Расплата за беспрецедент - «Политика»

Расплата за беспрецедент - «Политика»


Власти Армении и Казахстана обсуждают возможности урегулирования ситуации, возникшей в связи с импортом десятков тысяч автомобилей с армянскими номерами, которые приобрели и вывезли из страны граждане Казахстана.


.


ОБ ЭТОМ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС агентства "АРКА", сказал вице-премьер Армении Мгер Григорян по итогам межправительственного совета ЕАЭС, состоявшегося в пятницу в Алматы.



"По моим сведениям и по результатам переговоров с казахстанской стороной, эти люди получили отсрочку до 1 марта 2020 года. Казахстан настроен на конструктивное решение вопроса", - сказал Григорян. При этом он добавил, что, хотя речь идет о тысячах вывезенных из Армении автомобилей, проблема не настолько острая, насколько ее представляют. "Проблема заключается в том, что если льгота распространяется на одну страну, то она должна касаться только граждан этой страны. В противном случае это становится таможенным регламентом ЕАЭС. Мы продолжим обсуждение этой проблемы с Казахстаном. Эта проблема также является следствием отсутствия единой цифровой системы ЕАЭС, над чем мы работаем сейчас", - сказал Григорян.



НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: как разрешится данная проблема, к чему приведут армяно-казахстанские обсуждения, покажет время. По большому счету в этой истории к государственным органам (как Армении, так и Казахстана) особых претензий быть не может. Проводя «мутные» сделки по выгодной купле-продаже машин граждане Казахстана и граждане Армении, очевидно, должны были осознавать, что рискуют. Теперь, собственно, они страдают от того, что недооценили фактор риска. И в основном это касается граждан Казахстана. Так что если у них и есть претензии, то прежде всего они должны быть адресованы себе.



Для армянской же стороны, а именно армянского правительства, острота проблемы импорта-экспорта автомобилей далеко не только в том, что казахи отказываются решить у себя вопрос машин с армянскими номерами. На самом деле наша проблема в том, что прошлогодний автобум, который во многом опирался на беспрецедентный рост спроса на армянском авторынке благодаря казахстанцам, сегодня перешел в полный «автоштиль». Проблема в том, что нашему правительству теперь придется сталкиваться с очень болезненными последствиями именно этого штиля на автомобильном рынке.



Не секрет, что макроэкономические показатели, которыми гордится армянское правительство, оценивая прошлый год, в основном связаны именно с фантастическим ростом импорта машин. Напомним, в течение 2019-го года в страну было ввезено около 190 тысяч машин, что почти в 3 раза больше, чем в 2018-м. Это, естественно, активизировало экономическую жизнь страны. Тот же показатель экономической активности, зафиксированный на уровне 8%, оказался следствием именно беспрецедентной активности в сфере автомобильного импорта, экспорта, торговли. Да и мультипликативный эффект тут был не слабым – существенно оживилась сфера технического обслуживания и ремонта машин. Плюс, казна получила приличный приток средств от растаможки. Плюс, тысячи граждан страны, решившие подзаработать на перепродаже машин, обеспечили собственную занятость.



И ВОТ ТЕПЕРЬ, КОГДА СПРОС НА РЫНКЕ практически нулевой, а предложение по сути астрономическое, вчерашние позитивные тенденции трансформируются в сегодняшние негативные последствия. По сути, нет сегодня в армянской экономике ни одной сферы, которая могла бы стать альтернативой автоимпортной по всем указанным направлениям. Нет сферы, способной обеспечить такую же экономическую активность, такую же занятость населения, такой же приток в казну средств от растаможки.



Тяжкие последствия не сложно спрогнозировать и в банковской сфере. Известно, что тысячи граждан страны взяли потребительские кредиты для бизнес-операций по импорту и последующей перепродажи машин. Многим, конечно, удалось провернуть подобные сделки, но тысячам других не повезло. И уже не повезет, тем более, если учесть фактор обнуления казахстанского спроса. Да и спроса вообще. Какое давление окажет неспособность граждан возвращать кредиты, можно догадываться. Можно догадываться, в каком тяжелом социальном положении окажутся и те, кто не может вернуть банкам долги.



Так или иначе, очевидно: «отходить» от прошлогоднего автобума Армения будет очень болезненно. Как в экономическом, так и в социальном плане. И главное, такая ситуация легко прогнозировалась еще в начале прошлого года. Еще в начале прошлого года правительство могло бы набросать конкретный план действий на период кризиса после автобума. Увы, таких планов не было, похоже, нет сейчас. А это значит, что кризис будет лишь углубляться. За прошлогодние дивиденды от прошлогоднего беспрецедентного автобума придется расплачиваться…



Ара Меликсетян, "Голос Армении"