Судебный гротеск - «Политика»

Сегодняшнее заседание суда по делу 1 марта можно считать состоявшимся. Но главной темой продлившегося более часа обсуждения участников судопроизводства стали противоэпидемические меры, установленные комендатурой в условиях режима чрезвычайного положения.

Судебный гротеск - «Политика»


НАПОМНИМ, ЧТО АДВОКАТ ЮРИЯ ХАЧАТУРОВА МИГРАН ПОГОСЯН на прошлом заседании проинформировал суд, что контактировал с инфицированным, и не исключил своего заражения. Заседание было отложено на неделю. На сегодняшнем заседании адвокат сообщил, что у него нет выраженных симптомов «короны», а результат теста отрицательный. Однако в медцентре ему сообщили, что тест он сдал рано, посему необходимо повторить, что он и намерен сделать в ближайшее время. А так как ему не хотелось бы невольно подвергать риску участников судопроизводства, то правильнее сегодняшнее заседание опять-таки отложить.



Судья обратилась к сторонам, и мнения по этому вопросу, как, впрочем, и по всем остальным, разделились. Сторона защиты сосредоточилась на том, что суду необходимо обеспечить выполнение требований коменданта, которые в зале абсолютно не соблюдаются. Так, Айк Алумян заявил, что если суд в состоянии сейчас обеспечить социальную дистанцию и прочие требования коменданта, то он не видит проблем в проведении заседании. Но пока этого нет, процесс противоречит ежедневным заявлениям правительства - начиная с призывов из полицейских машин и заканчивая увещеваниями премьер-министра, министра здравоохранения, коменданта и пр.



Алумян также напомнил Анне Данибекян, что дистанция между людьми (и участники заседаний не исключение) должна составлять 1.5 – 2 метра, то есть каждому следует отвести примерно 9 квадратных метров. Сейчас в зале суда 24 человека и в соответствии с этими нормами для проведения заседания необходимо помещение площадью около 200 кв метров. «Если этого нет, значит, налицо игнорирование требований комендатуры, - отметил А. Алумян. - Не исключено, что они ошибаются, а суд прав. Но в таком случае суд должен обязательно указать на это. И пусть определятся, кто прав – комендант или Анна Данибекян?»



Судья поинтересовалась, не помешает ли такая дистанция обсуждению вопросов с подзащитным. Адвокат ответил, что при необходимости защитники могут попросить короткий перерыв.



Арам Вардеванян, в свою очередь, отметил, что вопрос касается здоровья всех присутствующих, в том числе суда, и опасность заражения в сегодняшних условиях невозможно игнорировать. Он обратил внимание на отсутствие в зале окон для проветривания и поинтересовался, как часто проводится дезинфекция зала. Адвокат Ованес Худоян напомнил, что на прошлом заседании поднял этот вопрос, добавив, что дело не в том, что «кто-то боится или не боится». Просто болезнь одного участника вынужденно останавливает на некоторое время весь процесс. «Наше ходатайство сводится к тому, чтобы обеспечить условия для непрерывности судопроизводства», - отметил он.



Эрик Алексанян и Карен Межлумян согласились с коллегами. Последний добавил, что сам недавно перенес эту болезнь.



Однако обвинение принялось возражать. Прокурор Геворг Багдасарян в целом согласился с необходимостью соблюдать социальную дистанцию, но при этом раздраженно заявил, что расценивает ходатайство защиты как очередную попытку затянуть процесс. И предложил, несмотря ни на что, продолжить заседание. Прокурор Петрос Петросян согласился с ним.



Представитель потерпевшей стороны Тигран Егорян также в целом признал ходатайство защиты обоснованным и отметил наличие угрозы особенно для присутствующих в зале правопреемников потерпевших пожилого возраста. Он заявил, что предоставляет суду найти возможности для продолжения процесса.



Свое мнение по данному вопросу высказал и Роберт Кочарян, который предложил продезинфицировать помещение, объявив получасовой перерыв. Судья отметила, что это технически невозможно. «В таком случае считаю это неуважением», - констатировал экс-президент.



БОЛЕЕ, ЧЕМ ЧАСОВАЯ ДИСКУССИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ ТЕМ, что судья объявила перерыв для выяснения технических возможностей проведения заседания с обеспечением социальной дистанции. После перерыва было объявлено, что таковой возможности нет, и заседание переносится, как обычно, на неделю.



Сегодняшнее судебное заседание явилось поистине гротескным отражением царящих в стране реалий. С одной стороны, вот уже четвертый месяц в Армении объявлена эпидемия, гражданам по сто раз в день твердят о необходимости соблюдать социальную дистанцию, носить маски и придерживаться других мер предосторожности, напоминая об ощутимых штрафах за несоблюдение установленных требований.



С другой стороны, в это же самое время проходит судебный процесс, привлекающий всеобщее внимание, на котором судья ведет себя, словно никогда не слышала о требованиях Минздрава и комендатуры, а прокуроры умудряются обвинять адвокатов, обращающих внимание на серьезный риск заражения коронавирусом, в попытках затянуть судебное слушание.



Ну, а общество становится очевидцем одного из манипулятивных приемов, применяемых с целью обвинить именно защиту в стремлении затянуть судебный процесс. Даже в том случае, когда речь идет о безопасности всех участников судопроизводства, включая судью и самих обвинителей.



Следующее заседание назначено на 7 июля, когда и станет ясно, какой будет найден выход из сложившейся ситуации.



Лана Мшецян, "Голос Армении"