Неосуществленный, но и неотмененный Севр - «Политика»


На пути к договору


Нынешний год богат для армян на юбилеи сложного, с преобладанием негатива, характера. 19 января 1920 года Верховный совет Союзных сил (структура Антанты) признал независимость Республики Армения. 23 апреля то же сделали США. 26 апреля Верховный совет обратился к президенту США Вудро Вильсону с двумя просьбами. Первая - принять мандат на Армению. Вторая - Арбитражным решением определить границу Армении и Турции. 17 мая Вильсон согласился выполнить вторую просьбу. 1 июня Сенат США отклонил мандат на Армению (23 - за, 52 - против).

Неосуществленный, но и неотмененный Севр - «Политика»


ЛЕТОМ 1920 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО АРМЕНИИ вело переговоры с Советской Россией (непризнанным субъектом международного права), демонстрирующей стремление вернуться в Закавказье, и странами Антанты, победителями в Первой мировой войне, реально определяющими территориальные и финансовые потери побежденных (в т.ч. Турции).



Нет ничего легче и глупее, чем вырывать какой-то шаг из исторического контекста и без учета тогдашних ключевых деталей обвинять политиков в очевидных, порой роковых ошибках. Так, некоторые считают, что ставка на Россию сохранила бы Армению в границах 1914 года (то есть с Карсом, Ардаганом, Сурмалу и горой Арарат). Но летом 1920-го будущее России было еще во мгле и для самих большевиков, а союзники Армении (Великобритания, Франция, Италия и прочие победители) клялись всеми святыми на свете, что Армянский вопрос наконец получит справедливое решение и Армения обретет независимость с выходом к Черному морю. Вы, сегодняшние критики, на кого бы поставили?



Потом нас самым подлейшим образом (действуя исключительно в собственных интересах, а не в интересах "сиротки Армении") обманули все. Географический и политический грабеж Армении увенчал так называемый Московский договор в марте 1921 года, в котором два непризнанных субъекта международного права (Россия и Турция) распорядились землями признанного субъекта - Армении - без участия последней. Это "мероприятие" (заключение договора) с гордостью отметили несколько лет назад в Москве тогдашний президент РФ Д. Медведев и бессменный глава Турции Р. Т. Эрдоган. Так что у всех нас в 2021 году на носу еще одна "славная" дата. Не будем забегать вперед, вернемся в лето 1920 года.




Севр и чуть дальше



10 августа 1920 года в Севре (близ Парижа) был подписан договор между султанским правительством Турции и победившими в Первой мировой войне союзными государствами (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Греция, Польша, Португалия, Румыния, Армения, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Хиджаз).



СТАТЬИ 88-93 КАСАЛИСЬ АРМЕНИИ. Турция признавала Армению свободным и независимым государством. Обе страны соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах областей Трапезунд, Эрзерум, Битлис и Ван. В 90-й статье Севрского мирного договора четко обозначено: "Начиная со дня Арбитражного решения, Турция отказывается от всех своих прав и титула в отношении передаваемой (Армении) земли".



Этот день наступил 22 ноября 1920 года. По решению Вильсона часть провинций Ван, Битлис, Эрзерум и Трапезунд (площадью 103599 кв. км) передавалась Армении с выходом к морю. Это вдвое меньше, чем территория, на которой признавался армянский титул по Мудросскому перемирию (октябрь 1918 г.). Сокращение было обусловлено огромными потерями армян в годы Геноцида: нет народа - нет проблемы. Примечательно, что в Севрском договоре затрагивается и вопрос границ Армении с Грузией и Азербайджаном. Подчеркнуто, что если стороны не достигнут соглашения, то границы определят Главные Союзные силы (а не Кавбюро ВКП(б)).



Севрский договор касался Западной Армении. При объединении с существующей Республикой Армения он позволял создать государство территорией более 160 тыс. кв. км. Это был шанс на относительно благоприятное (ценой апокалиптического Геноцида) решение Армянского вопроса и национальную консолидацию с многообещающей перспективой на будущее. Столько земли вместе со столькими возвратившимися армянами... Сегодня на родной земле проживало бы 11-12 млн армян.



