Виртуальные «дебаты» и бартерные договоренности: парламент за неделю - «Политика»

За что депутаты невзлюбили омбудсмена Армении? Зачем следственной комиссии понадобился Карен Карапетян? Согласилась ли ПСА на предложенный парламентским большинством «бартерный обмен»? Что больше всего обеспокоило депутатов в вопросе продления ЧП? ИАЦ VERELQ представляет наиболее яркие эпизоды работы парламента за неделю.

Виртуальные «дебаты» и бартерные договоренности: парламент за неделю - «Политика»



Лансаротская конвенция: между пропагандой и защитой



В парламенте обсудили и ратифицировали подписанную в 2010 году Конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Одобренная в профильной комиссии по правам человека и общественным вопросам Конвенция стала предметом критики оппозиционной фракции “Процветающая Армения” и некоторых внепарламентских сил.



Отметим, что сама конвенция была обсуждена еще в конце прошлой недели, в день нашумевшего скандала и драки депутатов. Возможно, именно в свете имевшей место драки депутаты устали и обсуждения вопроса ратификации конвенции проходили крайне вяло. Выступили несколько представителей правящего блока “Мой шаг”, которые сочли ратификацию необходимой и полезной, и член ППА Геворк Петросян, выступивший против. СМИ также не особо активно осветили обсуждения по той простой причине, что обсуждения не проходили с тем “размахом”, который обычно сопровождает спорные законопроекты.



По словам замминистра юстиции Кристины Григорян, для Армении ратификация Конвенции будет означать определенное расширение и пересмотр законодательства, как с точки зрения установления более четких определений и диспозиции, так и с точки зрения ведения соответствующей статистики. Конвенцией также предусмотрено сбор и хранение личных данных, в том числе и ДНК, лиц, осужденных за вышеуказанные преступления. Также предусмотрен обмен этой информацией между странами-членами конвенции, поскольку этот документ является также инструментом правовой взаимопомощи.



Спорным по мнению критиков положением конвенции стала ст. 6, согласно которой: «Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационных и коммуникационных технологий».



Сторонники принятия конвенции отмечали, что статья не предполагает предоставления учащимся начальной и средней школ подробной информации о подобного рода преступлений. Школьникам будет предоставляться адаптированная к возрасту информация, которая позволит им на ранней стадии распознать опасность. Противники принятия Конвенции сразу «окрестили» ее «противоречащей армянскому менталитету», заявили, что под этим предлогом в школах будут «промывать детям мозги», нашлись и те, кто узрел в конвенции опасность пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Тем не менее парламентское большинство выступило за ратификацию документа.



Отметим, что из стран СЕ на сегодняшний день Конвенцию не ратифицировала лишь Ирландия. К примеру, в России Конвенция была ратифицирована еще в мае 2013 года, но, как известно, никаких «калечащих психику детей» предметов в свете ратификации Конвенции в российских школах введено не было.



Как заявила замминистра юстиции Кристина Григорян, что в 2017 году в СК Армении поступило 265 дел о преступлениях против детей, из коих 101 дело, касалось сексуальной эксплуатации и сексуального насилия против детей. В 2018 году эти случаи составили 317 и 76 соответственно. В первом полугодии 2019 года – 209, из коих 51 касалось сексуального насилия, проинформировала она.




Дилемма: кого защищать – народ от властей или власти от народа?



Обсуждение отчета о деятельности омбудсмена в парламенте Армении традиционного проходит в довольно напряженной атмосфере. В постреволюционной Армении решили от заложенных республиканцами традиций не отходить. Но если, к примеру, РПА негодовали и возмущались критикой омбудсмена относительно, к примеру, действий полиции во время разгонов митингов, то сегодняшнее парламентское большинство недовольно омбудсменом из-за того, что он не защищает власти от фейков в социальных сетях и политических оппонентов.



Во фракции правящего блока “Мой шаг” обиделись на омбудсмена Армана Татояна за то, что он вступился за депутата от фракции “Светлая Армения” (ПСА) Ани Самсонян и проигнорировал оскорбления в адрес вице-спикера Алена Симоняна.



Депутат от фракции “Мой шаг” Артур Ованисян поинтересовался у омбудсмена, почему он выступил с критикой в связи с заявлением Алена Симоняна в адрес Ани Самсонян и не коснулся оскорблений, которые позвучали от лидера ПСА Эдмона Марукяна в адрес самого Симоняна. “Как это называется? Это случайность, закономерность или недочет?” – поинтересовался Ованисян. В необъективности и «однобоком отношении к вопросам» обвинили омбудсмена и депутаты Гаяне Абрамян, Сурен Григорян. А Вагаршак Акопян и вовсе счел доклад омбудсмена неудовлетворительным. В частности, Акопян обвинил омбудсмена в двойных стандартах, игнорировании террора и «психологического насилия» в отношении правящей силы, однобокой поддержке представителей оппозиционных сил.



Татоян терпел критику большинства в течение двух дней, и, подводя итоги обсуждений, обвинил некоторых депутатов в невежестве и незнании законов.



