Территориальная целостность Азербайджана и право народа Арцаха на самоопределение лежат в разных плоскостях - «Политика»

Военно-политический режим Азербайджана вновь переходит на риторику угроз и шантажа, в очередной раз пустив в оборот спекуляции на тему «права на восстановление своей территориальной целостности и суверенитета в рамках международно-признанных границ».

Территориальная целостность Азербайджана и право народа Арцаха на самоопределение лежат в разных плоскостях - «Политика»


Это ещё раз демонстрирует очевидность того факта, что официальный Баку, фактически имитирующий переговоры в рамках ОБСЕ, не намерен отказываться от своих реваншистских целей и максималистских позиций.


Проще говоря, в Баку надеются на капитуляцию армянских сторон и преподнесение на блюдечке независимого вот уже 30 лет Арцаха, отстоявшего свой суверенитет в результате общенародной победы над агрессором, столь легкомысленно развязавшим кровавую войну в ответ на реализацию арцахцами своего исконного права на свободу и независимость...


Что касается проблемы соотношения принципов территориальной целостности и права на самоопределение в контексте азербайджано-карабахского конфликта, то надо отметить, что международно-правовые обоснования образования Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) в Степанакерте считают безупречными: на фоне развала СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, в частности, законом от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», образовались два независимых государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Фактически, Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана, кроме советского периода, когда волевым решением Сталина армянский край в урезанных границах был передан Азербайджану.


В плане международного права Нагорный Карабах реализовал своё право на самоопределение, тем самым обеспечив государственный суверенитет и самостоятельное определение своих путей развития. В Степанакерте уверены, что НКР, как фактически состоявшееся государство, имеющее 30-летнюю историю и все необходимые предпосылки и атрибуты государственности, обладает всеми законными основаниями воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятым в ООН: положения о самоопределении и самообороне Нагорного Карабаха были осуществлены исключительно на законных основаниях и в рамках международного права, в соответствии с Уставом ООН.


Между тем официальный Баку, преследуя максималистские, реваншистские цели, пытается представить принцип территориальной целостности как приоритетный в иерархии основополагающих принципов международного права, впрочем, наверняка понимая, что подобной иерархии не существует, и все принципы обладают одинаковой правовой силой (это однозначно зафиксировано в соответствующих международно-правовых актах). Так, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что «при истолковании и применении принципов международного права следует исходить из того, что они являются взаимосвязанным, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других». Заключительный акт СБСЕ также указывает, что все положения, содержащиеся в Декларации принципов взаимоотношений между государствами, «имеют первостепенную важность, и, следовательно, будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учётом других».


Более того, действие принципа территориальной целостности государства направлено прежде всего в сферу межгосударственных отношений. Первым актом, определяющим принцип территориальной целостности государств, стала статья 10 Устава Лиги Наций, в соответствии с которой члены всемирной организации (Лиги Наций) обязались уважать и сохранять территориальную целостность государства «против внешней агрессии». Таким образом, данный принцип не мог использоваться для подавления национальных или других движений внутри образования, а лишь применялся для предотвращения насильственной аннексии извне. Сегодня соответствующее положение Устава ООН (п. 4. ст.2) также не гарантирует территориальную целостность государств в тех случаях, когда территориальные изменения происходят в соответствии с волеизъявлением народа данной территории.


Что касается применимости того или иного принципа в случае с НКР, то следует ещё и ещё раз отметить, что Нагорный Карабах (историческая провинция Армении – Арцах) никогда не входил с точки зрения международного права в состав независимого Азербайджана. Нынешняя Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемником единственного досоветского азербайджанского государственного образования – Азербайджанской Демократической Республики 1918–1920 гг., которая не включала в себя Нагорный Карабах. Кроме того, официальный Баку объявил о незаконности установления в Азербайджане советской власти, при которой Нагорный Карабах собственно и был передан Азербайджанской ССР (исходя из политической конъюнктуры и помимо воли местного населения, нелегитимным с точки зрения международного права решением большевистского органа власти).


В свете всего вышеизложенного становится очевидным, что независимость Нагорного Карабаха и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях, и независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился на своей исторической территории.


Иными словами, территориальная целостность Азербайджана и право народа Нагорного Карабаха на самоопределение находятся в разных плоскостях.



Выступая исключительно за мирный путь решения проблемы, руководство НКР не раз утверждало, что возможная формула урегулирования азербайджано-карабахского конфликта никоим образом не должна ставить под вопрос исторический выбор карабахского народа. Если конкретнее – для НКР неприемлема любая модель урегулирования, которая может поставить под вопрос независимость и безопасность республики.


Армянские политики и эксперты считают, что международное признание Нагорно-Карабахской Республики лишь зафиксирует существующие реалии и будет содействовать установлению долгосрочной стабильности во всём регионе.


Между тем гипертрофированные политические амбиции и реваншистский дурман никак не дают нынешним властителям Азербайджана смириться со сложившейся ситуацией, и они продолжают тщетные попытки подавить волю карабахского народа угрозами, шантажом и грубой силой, жертвуя при этом жизнями простых азербайджанцев, которым в принципе Нагорный Карабах не нужен – они не хотят погибать за чужую землю.


В контексте вышесказанного становится понятно, почему азербайджанские власти на протяжении многих лет препятствуют созданию международного механизма расследования инцидентов в приграничной зоне. В Баку понимают, что внедрение таких механизмов на линии соприкосновения войск позволит очень быстро выявлять истинного агрессора и провокатора. Тогда бакинскому режиму будет трудно пускать пыль в глаза международной общественности, рядясь в тогу невинной жертвы и миротворца…


При нынешнем поведении официального Баку наивно ожидать в ближайшей перспективе какого-либо прорыва в процессе карабахского урегулирования. А это означает, что противостояние двух хорошо укреплённых лагерей, чреватое новой эскалацией напряжённости, будет продолжаться неопределённое время. Однозначно можно сказать лишь то, что если Арцах, как основная сторона конфликта, вновь будет включён на полноправной основе в процесс урегулирования, то подвижки в переговорах обязательно будут. А для развязки конфликта необходимы настоящий, а не показной настрой и здоровая политическая воля официального Баку.


Ашот Бегларян, Степанакерт


http://russia-artsakh.ru/