяснится, что зафиксированные в акте нарушения все же были, компании придется вернуть полученные средства. Однако по ходу заседания члены правительства предложили внести настолько много пунктов, нарушения по которым приведет к отмене субсидирования, что новая программа начала казаться не содействием бизнесу, а внедрением новых санкций. Благо понял это и премьер, указав на то, что принятое решение не должно носить санкционного характера, чем несколько умерил пыл чиновников.




Туристов - партизанскими тропами



Пока, конечно, рано говорить о воздействии этой программы на сферу туризма. Но гендиректор компании Armenia Travel+M Айк Григорян в беседе с нами указал на то, что помимо зарплат у туркомпаний есть множество иных расходов, которые они не в состоянии сейчас осуществить ввиду объективных причин.



В ЭТОМ СМЫСЛЕ, ПО ЕГО СЛОВАМ, БЫЛО БЫ ГОРАЗДО ЭФФЕКТИВНЕЕ, если бы правительство обеспечило компаниям сферы возможность получения краткосрочных беспроцентных кредитов. О чем неоднократно говорили сами компании и в ходе обсуждений в правительстве.



Более того, по мнению нашего собеседника, изначально было неправильно ставить знак равенства между всеми участниками рынка при получении содействия в рамках новой программы. Ведь те же туроператоры сегодня в буквальном смысле простаивают, а гостиницы в областях страны, к примеру, полностью загружены.



Премьер-министр, видимо, знал, что подобная критика будет звучать. Поэтому во время правительственного заседания он сразу же затронул эту тему, объяснив подобный подход тем, что конечными бенефициарами программы является не бизнес как таковой, а работники сферы, которым правительство как раз и хочет оказать содействие.



- Также во время обсуждений нам говорили, что в этот период были бизнесы, которые пострадали больше, а некоторые - несравнимо меньше. И насколько правильно помогать им в равной степени? Наши доводы сводятся к тому, что были компании, проявившие в последние месяцы творческий, креативный подход, благодаря чему сумели удержаться на плаву и даже успешно работать. Если бы мы обошлись по-другому, то получилось бы так, что мы не поддерживаем творческий подход бизнеса, - заявил Н. Пашинян.



К сожалению, он не уточнил, какой креативный подход должны были проявить те же туроператоры въездного туризма в условиях закрытых границ. Наверное, им нужно было партизанскими тропами ввозить иностранцев в Армению. Просто премьеру надо было что-то сказать. Вот он и сказал…



Эдита Караханян, "Голос Армении"