ОДНАКО ТУРКИ НЕ ДРЕМАЛИ ПОСЛЕ 10 АВГУСТА. Султанское правительство не спешило с ратификацией договора. Разыскиваемый султаном и приговоренный 11 мая 1920 года турецким военным трибуналом к смертной казни мятежник Мустафа Камаль не признал итоги Севра и искал союзников по осуществлению "мировой революции" и борьбе с "империалистической Арменией". Советская Россия с готовностью предоставила "революционеру" золото и оружие. Сам товарищ Фрунзе отвез и передал. В сентябре 1920 турки перешли в наступление (Вильсон еще не начертил границы). Правительство Армении обращалось к подписантам Севра (Великобритания, Франция, США и Италия), надеялось на их отпор Турции, реальное военное вмешательство. Пустые надежды. Кемаль продолжил Геноцид армян в Восточной Армении.



Кроме большого перевеса в численности войск и за счет подаренного Россией оружия на врага сработала и агитация о том, что это, дескать, не тот турок и он воюет не против армянского народа, а против "империалистов-дашнаков". (Вам это не напомнило бредни кое-кого о "цивилизованном и конструктивном" лидере Азербайджана и надежды на миролюбие азербайджанского народа?)



11 ноября 1920-го правительство Армении обратилось к созерцающему происходящие события правительству России. Результат тот же, что и от держав Антанты. Видимо, между Россией и Турцией была достигнута договоренность, как действовать в конкретном случае каждой из сторон.



Подписанное 22 ноября 1920 года Арбитражное решение Вудро Вильсона (он к тому времени перенес два инсульта, но пытался что-то сделать для Армении) - главная составляющая Севрского договора - повисло в воздухе. Проигравшее войну туркам правительство Армении 2 декабря 1920 года сдало власть полномочному представительству РСФСР и после этого в ночь со 2-го на 3 декабря подписало так называемый Александропольский договор. Так называемый потому, что не имело права подписывать, и потому, что засевшие в Александрополе турки угрожали взять и Ереван, а с учетом деморализованной армии и расколотого общества это могло поставить окончательную точку в Армянском вопросе.



Вам не кажется, что сегодняшние армянские "революционеры" фактически подрывают единство народа и основы государственности? Между тем "гуманнейшее мировое сообщество" как 100 лет назад, так и сегодня при случае ничего реального не предприняло и не предпримет, кроме фарисейской обеспокоенности происходящим и призывов к миру.



Эрдоган сегодня топчет сирийскую и иракскую землю. А реакция на очевидное попрание суверенитета этих двух государств слишком похожа на цацканье с Гитлером в преддверии Второй мировой войны.



ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ АЛЕКСАНДРОПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР от 3 декабря 1920 года сменился так называемым Московским договором от 16 марта 1921 года, в котором Россия и Турция ("Мы тут посоветовались...") распоряжались без Армении, кому передать тот или иной кусок армянской земли. Затем этот грабеж перекочевал в так называемый Карсский договор от 13 октября 1921 года между Турцией и Арменией. Далее был Лозаннский договор от 24 июля 1923 года, в котором косвенно зашла речь и об Армении. Она, кстати, в работе Лозаннской конференции не участвовала и, соответственно, ничего не подписывала.



Лозаннский договор уточнил границу Турции с Болгарией, Грецией, Сирией и Ираком. Об армяно-турецкой границе - ни слова. Есть косвенная ссылка в 16-й статье: "Положения данной статьи не наносят ущерба тем особым договоренностям, вытекающим из добрососедских отношений, которые были или могут быть заключены между Турцией и какой-либо из соседних стран".



Лозанна не зачеркнула Севр с Арбитражным решением Вильсона, не имеющим срока давности, поскольку документ несет большую печать США, подписан президентом США и завизирован госсекретарем США. Правда, 18 января 1927 года была одна попытка отменить это решение Сенатом США и ратифицировать американо-турецкий договор (Лозанна, 6 августа 1923 г.). Об этом подробнее с использованием материала Арега Галстяна "Великие дебаты по Армянскому вопросу" (time to analyze - politics, society and ideas).




