Забудьте про «поправку Терешковой», или Почему новым президентом России может стать чекист, и весьма скоро - «Политика»

Забудьте про «поправку Терешковой», или Почему новым президентом России может стать чекист, и весьма скоро - «Политика»

Вот она — спецслужбистская закваска: прошло уже четыре с половиной месяца после поистине эпохального послания президента Федеральному собранию, а экспертное сообщество до сих пор не может разгадать, что же задумал Владимир Путин. Бьется-бьется экспертное сообщество, а все напрасно: не поддается президентская спецоперация умопостижению. Впрочем, винить многомудрых экспертов не стоит: заверчено действительно было на славу.

Поначалу вроде бы была определенная ясность: президент запустил трансфер власти. Смущала, правда, «слепая поправка» о Госсовете, но картинка хотя бы как-то — с дырами и прорехами, но складывалась. Однако после категоричного заявления Путина, что он по истечению срока президентских полномочий не встанет во главе сего достопочтенного органа, все построения политологов и аналитиков развалились как карточный домик. Внесенная же «поправка Терешковой» об обнулении президентских сроков и вовсе все запутала, ибо она только на первый взгляд вносила понимание в ситуацию: будто именно ради нее вся эта канитель с реформированием Основного закона и затевалась, — поскольку при более детальном анализе становилось очевидно, что она адресовывалась в большей степени заокеанским партнерам и российским элитам, принявшимся уж больно рьяно делить шкуру неубитого медведя.


Тем не менее на сегодняшний день точка зрения, согласно которой именно «поправка Терешковой» суть центральное место конституционной недореформы, является основной и главенствующей, несмотря на весь тот комплекс противоречий, которые она собой актуализирует. В частности, «поправка Терешковой» как бы «обнуляет» поправку о Госсовете, будоражащую (и не зря!) умы политологов своей неопределенностью и вообще необходимостью, точнее, не-: Госсовет и так есть, зачем его в Конституцию-то запихивать? Более того: она делает бессмысленными поправки, касающиеся расширения президентских полномочий, поскольку де-факто они и так наличествует у Владимира Путина и ни в каком подтверждении, даже закрепленном в Конституции, не нуждаются. Что свидетельствует о том, что Путин готовит эти изменения не для себя, но для своего преемника. Но вот незадача: во-первых, таковой отсутствует, а, во-вторых, зачем тогда обнулять президентские сроки?


Как ни усердствуй, а ключик в замочную скважину не вставляется. Следовательно, не в обнулении дело.

Но если «поправка Терешковой» очередная ширма, тогда что скрыто за ней?

А то, что и было изначально: «слепая поправка» о Госсовете.

А это значит, что президент ни на какой дополнительный срок не собирается, а вся спешка вызвана ухудшением его здоровья. Картина видится следующей: де-юре президентом остается Путин, но де-факто правит Госсовет, не будем забывать, что его полномочия практически дублируют президентские. Вот и вся история.

Однако ж насколько она соответствует реальности?

«Приходил такой инсайд по поводу того, что Владимир Владимирович болен. Именно поэтому резко и стартовала операция „Наследник“. Об этом можно говорить, хотя бы судя по тому, что происходит в Москве. Мы видим, что определенные силы идут ва-банк: вот бывший глава Чувашии подал иск против президента, в котором оспорил его решение касательно снятия его с должности. Все говорит в пользу данного варианта, хотя я и не могу утверждать этого на сто процентов: с личным доктором Путина не общаюсь. Но слишком много подтверждений тому, что начался процесс, у которого обратного хода нет. К тому же этот инсайд о болезни Путина — я считаю, что он верный», — рассказал руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой.

Только вот вопрос в чем: насколько такой сценарий с Госсоветом жизнеспособен? Вот если бы с экономикой все было бы нормально, тогда, наверное, и прокатило бы. У нас, в России, народ спокойный, терпеливый, к власти лояльный чрезмерно — никаких буч по этому поводу не было бы, это очевидно. Ну да, кто-то бы, конечно, возмущался, пытаясь разжечь протест, но в ледяной пустыне из одной хворостинки костер не разожжешь, пожар не раздуешь.

Но в том-то и проблема, что с экономикой у нас не все в порядке. Точнее, полный развал и раздрай у нас с экономикой. А после того, как цены на нефть рухнули, да на фоне посткоронавирусного кризиса — дело стало совсем плохо, как говорится, труба. И будем честными: никакие программы восстановления не помогут, потому что элементарно нет средств, нет резервов, нет платформы, на которой можно было бы что-то регенерировать и реанимировать, так как за 20 лет «путинского режима» у нас умудрились пустить под откос абсолютно все, превратив страну в бензоколонку, а в век технологий — об этом, кстати, даже сам президент вещал — без наличия собственных — на такой стране, точнее, режиме, можно ставить крест.


Но это дело, понятно, не одного дня. Первое, с чем придется столкнуться россиянам — это стремительное — после принятия поправок в Конституцию, поскольку тогда уже можно не выдерживать позу, изображая заботу и боль за народ — ухудшение уровня жизни. Говоря проще — с нищетой. Что, разумеется, скажется на росте антивластных настроений и вообще протестной активности, а это со стороны власти обернется усилением репрессивной политики.

Очевидно, что без путинского авторитета (на нем, смею вас уверить, власть не слишком шибко и бойко, но все же могла бы дотянуть и до 2036 года) новоиспеченному коллективному правителю в лице Госсовета без силовой поддержки с ситуацией не совладать. То есть, по сути, власть Госсовета будет держаться исключительно на силовиках, что таит в себе риск получения последними полного контроля над государством. На что, собственно, указывает политолог Аббас Галлямов в качестве приводя историю с индонезийским правителем Сукарно, который начинал как демократ, но впоследствии пришел к автократии с концепцией «управляемой демократии» (ничего не напоминает?). Суркано сделал ставку на силовиков, но от ареста и свержения его не спасло даже «пожизненное президентство». «Сделав эксклюзивную ставку на силовой ресурс, ты становишься его заложником. Даже самый тупой генерал быстро поймет, что именно он является опорой твоей власти. Что других рычагов ее сохранения у тебя нет», — резюмирует политолог.


В России эта новелла могла бы длиться долго, если бы во главе страны оставался Владимир Владимирович, но, когда вместо него править станет довольно-таки безликий Госсовет — все произойдет очень быстро. По сути, за считанные месяцы. И как-то переломить ситуацию будет невозможно, поскольку у государства просто не будет ресурсов, которые они могли бы задействовать, чтобы как-то снизить накал народного недовольства. Точнее, у Госсовета будет один ресурс, к которому он неизбежно прибегнет: силовики. И, как следствие, это приведет к тому, что сам Госсовет превратится — и это в лучшем случае! — в номинальный орган, не спасет и Конституция, которую уже сейчас никто из власть имеющих не ставит ни во что.

А новым президентом, понятно, станет наиболее активный и амбициозный силовик, ну или по-старому — чекист, которому не останется ничего другого, как нашу «имитационную демократию», говоря по-другому — замаскированный, правда, уже не очень сильно — авторитаризм, превратить в обычную диктатуру. Чем заканчиваются последние — это общеизвестно, но также известно, что одномоментно это не происходит. Что, в свою очередь, не сулит нашему и без того многострадальному народу ничего хорошего. По крайней мере, в ближайшей перспективе.