Венецианская комиссия не страдает склерозом - «Политика»

Легко допустить, что вопрос отмены референдума будет решен силами парламентского большинства, но как, скажите, силами этого большинства власть сможет решить вопрос отставки председателя Конституционного суда Грайра Товмасяна и еще 6 судей?

Венецианская комиссия не страдает склерозом - «Политика»

Нужны дополнения в закон «О референдуме»



РЕШЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА вступило в законную силу, это решение никто не отменил. В пункте 5 статьи 12 закона «О референдуме» черным по белому сказано, что назначенный, но не проведенный по причине чрезвычайного или военного положения референдум, проводится после завершения чрезвычайного или военного положения не раньше, чем через 50 и не позднее, чем через 65 дней. Президент республики назначает референдум в течение 3 дней после завершения военного или чрезвычайного положения. Иными словами, как только чрезвычайное положение завершится, президент обязан не только по закону, но и по Конституции в течение 3 дней огласить дату референдума.



Чрезвычайное положение не может длиться вечно, однако премьер-министр уже объявил, что в течение года референдум не состоится. Если власть не намерена и в этом случае пойти по пути грубейшего нарушения закона и Конституции, то из сказанного следует, что чрезвычайное положение продлится год. Не удивляйтесь, господа, от Пашиняна можно ожидать, любых сюрпризов. В любом случае, после отмены чрезвычайного положения президент обязан назначить дату референдума. Иными словами, если референдум назначен, то его следует провести. Действующее законодательство не дает возможность режиму отменить референдум.



Пашинян ни в июне, ни в последующие месяцы не может провести референдум, ибо очевидно, что 650 тыс. голосов в поддержку проекта об изгнании председателя КС Грайра Товмасяна и 6 судей власть не соберет. Проблему отмены можно решить только посредством внесения соответствующих дополнений в закон «О референдуме». Не так давно мы опубликовали шутливое обращение бывшего омбудсмена Республики Арцах Рубена Меликяна к президенту Армену Саркисяну с предложением не назначать референдум в течение 3 дней после отмены чрезвычайного положения. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что этот сценарий отмены референдума на полном серьезе обсуждался депутатами от фракции «Мой шаг»! Господа исходили из того, что, если в течение 3 дней после отмены чрезвычайного положения президент не объявит новую дату, то референдум не состоится. Дешево и сердито!



ЕСЛИ ВЛАСТЬ ВСЕ ЖЕ РЕШИТ ПОЙТИ ПО ПУТИ ЗАКОННОСТИ, то дополнения в закон «О референдуме» будут оговаривать возможность отмены референдума на тот случай, если за период чрезвычайного или военного положения необходимость в его проведении отпала. Не исключено, что будет озвучен и проект, предусматривающий отмену референдума в том случае, когда политическая сила, которая инициировала его проведение, после отмены чрезвычайного или военного положения откажется от своего намерения. Иными словами, парламентское большинство может проголосовать за отмену своего решения о проведении референдума и закрыть вопрос. Таким образом, исчезнет только юридическое основание для проведения референдума, и президент не будет обязан назначить дату нового референдума в течение 3 дней после отмены чрезвычайного положения. Остается вопрос председателя КС и 6 судей. Как Пашинян избавится от них в обход референдума?




Овакимян посчитал бриллианты…



Министр юстиции Рустам Бадасян обратился в Венецианскую комиссию, а оппозиция напомнила о том, что проект, который был вынесен на референдум, власть так и не послала на экспертизу этой комиссии.



ЕВРОПЕЙСКИЕ ЭКСПЕРТЫ БЫЛИ КРАЙНЕ УДИВЛЕНЫ, а депутаты от фракции «Мой шаг» предприняли крестовый поход на эту структуру и докатились до прямых обвинений в адрес ее председателя. Джанни Букиккио причислили к коррумпированным чиновникам.



Друг и соратник Никола Ваагн Овакимян заявил буквально следующее: «Напомню, что Джанни Букиккио в 2009 г. получил от Сержа Саргсяна очень дорогой подарок. Очень дорогой. Этот специальный орден, который ему дали, по разным оценкам, стоит дорого, бриллианты на нем очень дорогие. Хочу сказать, что он - та личность, которая получила от бывших властей очень интересные подарки. Это следует зафиксировать и идти вперед. Он руководитель совещательного органа, мы принимаем его слова к сведению, но для нас главным является развитие нашего государства и соблюдение нашей Конституции». Это и другие подобные высказывания явно дошли до Венецианской комиссии. На нападки депутатов от фракции «Мой шаг» из влиятельной европейской структуры никто не ответил, но Венецианская комиссия явно не страдает склерозом…




Нет единого подхода…



Некоторые представители фракции «Мой шаг» уже объявили в СМИ, что в условиях парламентской модели правления не может возникнуть ситуация, которую нельзя было бы разрешить усилиями парламентского большинства. Господа со ссылкой на пункт 1 статьи 88 Основного закона, который гласит, что «Национальное Собрание является представительским органом народа», утверждают, что в состоянии решить вопрос председателя и 6 судей силами парламента и от имени народа.



РЕЧЬ, В ЧАСТНОСТИ, О НОВЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОНСТИТУЦИИ, разработкой которых занята профессиональная комиссия. Уже говорится о том, что изменения будет предусматривать отказ от КС и замену этого судебного органа Верховным судом.



Адвокат Тигран Атанесян по этому поводу заявил, что вопрос может быть решен только посредством принятия новой Конституции, посредством проекта изменений вопрос решить нельзя. Идею ликвидации КС и замены его Верховным судом юрист назвал «любительским подходом», отметив нецелесообразность создания монстр-структуры, которая объединит Кассационный и Конституционный суды, имея все шансы превратиться в перспективе в центр решения спорных вопросов при помощи коррупции…



Член профессиональной комиссии Анаит Манасян на днях сообщила, что по поводу создания Верховного суда в комиссии пока нет единого подхода. Нет и окончательного проекта, предусматривающего, что в КС должны остаться только судьи с 12-летним стажем, а Товмасян из председателя должен превратиться в рядового судью КС, одним словом, обсуждать по большому счету пока нечего. КС продолжает работать, только за 2020 г. правительство направило в эту инстанцию более 6 десятков документов. Так выглядит на практике признание легитимности высшего судебного органа, все разговоры о кризисе в данном контексте неуместны. Как заявил по этому поводу лидер партии «Одна Армения» Артур Казинян, в КС только один кризис, это - Ваге Григорян. В ходе пресс-конференции в Капане Пашинян солгал, дескать, он не знал о том, что этот судья игнорирует свои профессиональные обязанности, но при этом регулярно получает зарплату. С тех прошло немало времени, почему судья продолжает служебный произвол? Недавно в СМИ появилась информация о том, что Григорян превратил своей служебный кабинет в КС в адвокатскую контору и принимает клиентов…



Марина Мкртчян, "Голос Армении"