Одинокий крестоносец Ваан Кардашян



В сегодняшней Армении мало кому известно это имя. В. Кардашян (1883-1934) - армяно-американский политический деятель. Он основал в 1918 году Армянский комитет за независимость Армении, лоббировал интересы армянского правительства, способствовал признанию США независимости Армении в апреле 1920 г. В 1926 г. издал сборник "Лозаннский договор, Турция и Армения", в котором собраны документы против американо-турецкого Лозаннского договора (6 августа 1923 г.).



Венцом деятельности В. Кардашяна стало заседание Сената 18 января 1927 года, где обсуждался вышеупомянутый договор. На нем выступил и сам Кардашян. Один из самых богатых армян в мире, он умер в нищете, так как пожертвовал все средства на благо своего народа. В честь Ваана Кардашяна Армянский национальный комитет Америки учредил престижную премию. Друзья называли его "одиноким крестоносцем".



В созданный Кардашяном комитет входили 72 сенатора, такие крупные политики, как Джеймс Джерар и главный советник В. Вильсона, позже госсекретарь Чарльз Эванс Хьюз. На заседании Сената от 18 января 1927 года (где рассматривался Лозаннский мирный договор) в присутствии президента США Джона Калвина Кулиджа участвовали 48 сенаторов республиканцев, 46 демократов и один независимый.



Спикер Николас Лонгсворур напомнил о ратифицированном Конгрессом Севрском договоре и принятом В. Вильсоном Арбитражном решении. После чего начались прения, фрагменты из них приводятся.



Питер ГЕРРИ: "Первая мировая война унесла жизни миллионов людей, но в то же время разрушила многие империи, которые держали под пятой тирании многие народы. Сегодня я считаю позорным тот факт, что США рассматривают договор, который призван вновь поработить эти народы. С 1915 года христианское население Османской империи подверглось геноциду, и больше всего пострадали армяне, которые жили на своих исторических землях, что подтверждено в Арбитражном решении президента Вильсона. Сегодня армянский народ имеет возможность обрести свою независимую страну, и ее справедливые границы обозначены. Мы не имеем права лишать древнейший христианский народ его страны. Я выступаю против Лозаннского договора и призываю коллег поддержать меня".



Чарльз Эванс ХЬЮЗ: "Как госсекретарь США, я поддерживаю выступление сенатора Герри. Основополагающие документы относительно судьбы Османской империи США уже приняты, и мы не можем рассматривать всерьез Лозаннский договор. Честно скажу, этот договор носит характер монархический, колониальный, когда маленький народ становится лишь пешкой в игре метрополий. Более того, союзные державы не только предали интересы армянского и греческого народов, но и проигнорировали Севрский договор, проигнорировали решение народа США. Сегодня мы должны показать, что Америка построена на иных ценностях, - ценностях свободы и справедливости".



Джозеф ГРЮ: "Мне стыдно, что моя страна, которая вела войну за независимость, за свободу совести, сегодня молчит. Почему мы не поставили ультиматум Франции и Великобритании? Почему мы не оказали должную поддержку армянам, когда они в ней нуждались? Турция договорилась с Россией о разделе армянских земель. Почему мы молчали, почему молчим сейчас? Я призываю Сенат США подтвердить Севрский договор и направить официальную позицию США - Франции и Англии и не признавать новую власть в России и Турции".



Герберт ГУВЕР (министр торговли): "Я, как и весь американский народ, скорблю вместе с армянским народом, который подвергся страшной трагедии. Но Лозаннский договор подписан странами-победительницами, и мы должны это сделать. Сегодня Америка находится в тисках кризиса, и торговля с Турцией является важной для нашей экономики. Не подписав Лозаннский договор, мы не сможем воспользоваться всеми преимуществами этой торговли".



Аллен ДАЛЛЕС (президент отдела Ближнего Востока в США): "Ратификация договора важна не только для защиты нашей торговли, но и для защиты наших школ и других благотворительных миссий на Ближнем Востоке. Турция также имеет важное стратегическое положение, через ее проливы пропускают наши корабли, что очень важно не только для экономики, но и для присутствия США в регионе".