Он отметил, что с учетом вопросов и заявлений некоторых депутатов, многие из них нуждаются в дополнительном ознакомлении с правами и обязанностями защитника прав человека в Армении. Татоян зачитал соответствующую статью Конституции, представляющую круг обязанностей и прав омбудсмена в Армении. «Закон запрещает госструктурам обращаться к Омбудсмену, а согласно Конституции омбудсмен защищает исключительно права граждан в случае их попрания государственными структурами. В соответствии же с международным правом, омбудсмен защищает граждан от государства, а не государство от граждан», - заявил Татоян.




Виртуальный диспут и бартерные договоренности



После нашумевшего скандала и драки 8 мая, страсти перешли в виртуальную среду. Брат лидера ПСА Эдмона Марукяна оскорбил его обидчика - депутата Сасуна Микаеляна. Депутат в свою очередь с трибуны парламента пригрозил и лидеру ПСА и его брату, и заявил, что им обоим лучше извиниться. Звучавшие с трибуны парламента угрозы пришлись по нраву вице-спикеру Алену Симоняну, который удостоил выступление Микаеляна аплодисментами. Ответный «лайф» Марукяна из НКР был на том же «блестящем» уровне, что и выступление Микаеляна. Оппозиционер не только не стал извиняться, но и в определенной степени даже оправдывал брата.



Одним виртуальным диспутом не обошлось. Фракция «Мой шаг» призвала ПСА к конструктивности и предложила бартерную сделку. «Сасун Микаелян сложит мандат, если одновременно с ним сложит мандат и Эдмон Марукян. Более того, что мандаты готовы сложить депутаты фракции “Мой шаг” Артак Манукян и Ваге Галумян, если мандаты сложат члены ПСА Грант Айвазян и Саркис Алексанян. Это – наша позиция», - заявила глава фракции «Мой шаг» Лилит Макунц.



Предложение Макунц было дважды отвергнуто Марукяном. Один раз в ходе «лайфа» из Степанакерта, а затем уже в ходе брифингов в парламенте. Позиция Марукяна однозначна - ПСА не пойдет на сложение мандатов. Он заявил, что ПСА не бойкотирует заседания НС, а ждет гарантий того, что применение насилия в парламенте не повторится. Марукян пообещал, что даже если ожидаемые гарантии не будут получены, фракция продолжит свою работу в парламенте. "Мы не обсуждали конкретной даты возвращения к работе в парламенте, потому что это второстепенный вопрос в этом процессе", - заявил он.




Зачем следственной комиссии понадобился Карен Карапетян?



Парламентская следственная комиссия по изучению обстоятельств апрельской войны 2016 года вызвала экс-премьер-министра Карена Карапетяна. Главная интрига заключалась в том, что намерены обсудить с экс-премьером члены комиссии, с учетом того факта, что во время апрельской войны Карапетян не только не занимал какой-либо государственной должности, его даже не было в стране. С 2015 по сентябрь 2016 года Карапетян занимал должность заместителя генерального директора по международным проектам ООО «Газпром энергохолдинг».



Какие конкретно вопросы, а возможно и договоренности были достигнуты с Карапетяном неизвестно. Но приглашение Карапетяна стало настоящим подарком для журналистов, заваливших экс-премьера вопросами. На расспросы журналистов Карапетян отвечал кратко и с неохотой. Он сообщил, что не намерен возвращаться в политику, с экс-президентом Сержем Саргсяном общается, но неактивно. А вот детали и договоренности исторической встречи с Николом Пашиняном в апреле 2018 года, Карапетян представлять не стал. «То, о чем мы договорились с господином Пашиняном, это наша личная договоренность», - только ответил он.




Продление ЧП: что беспокоит депутатов?



В ходе спецзаседания в парламенте в связи с решением правительства продлить режим ЧП самой обсуждаемой темой стало обязательное требование носить маски с 25 мая.



Депутатов в данном решении беспокоило все – как заниматься спортом в маске, как питаться в ресторанах и кафе, зачем носить маску членам семьи во время прогулки в парке, надевать ли маски новорожденным. Депутаты также затронули стоимость масок, которая в свете пандемии значительно повысилась, многие заговорили о необходимости предоставления масок и перчаток социально необеспеченным слоям населения. Депутаты также подчеркнули, что установленный в 100 тыс. драм штраф за нарушения требований режима ЧП – завышен, и люди просто не смогут платить.



В конечном итоге депутатам удалось убедить коменданта, вице-премьера Тиграна Авиняна. Он выразил готовность пересмотреть условия и снять обязательное требование носить маски на улице. Маску необходимо будет надевать только входя в помещение и транспорт, а посему у каждого при себе должна быть в наличии маска, хотя бы самодельная. Более того, за маску может сойти даже обычный шарф, если он прикрывает нос и рот.



Он отметил, что, говоря об обязательном ношении масок в публичных местах, комендатура предполагает, что все будет происходить в рамках здравомыслия. К примеру, никто не заставит надевать маску грудному ребенку, или сидеть в ресторане в маске перед накрытым столом.



Нана Ваграмян, https://verelq.am/