У коррупционеров начнут массово отбирать недвижимость в Британии - «Новости дня»

У коррупционеров начнут массово отбирать недвижимость в Британии - «Новости дня»

Лондонский суд создал прецедент, который может ускорить решение по российским гражданам



Принятое Лондонским судом решение по имуществу Замиры Гаджиевой, жены бывшего главы Международного банка Азербайджана (МБА), создает важный прецедент: теперь могут ускориться дела и по российским высокопоставленным чиновникам, которых могут лишить недвижимости, купленной в столице Великобритании на средства, происхождение которых они объяснить не в состоянии.



Гаджиева была первой жительницей Великобритании, в отношении которой в феврале 2018 года был применен новый правовой механизм «Ордер на богатство неустановленного происхождения» (ОБНП). От женщины потребовали объяснить, откуда у нее и ее мужа появились средства на покупку дома в престижном лондонском районе Найтсбридж стоимостью 11,5 млн фунтов стерлингов (15 млн долл.), а также поместья с гольф-клубом стоимостью 13,5 млн долл. в графстве Беркшир рядом с городком Аскот, где ежегодно проходят знаменитые скачки. В документах следствия также указывается, что за последние 10 лет Гаджиева купила в фешенебельном лондонском универмаге Harrods предметов роскоши на 21 млн долл.



Муж Замиры Гаджиевой – Джахангир – был главой МБА с 2001 по 2015 год. В 2016 году он был осужден бакинским судом за растрату и мошенничество на 15 лет лишения свободы (в сентябре прошлого года приговор был увеличен до 16,5 года). Следствие установило, что в результате незаконных финансовых операций, получения необеспеченных векселей и выдачи необеспеченных кредитов Гаджиев и его сообщники нанесли банку ущерб в размере 2,8 млрд долл.



Замира Гаджиева стала первой иностранкой, кому еще в 2018 году был выписан ОБНП. Она жила в Лондоне на очень широкую ногу, хотя и не имела легального дохода, что и привлекло к ней внимание Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании (NCA).



Теперь, если в течение семи дней Гаджиева не объяснит происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости, NCA попросит суд конфисковать имущество, а потом продаст его. Вырученные деньги пойдут в казну Великобритании. Если же Гаджиева докажет законный источник средств, у NCA есть 60 дней на изучение ее счетов, после чего следователи решат, принимать и закрывать дело или отклонять и добиваться конфискации. Подчеркивается, что сама Гаджиева останется на свободе, а дело носит не уголовный, а гражданский характер.



Эксперты считают, что этот прецедент может ускорить прохождение следующих дел. Уже в мае 2019 года британские СМИ сообщили, что арестовано имущество еще одного человека, имя которого не сообщалось. С санкции Высокого суда Лондона следователи арестовали элитное жилье на сумму более 100 млн долл., и теперь его владельцу придется доказывать, что квартиры и дома в фешенебельных районах Лондона нажиты добросовестно, – или лишиться их.



NCA на сегодняшний день рассмотрело около 140 дел о богатстве непонятного происхождения, говорится в официальном сообщении ведомства. «Мы получаем информацию отовсюду, от других правоохранительных органов, из-за границы и от представителей неправительственного сектора, таких как Transparency International, и внимательно изучаем ее», – сообщил ранее Би-би-си директор NCA по экономической и киберпреступности Дональд Тун. «У нас много дел, и если говорить о ближайших шести-восьми делах, тут объектами нашего внимания выступают люди из Африки, Южной Азии, бывшего СССР и России», – сказал он, не назвав имен.



Британский офис Transparency International обращался к властям Великобритании с просьбой проверить недвижимость, которой владеют иностранцы. Помимо недвижимости, которой владеют высокопоставленные чиновники из СНГ, глава парламента Нигерии и бывший премьер-министр Пакистана, организация обращала также внимание на недвижимость бывшего вице-премьера, а теперь главы госбанка ВЭБ Игоря Шувалова в престижном районе Лондона, которую, по оценке Фонда борьбы с коррупцией, Шувалов купил за 11,4 млн фунтов стерлингов.



Согласно документам, полученным международной организацией журналистов-расследователей OCCRP, за три года из России было выведено не менее 20 млрд долл., однако реальная сумма может составлять 80 млрд долл. Журналисты полагают, что в коррупционную схему под кодовым названием «Глобальная прачечная» было вовлечено около 500 человек, в том числе олигархи, банкиры и лица со связями в ФСБ.



Замгендиректора Transparency International в России Илья Шуманов сказал «НГ», что точную цифру кандидатов на изъятие имущества сейчас не может назвать никто, потому что в Великобритании насчитывается до десятка организаций, надзорных органов, которые могут инициировать процесс, – в том числе, например, таможенное агентство.



«Проверяется имущество выходцев из Африки, Юго-Восточной Азии, СНГ, и россияне, конечно, в приоритете. Под ревизию попадают две категории – это публичные должностные лица (чиновники, депутаты, директора государственных банков и предприятий), а также лица, по которым есть основание подозревать незаконность приобретения активов», – говорит Шуманов. По его словам, под вторую категорию могут попасть не только беглые банкиры, но, например, всевозможные бывшие должностные лица, скопившие средства еще в 90-е. «Никто тогда особенно не задумывался о документарном подтверждении источников средств, люди не могли себе представить, что будет такая сплошная ревизия», – говорит Шуманов. По его мнению, история с Гаджиевой ускорит начало других процессов. «Для следователей было очень важно пройти не только через суд, но и апелляцию, теперь все судебные инстанции подтвердили их правоту. Теперь процессы пойдут быстрее, что поможет пополнить британскую казну накануне финансовых потерь, связанных с брекзитом», – говорит эксперт.



«Скорость рассмотрения прецедентного дела Гаджиевой вполне обычна для британского правосудия, особенно с учетом того, что вся страна была отвлечена на брекзит, – сказала «НГ» специалист по международному праву Мария Ярмуш. – Теперь процесс может ускориться, и я не исключаю, что в ближайшее время мы услышим о новых подобных делах в Лондонском суде. Вместе с тем надо отметить, что до сих пор, кроме Гаджиевой, не выдано ни одного ордера ни одному иностранцу, включая россиян».



К информации о почти полутора сотнях готовых дел и массовом изъятии недвижимости у иностранцев эксперт относится довольно скептически. «Великобритания, конечно, демонстрирует полную свою приверженность борьбе с отмыванием средств, но предпринимать какие-то резкие шаги, которые отвратят состоятельных иностранных инвесторов от этой страны, – маловероятно», – говорит Ярмуш. Она обращает внимание, что в случае с Гаджиевой у суда были на руках документы, в которых правительство Азербайджана требовало ее выдачи по решению национального суда. «Выдать ее не выдали, но именно эти документы сыграли решающую роль в принятии решения по имуществу. И по другим иностранцам английский суд будет принимать решение при наличии открытых уголовных дел против этих людей на родине, а насколько мне известно, таких дел против россиян сейчас нет», – говорит Ярмуш.