Кризис удобен для проведения «нужных реформ» - «Политика»

Рынок ценных бумаг вновь оказался в зоне внимания депутатов Национального собрания Армении. Так, если несколько месяцев назад были приняты законодательные поправки в Налоговый кодекс, нацеленные, по словам соавтора законопроекта, депутата парламентской фракции «Мой шаг» Артака Манукяна, на активизацию рынка ценных бумаг и финансирование местной экономики с использованием возможностей фондовых бирж, то сейчас уже речь пошла о снижении транзакционных потерь при приобретении ценных бумаг.

Кризис удобен для проведения «нужных реформ» - «Политика»


На днях в ходе внеочередного заседания парламента во втором и окончательном чтении были приняты поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Автором инициативы вновь выступил «мойшаговец» Артак Манукян, аргументируя тем, что на сегодня при приобретении номинированных в валюте ценных бумаг (в частности, государственных и корпоративных облигаций) инвесторы не имеют возможности получать дивиденды с процентных выплат в валюте.



Это очень несправедливо, возмущался он, указывав на то, что подобная возможность у банковских вкладчиков есть, а у вкладчиков в ценные бумаги - нет. Именно поэтому и было предложено внести законодательные изменения, позволяющие держателям ценных бумаг получать дивиденды в валюте. По словам депутата, банковские вклады являются формой получения пассивного дохода, в то время как инвестиции в ценные бумаги являются хорошей возможностью для сделок по получению прибыли. В этом смысле, продолжил он, принятие законодательных изменений позволит сократить для инвесторов транзакционные издержки.




Премьер уверяет в одном, правящий блок делает другое



И все бы хорошо, если не учесть того, что Армения уже давно взяла курс на дедолларизацию экономики.



ТОТ ЖЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР НИКОЛ ПАШИНЯН неоднократно говорил о важности этого процесса, постоянно напоминая нам о том, что средства от продажи своего автомобиля Hyundai он хранит в банке в отечественной валюте. Более того, именно сокращение уровня дедолларизации премьер указал в качестве одного из достижений «Новой Армении» в ходе своей последней онлайн пресс-конференции.



А теперь вопрос: насколько принятие парламентом изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» способствует сокращение уровня дедолларизации? Скорее, эти поправки способствуют росту этого процесса. К слову, зампредседателя Центробанка Нерсес Ерицян попытался обратить внимание на эту, скажем так, нестыковку. Он вновь указал на важность процесса дедолларизации экономики страны, отметив, что, исходя из этого, следует осторожно относиться к действиям, которые могут ослабить усилия регулятора в этом направлении. «Чем больше рынок будет ориентирован на национальную валюту, тем меньше будет зависимость от внешних шоков», - констатировал зампред ЦБ.



Несмотря, однако, на предостережения Центробанка, поправки, как было сказано выше, были приняты НС. Кстати, за несколько месяцев до этого законодательную инициативу того же Артака Манукяна по поводу налоговых льгот участникам рынка ценных бумаг подвергло критике уже другое ведомство – Минфин. Речь шла о том, чтобы не облагать подоходным налогом дивиденды, получаемые бенефициарами с ценных бумаг, плюс освободить от выплат НДС биржевых брокеров.



Предложенные в то время изменения в Налоговый кодекс вызвали возмущение замминистра финансов Армана Погосяна, прямо заявившего, что депутаты предлагают пойти по легкому, но бесперспективному пути. Он напомнил, что 20 лет указанная деятельность не облагалась налогами, но нынешнее состояние рынка красочно демонстрирует, что подобные льготы не дали никаких результатов. Более того, реформа может привести к определенным финансовым авантюрам. «К примеру, собственники могут пойти на сокращение зарплат, а сокращенную часть выдавать сотрудникам в виде дивидендов, тем самым уклоняясь от полноценной выплаты налогов», - предостерег г-н Погосян.



Позицию Минфина депутаты проигнорировали, приняв законодательные изменения о налоговых льготах участникам рынка ценных бумаг. И это несмотря на то, что тот же замминистра финансов проинформировал о разработке Центробанком и Минфином концептуальной программы развития рынка ценных бумаг, подразумевающей реализацию 15 мероприятий.




Оправдаться можно коронавирусом



На днях мы связались с Минфином, чтобы узнать, на какой стадии находится разработка этой программы. Выяснилось, что финансовое ведомство было вовлечено в процесс только по линии реформ в налоговом законодательстве. Но было решено не включать этот пункт в программу. По остальным направлениям работы ведет Минэкономики, где нам отметили, что разработка документа находится в процессе.



ВОПРОС В ТОМ, ЧТО СОГЛАСНО ПРОШЛОГОДНЕМУ ДОКЛАДУ Всемирного банка «Doing business – 2020», Армения заняла 47 место из 190 стран, опустившись в рейтинге на шесть позиций в сравнении с предыдущим докладом. Снижение показателей Армении было обусловлено в основном изменением методологии расчета ВБ по части защиты интересов мелких акционеров. Если раньше в этой части за основу брали лишь правовые регулировки, то в последнем докладе учитывали также число частных акционеров, присутствующих на фондовом рынке. Согласно новой методике, как объяснил в то время министр экономики Тигран Хачатрян, в случае, если в стране нет как минимум десяти компаний, прошедших процедуру листинга на фондовой бирже, то показатели по части этого компонента обнуляются, вне зависимости от того, что правовые регулировки находятся на достаточном уровне с точки зрения закона.



Слушая пояснения главы Минэкономики, премьер-министр Никол Пашинян сказал на это, что вопрос фондовых рынков является одним из важных вопросов в повестке дня правительства. Подобную цитату мы, скорее всего, услышим и в этом году, когда ВБ опубликует свой очередной доклад. Ведь причина, по которой позиция Армении снизилась на несколько пунктов, осталась прежней.



Конечно, правительство все спишет на коронавирус, мол, не до фондового рынка нам было. Но это будет лишь оправданием бездействия, поскольку тот же премьер в конце марта этого года отметил, что кризис является очень удобным периодом для проведения таких институциональных реформ, которые ранее были невозможны по объективным или субъективным причинам. Правда, до сих пор он применил это подход исключительно к конституционным реформам, а по всем остальным направлениям – от земельной реформы до рынка капитала – отсутствие каких-либо видимых действий.



Эдита Караханян, "Голос Армении"