Самюэль ШУТРИДЖ: "Мне стало стыдно за выступления Гувера и Даллеса. Стыдно, что такие люди называют себя американцами и занимают столь важные должности. Сейчас США стоят перед выбором: "Цена жизни целых народов и их свободы или цена торговли и экономической выгоды". Если сегодня будет сделан выбор в пользу торговли и экономики, я откажусь от своего гражданства и навсегда покину Америку. Мои предки воевали за другую Америку, я служил другой Америке, не Америке таких личностей, как Гувер и Даллес".



Ли ОВЕРМАН: "Севрский договор не может подлежать сомнению здесь, в стенах, где зародилось мое государство. Я категорически против, чтобы в этих стенах обсуждались позорные договоры, попирающие права армянского народа. США признали Армению в границах от договоров 1920 года, и я до конца буду биться за то, чтобы это решение было реализовано".



После трехчасового обсуждения спикер Н. Лонгсворур перешел к голосованию. Результаты вызвали победное скандирование в зале. 90 голосов - против и 6 - за. Таким образом, Сенат отклонил Лозаннский договор и подтвердил юридическую силу Севрского договора и Арбитражного решения В. Вильсона. Большая печать США осталась на важнейшем для армянского народа документе, и в этом смысле ничего после 1927 года не изменилось.




Севру 100 лет и 1 день



Насчет того, что ничего не изменилось, я все же чересчур оптимистичен. Той Америки 1927 года, где еще читали М. Твена и О'Генри, сегодня нет. Эпидемия цинизма и эгоизма при практической беспомощности Церкви почти везде завоевывает все больше душ простых смертных, не говоря уже об элите.



ЭТО КРАЙНЕ ОСТРО И ТРЕВОЖНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ и в нашей с вами "невильсоновской Армении". А "вильсоновская" так и осталась под замком, и человечество никак не хочет вспомнить про золотой ключик, выкованный в Севре.



Тем не менее вполне возможно, что турки в последний момент отскочили от армяно-турецких протоколов еще и потому, что США не отменяли Арбитражного решения Вильсона. Россия в очередной раз заигрывает с Турцией. Не иначе как на знаменах вместо "мировой революции" теперь значится совместная борьба против глобализма и однополюсного мира. Эрдоган, потомок выходца из батумского захолустья (село Багат), лаз по национальности, продолжает рыскать глазами по сторонам, чтобы повыгоднее пристроить себя и антицивилизацию под названием "Турция". При этом мания величия в нем нарастает. Это и хорошо, и плохо.



Оставим их и оборотимся лучше на себя, уясним, что мы все вместе сделали за последние два с лишним года для укрепления страны, повышения ее безопасности, развития экономики. И до этого многое было далеко не идеальным. Но сегодняшние реалии крайне тревожны. Поэтому сегодня нам не до Севра. Только вот с таким "начальством" мы вполне можем хронологически оказаться на политических подступах к Севру - в середине ноября 1920 года.



То, что можно было простить создаваемой объективно на пустом месте, без серьезной политической и вообще полноценной национальной элиты Первой Республике, сегодняшним поколениям Третьей Республики ни за что не простится.



Мы должны окончательно научиться стоять за самих себя и приучить к этому других. Чтобы никто вместо нас и за нас не подписывал хорошие или плохие договоры или конвенции.



...Армения помнит все касающиеся ее договоры первой четверти XX века: Брест-Литовский, Севрский, Александропольский, Московский, Карсский и Лозаннский. Существует прекраснодушное изречение: преступление не порождает права. Еще как порождает! Однако, может быть, все-таки придет время для разблокирования неосуществленного, но и неотмененного Севрского договора.



Но для этого кроме определенного стечения обстоятельств нужны прежде всего сильная Армения, сплоченное общество, профессиональная власть, а не самовлюбленные пустозвоны, "покорители" виртуальных "демократических" вершин, объявившие войну национальному языку, литературе, Церкви, истории.



Вот с кем во главе мы (на радость кое-кому) подошли к 100-летию Севра. Пора очнуться и самим, не мешкая, позаботиться о перспективе на будущее. Других оно особо не волнует. Они вполне обойдутся и без нас.



Александр Товмасян, "Голос Армении"