Как Пашинян и «Сасна црер» подвел - «Политика»

Подходит к концу затянувшийся процесс по делу вооруженной группы "Сасна црер", захватившей в июле 2016-го здание полка патрульно-постовой службы. Прокурор произнес обвинительную речь и потребовал различные сроки заключения для девятерых участников захвата. На остальных из более чем 30 штурмовиков, как известно, распространилась амнистия. В отношении семерых прокурор потребовал назначить сроки заключения от 8 до 9 лет. Двоим, кому вменяется убийство полицейских, Армену Биляну и Смбату Барсегяну, прокурор предложил длительные сроки: Биляну - 21 год лишения свободы, Барсегяну - пожизненное.



ПО ОКОНЧАНИИ ЗАСЕДАНИЯ ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ штурмовиков и позже созданной одноименной партии, Варужан Аветисян, для которого прокурор требует лишения свободы на срок 8 лет и 9 месяцев, сделал ряд заявлений. По его словам, в 2018-м "полуколониальная система подверглась только косметическим изменениям", "народ обманут посредством Никола Пашиняна", "революции не было", "сегодняшний полуреформированный режим продолжает дело прежнего в бархатной обертке", "Сасна црер" будет продолжать борьбу до окончательного освобождения Армении", поскольку "Армения оккупирована и сегодняшнее правительство продолжает оккупацию".



Чем недоволен Аветисян? Ведь, за исключением двоих членов группы, сроки с учетом тяжести преступления, стоившего жизни троим полицейским, небольшие, и вряд ли эти сроки, в том числе и самим Аветисяном, будут отбываться от звонка до звонка. Так почему Варужан недоволен Николом?



У "Сасна црер" сложная амплитуда отношений с премьером. В дни захвата здания ППС, когда Пашинян пытался сплотить вокруг себя поддерживающих штурмовиков демонстрантов, член группы Павлик Манукян призвал засунуть Никола в мусорный бак, чтобы тому неповадно было набирать на их акции свои политические дивиденды. В мае 2018-го "Сасна црер" приветствовали смену власти, и не зря: в отношении большинства из них была применена подписка о невыезде, затем многие подпали под амнистию, суд продолжился над "активом" штурмовиков.



Аппетит разыгрался. В декабре 2018-го партия рассчитывала пройти в парламент. Попытка провалилась, "Сасна црер" обвинили в своем провале "российский фактор". Не секрет, что "Сасна црер" - самая антироссийская партия на армянском политическом поле, всегда выступала с самыми радикальными оценками роли России в регионе и мире. Многие в Армении считают партию военизированной колонной прозападных сил.



ОДНАКО СПУСТЯ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ партия начала смягчать антироссийскую риторику, по крайней мере не бравировала ею откровенно. Появились "компромиссные" заявления в том духе, что партия не выступает против армяно-российских договоров, речь о том, чтобы пересмотреть их с более прагматичной точки зрения, и так далее. По-видимому, это было подсказано с самого верха. Напомним, в те дни Пашинян встретился с лидерами партии, что вызвало большую критику: "бархатный" премьер встречается с лидерами партии террористов. Тем не менее после этой встречи антироссийская риторика "Сасна црер" несколько ослабла.



По-видимому, недовольство Пашиняном, так откровенно выраженное сегодня Аветисяном, тем и объясняется, что "Сасна црер" получили некие заверения от премьера. Заверения, что в случае смягчения риторики остальные, находящиеся под судом члены группы тоже не будут наказаны строго, а дело о захвате здания ППС с последующим удержанием заложников постепенно спустят на тормозах.



Порой казалось, что дело к этому идет, но сейчас у Пашиняна не лучшие времена в плане армяно-российских отношений. По-видимому, Пашинян не держит своего слова не только в отношениях с "Сасна црер", и сейчас ему это аукнулось, да так, что наш премьер всячески стремится заверить Кремль в лояльности. Правда, при этом, увольняя "пророссийские кадры" со своих постов там, где это возможно, и назначая туда представителей прозападных сил. Здесь понятно: Пашинян стремится заверить Кремль, что среди государственных персон Армении только он и может защищать от нападок армяно-российский союз и российские интересы. И никто другой.



Но все это просчитывается, и Пашиняну не раз давали понять, что заигрываться не стоит. Тут и отсутствие Пашиняна на параде Победы в Москве, и заявления Маргариты Симоньян, и недавняя любопытная статья в "Росбалт".



В РЕЗЮМЕ ЭТОЙ ПОСВЯЩЕННОЙ АРМЯНО-РОССИЙСКИМ отношениям статье автор Никита Прозоров пишет: "Эксперты надеются, что нынешние руководители Армении извлекут правильные выводы из июльского обострения". По их мнению, эскалация на армяно-азербайджанской границе и последовавшая за ней активность Турции в регионе показали, что Россия для армянского народа - безальтернативный гарант безопасности. Отсюда же проистекает другой вывод: попытки поставить под сомнение ведущую роль России в карабахском урегулировании приведут не столько к снижению российского влияния, сколько к непредсказуемости и хаотизации в регионе. А сохранение стабилизирующего российского фактора в свою очередь предполагает выполнение сторонами взятых на себя при посредничестве РФ обязательств, полагают эксперты.



И наконец, по мнению политологов, Еревану стоило бы принять во внимание алармистские заявления ответственных политических сил об искусственном нагнетании антироссийских настроений, а не отвергать, игнорировать эту угрозу и уж тем более не способствовать опасным тенденциям. Иначе неизбежное возвращение раскачанной лодки общественного дискурса к безальтернативному вектору реального союзничества будет затруднительно для самих же новых властей Армении. Если к тому времени вера в искренность их заявлений и действий не будет окончательно подорвана, со всеми вытекающими последствиями, отмечают эксперты.



По-видимому, сложившаяся в армяно-российских отношениях сложная ситуация повлияла на решимость Пашиняна довести до логического конца процесс по делу вооруженной группы "Сасна црер", сейчас ему не до выполнения данных Жирайру Сефиляну и Гарегину Чугасзяну обещаний, а потому судебному процессу было придано ускорение.



Так что, когда Варужан Аветисян говорит, что Пашинян обманул народ, на самом деле он хочет сказать, что "Сасна црер" обмануты Пашиняном, который дал им некие обещания, но не сдержал. В итоге Аветисян, отбросив в сторону ненужное манерничанье, снова заговорил на привычном лексиконе: "оккупация", "колония" и так далее…



Рубен Маргарян, "Голос Армении"