Бремя пандемии и кризиса все должны нести эквивалентно - «Политика»

Кризисные явления в Грузии преодолеваются несравнимо успешнее, чем в Армении, однако при этом банковская система соседней страны вступает в «красную зону», и год может завершить с убытком. Обратная ситуация в Армении, где коронавирусная инфекция COVID-19, кажется, только набирает обороты, но комбанки чувствуют себя значительно лучше, если не сказать, процветают. И это парадокс…

Бремя пандемии и кризиса все должны нести эквивалентно - «Политика»


МОЖЕТ БЫТЬ, ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО Пашиняна решило провести значительную часть своих антикризисных программ через комбанки, которые, само собой разумеется, на этом зарабатывают. То есть прямой финансовой поддержки банков от государства не было, но, безусловно, было содействие косвенное.



Так или иначе, но получается, что в Армении, в отличие от Грузии, банки даже где-то выиграли в условиях общей беды, хотя, оказавшись между ужасной пандемической ситуацией и благополучием банков, выбор для всех вроде бы очевиден.



При этом понятно, что финансовый мегарегулятор страны, то есть Центральный банк РА, в свою очередь, всячески способствует тому, чтобы банки в условиях кризиса «не нагибались», исправно обслуживая экономику и население.



Что же получается? С одной стороны, правительство, плотно вовлекшее комбанки в государственные программы поддержки, как бы способствует их благополучию, а с другой – главный банк страны смягчает условия функционирования банковской системы, что опять же только на пользу финансово-кредитным учреждениям. Но не логичнее смотрелась бы картина, при которой банки в условиях нарастающей турбулентности поступились бы некоторой частью своего благоденствия в пользу своих клиентов?



Никто не говорит, что банки, в свою очередь, абсолютно ничего не делают для смягчения бремени своих клиентов, реструктурируя их кредитные обязательства, предоставляя кредитные каникулы и т.д. Но делают это они не для всех и явно не сильно в ущерб себе, ведь отпущенные в долг средства так или иначе в банк вернутся, пусть и с небольшим опозданием. Между тем, количество жалоб на банки почему-то только нарастает.



КОНЕЧНО, УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКО-ФИНАНСОВОЙ системы страны сама по себе чрезвычайно важна, ведь в тех же комбанках хранятся немалые сбережения населения и средства хозяйствующих субъектов, так что никто не хочет, чтобы повторилась ситуация 1990-х годов – с «лопнувшими» банками, обманутыми вкладчиками, бешеной инфляцией, стремительной девальвацией национальной валюты и в целом сильно турбулентной ситуацией на финансовом рынке. Но, как выразился недавно один из оппозиционных депутатов, мы все в беде и, соответственно, все должны нести на себе свою долю тягот. Чтобы не получилось так, что одна часть общества переносит немыслимые страдания, а кому-то сам черт не брат.



Да, Центробанк предоставляет комбанкам денежную ликвидность, снижает нормативы, продлевает сроки предоставления отчетностей и программ развития финансовых организаций, откладывает внедрение установленных Базелем-3 новых нормативов и т.д. Все это поддерживает финансовую систему в сбалансированном состоянии, что, повторимся, чрезвычайно важно. Но вот один такой вопрос…



…В условиях любого кризиса чрезвычайно важным становится вопрос доверия к банковской системе. В какой-то момент это доверие пошатнулось и, как признаются сами банкиры, да и сам премьер Пашинян, начался отток денежных средств из комбанков, то есть, попросту говоря, люди в турбулентной, полной неопределенностей ситуации стали, как бы от греха подальше, раньше времени закрывать свои депозиты и забирать сбережения, даже неся при этом финансовые потери. Спустя какое-то время Центробанк вбросил на рынок такое количество валюты, что начавшаяся девальвация драма не только прекратилась, но и переросла в свою противоположность – ревальвацию. Но валютные резервы страны не бесконечны. Вот почему, как уже несколько месяцев пишет «ГА», напрашивается и другая, принятая в международной практике мера, способствующая повышению доверия к банковской системе.



Речь о повышении порога гарантированной к компенсации суммы вкладов физических лиц в случае форс-мажорных ситуаций в каком-либо банке. Прежние суммы в размере 10 млн драмов в случае драмового вклада и эквивалентной 5 млн драмам (порядка $10 тысяч) в случае валютного вклада, подлежащие в случае чего компенсации, были установлены в незапамятные времена, и сегодня как раз тот момент, когда они нуждаются в повышении с целью усилить доверие вкладчиков к банковской системе.



МЕЖДУ ТЕМ МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА (ЦБ РА) почему-то не спешит выступить с соответствующей законодательной инициативой, хотя это и есть эффективная антикризисная мера, которая, правда, на сей раз явно в пользу потребителей финансовых услуг, но не самих банков, которые в этом случае должны будут увеличить свои отчисления в соответствующий гарантийный фонд.



С предложением внести изменения в Закон РА «О гарантировании компенсации банковских вкладов физических лиц» вынужден был на днях выступить депутат от «Процветающей Армении» Микаел Мелкумян. Его законопроект предполагает, в частности, гарантию возврата вклада в ставшем неплатежеспособном банке на сумму, эквивалентную (в случае валютного вклада) не нынешним 5 млн драмам, а 7 млн. Вполне разумное и своевременное предложение…



Но на этом фоне «главный финансист страны», то есть премьер Пашинян, в ходе своей недавней онлайн пресс-конференции, перечисляя 100 достижений своего кабинета, делает нелепое заявление о том, что удельный вес проблемных кредитов в банковской системе Армении снизился с 1% до 0,85%. И это при том, что в спокойные, докризисные времена, как официально заявлял как-то с парламентской трибуны председатель ЦБ РА Артур Джавадян, доля неработающих кредитов в Армении не превышает… 7,5%. Если Пашиняну кажется, что этим своим заявлением он укрепляет доверие к банковской системе, то он крупно ошибается, так как подобное жонглирование цифрами, напротив, порождает сильное недоверие. А шутки с финансовой системой чреваты…



Ашот Арамян, "Голос Армении"